Напишу-ка я тоже про "Семнадцать мгновений весны". Так уж получилось, что этот сериал у меня в числе самых любимых уже очень давно. Время от времени перечитываю первоисточник. Через это, кстати, увлекся историей Нюрнбергского процесса, читал книги и материалы следствия.
Одна из деталей, которая мне почему-то больше всего запомнилась в фильме - это уличные указатели: аккуратные рамки и буквы строгого шрифта, складывающиеся в длиннющие немецкие названия улиц: Александерплац, Принц-Альбрехтштрассе ..
Приехав в Берлин, замирал сердцем при виде знакомых названий, но при этом чувствовал какую-то странность. Позже, за просмотром фотографии, невнятная мысль оформилась окончательно: я перевел снимки указателей в грейскейл - и все встало на свои места.
У меня в голове Германия оформилась именно такой, черно-белой, зернистой, с музыкой Таривердиева. Возможно, такой ее представляла себе и Лиознова. В 1973 году у нее была возможность снимать на цветную пленку: первый отечественный цветной фильм ("Груня Корнакова") был снят уже в 1936-м. Но для решения художественной задачи был выбран монохром - и это стало неотъемлемой частью фильма и атмосферы, в которую режиссер погружает зрителя.
Накладывая на известную мелодию трансовый дыц-дыц, мы получаем ремикс - самостоятельное произведение. Марсель Дюшан пририсовывает Моне Лизе усы и получает художественный объект, имеющий слабое отношение к первоначальному замыслу Леонардо. С "Семнадцатью мгновениями" получилось то же самое: это не "возвращение классики", а ремикс на тему. А местами - так
вообще леденящий душу ппц.
В общем, зря они так.
Update: Штирлиц и Шлаг едут в машине к границе со Швейцарией через небольшой городок. Весь кадр закрашен, кроме пространства внутри стекол автомобиля - там монохром.
Ну ебаный же стыд, а..