Символические проводники альтруизма, морали и социальной солидарности: заметки на полях программы ежегодного собрания Американской Социологической Ассоциации
(106-th ACA Annual Meeting, Section on Altruism, Morality, and Social Solidarity, August 20-23, 2011, Caesars Palace, Las Vegas, Nevada)
Меня всегда интересовал библиотечный мир. От взаимоотношений персонала до устройства каталогов. Поэтому первое посещение
Ленинской библиотеки оказало на меня сильное впечатление. В течение последующих сессий (это слово, на мой взгляд, наиболее уместно в данном случае) мир лнинки раскрылся для меня и даже начал впускать в круги местных «интеллектуалов», обитающих в разных уголках этого одиноко, спасающегося корабля советской эпохи. Здание, интерьеры, правила библиотеки по организации приема посетителей, контингент персонала, его стиль общения с посетителями, друг с другом, и особенно виды из окон принудительно переносили меня в прошлое, наше советское светлое прошлое. А зачастую еще дальше, в начало 20-века, в период первых публикаций молодого Питирима Сорокина. Благодаря потребности в прочтении его книг я попала в мир уходящей эпохи, опосредованной своими характерными московскими символическими проводниками. В августе 2011 года благодаря потребности в рассказе о моем прочтении я снова оказалась в мире уходящей эпохи, опосредованной городской символикой Лас-Вегаса.
Удивительным образом в моей голове два противоположных мира США и СССР вдруг наложились друг на друга, как два кадра проявленной пленки, и контуры многих аспектов социальной жизни современной Америки практически совпали с укладом советского строя. Невозможно привести доказательства сугубо субъективной оценки молодой аспирантки, впервые оказавшийся в США, впервые получившей возможность выступить на крупной конференции ASA, к тому же в таком «не типичном для штатов городе» как Лас-Вегас. Однако, в таком не типичном месте, как мне показалось, было достаточно типично острых проблем, с которыми сталкиваются простые американцы. И типичных проблем для советского времени. Проблемы жилья, отсутствие разнообразия продуктов питания (лишь в двух магазинах нам удалось купить фрукты, овощей не было, одна марка молока, сока и т.д.), распространенная сеть общепита с не качественной едой, большое количество молодежных преступных объединений (явно живущих так не только ради хлеба насущного), страх перед внешним миром, недоверие к иностранцам, цензура в новостях, скудное оповещение мировых событий и проч.
Все эти впечатления сопровождались наблюдением за ходом конференции и нервной подготовкой к моему первому выступлению на английском языке. Выйдя из стен Ленинской библиотеки, преодолев высокие тяжелые дубовые двери советского дворца знаний с диссертацией о теории символического П.А.Сорокина, я вошла в стеклянные раздвижные ворота Дворца Цезаря (
Caesars Palace Hotel) с докладом The Role of Symbolical Mediators in Contemporary Social Conflicts: Pitirim Sorokin`s Theory of Social Symbol Reconsidered. Конференц - центр Дворца Цезаря по своим размахам и внутреннему декору не далек от ленинских коридоров, разве что последние уступают ему обилием света, позолоты и мягкостью кресел. Это одно из не многих мест в Лас-Вегасе с наименьшим процентом бутафории и с наибольшим процентом греко-римской эклектики в размахе исполнения.
О людях - символических проводниках. Я была очень рада, что мое место на этой конференции оказалось рядом с теми, кто искренне верит в возможность продолжения работы в области изучения альтруизма, морали и солидарности, когда-то начатой П.А.Сорокиным. Именно социологический подход к изучению данной области человеческого бытия имеет шансы осуществить не только теоретическое, но и практическое. На сегодняшний день с моей мыслью, возможно, согласятся уже 302 члена АСА,
присоединившиеся к секции. Значительное увеличение количества участников в год проведения собрания ACA по теме
«Социальный конфликт: Множественные измерения и арены» является значимым событием. Это одна из немногих секций, которая была посвящена, по сути, теме разрешения конфликтов, то есть достижению социальной солидарности. Это первый значимый практический результат. Я смею верить, что работа секции и людей, заинтересованных в ее существовании в течение дальнейших лет приведет не только к популяризации идей Сорокина, но и к разработки практических проектов. Со своей стороны отмечу, продолжая слова Н.Е.Покровского, что
кафедра приложит к этому все усилия.
На заседаниях не раз прозвучали слова о том, что появление секции было бы не возможно без Винсента Джеффриса (
Vincent Jeffries), чья упорная работа и альтруистическое обаяние собрали в одном месте всех тех, кто позволил этому событию состоятся: Павел Кротов (исполнительный директора
Фонда Питирима Сорокина), Эдвард Тирикьян (
Edward A. Tiryakian), Джеффри Александер (
Jeffrey С. Alexander), Пол Шервич (
Paul G. Schervish), Стивен Вэйси (
Stephen Vaisey), Дмитрий Ефременко (
Dmitriy Efremenko), Александр Гофман (
Alexander Gofman), Никита Покровский (
Nikita Pokrovsky).