80-е, часть улицы Афинас (центр Афин). Кроме вывески банка Аттики, которого давно уж никто не помнит, остальные вывески, по-моему, есть и сейчас.
В Афины мы прибыли из СССР конца 80-х. Из эпохи «Интердевочки», «Воров в законе», кооперативных кафе, «комков», цеховиков, видеосалонов и законной валютой, купленной во Внешторгбанке.
Однако на новом месте время выглядело совсем иначе. Там все времена были смешаны и перетасованы. Отчасти сказывалось полное незание языка и отсутствие всякого (даже самого маленького) представления о характере греческого населения этого огромного хаоса, то есть, города который «думал, что он столица»( по меткому замечанию одного греческого журналиста).
По улицам, площадям и магистралям Афин двигались старенькие желтые троллейбусы фабрики Урицкого 60-х годов! Это шокировало моё сознание сразу и наповал. Даже в Майкопе были новее...
Через шоковые процедуры знакомство с народной городской культурой Афин 90-х проходило значительно более шустро. А вот образование и остальные там политические закавыки всё ещё пролетали мимо, не задерживаясь в сознании.
Примерно через год я уже могла определять, как выглядят ужаленные наркоманы в метро, и что они хотят от прохожих. В 90-м году Европа уже пожинала плоды развала СССР, но Греция пока что была занята внутренними делами, в которых мы, понаехавшие и не социализированные, ничего не понимали.Хотя уже успели принять участие в выборах «партиархов».
Остановка афинского "метро" - "Монастираки"
Осенью 90-го года, когда везде уже в витринах горели рождественские фонарики, пели развеселые «санта-клаусы», стучали в барабаны и визжали на своих кларнетах цыгане, мы решили в субботний день пройтись просто ради любопытства поглазеть на весь этот громкий шалман.
В тот новый для нас период, мы могли только на витрины глазеть, да ориентироваться, где там, к примеру, почтамт, а где тут международный телефон. И как-то сообразить что шум на площади какой-то не такой, как в обычные дни и странно мало народу спускается в «подземку».Но кто это может определить вот так сразу?
Шли мы на улицу 3 сентября (она же Патисион и как-то там ещё, кажется)
в этот самый "Миньон", где были тогда лучшие рождественские витрины...
и тут вдруг, трах-бах! чего-то там жахнуло и всё вокруг заполнилось жёлтым дымом, все мы зачихали и ринулись к какому-нибудь выходу. Но не тут -то было! Наш выход на улицу был загорожен, и стояли со щитами полицейские, которые в вежливой форме объясняли людям, что это они тут зря и могут пострадать, лучше идите назад к другому выходу из подземки. Но мы же любопытные, поэтому как-то протиснулись и всё-таки вылезли на свою улицу. А там вот так:
моментально вернувшись обратно в подземку, мы шокированные отправились пешочком восвояси через другой выход. По дороге всё время слышали: «Дека-эфта-ноЭмври!» , «порИа», «тромократИа» и чего-то все руками машут, возмущаются и активно так убегают кто куда.
Пошёл дождь.Вокруг страшно воняло то ли серой, то ли ещё каким-то адским ингредиентом. Так произошло моё личное знакомство с системой греческого высшего образования и её дочерним предприятием под названием: «ежегодные студенческие беспорядки в Афинах в день памяти жертв Политэхниу 17 ноября».
Афины тогда были таким прекрасным местом, где неожиданности поджидали на каждом шагу. Утром я часто видела, как один солидный мужичок выгуливает здоровенную мохнатую собаку в парке. А в какой-то выходной день этот мужик оказался цыганом с бубном, а собака... медведем.
Этот медвежонок начала 90-х был последним в цыганской культуре Афин.