Когда человек совершает грех, единственное средство преодолеть его, вернуться на дорогу к доброй жизни, с которой сошёл -- это сказать себе правду, покаяться и осудить самого себя. Не стараться обвинить других, обстоятельства, не оправдываться тем, что "был вынужден" поступать так. Всё это справедливо как для одного человека, так и для всего общества: не может быть никакого прогресса, никакого возрождения чего бы то ни было, кроме самого худшего, до тех пор, пока замалчивается, отрицается и искажается история, пока всё старание "учёных" направлено на поиск оправдания совершённым преступлениям, пока вместо раскрытия их и доведения до массового сознания всего ужаса и бесчеловечности того, что было совершено руками народа против него самого, властными структурами вновь создаётся культ "славного прошлого" и "славных побед".
Россия сегодня представляет собой именно такое общество, общество, которое пошло по пути самообмана, общество, в котором для пробуждения в людях памяти, о преступлениях, которым все мы были соучастниками (если не прямыми организаторами и исполнителями) делается "чуть более, чем ничего".
В стране, в которой за 35 лет "ленинизма-сталинизма" за "контрреволюционные преступления" было уничтожено около миллиона человек, в которой через лагеря по той же статье прошли миллионы, до сих пор памятники этим людям, этой лучшей части общества, можно сосчитать по пальцам. Силами исключительно добровольцев в Москве был установлен "памятник" жертвам политических репрессий -- гигантский валун, привезённый из одного из таких лагерей смерти на Соловках. И всё. Размеры этого мемориала уничтоженной России вполне сравнимы с надгробием и самого главного палача у кремлёвской стены, а с мавзолеем идеолога красного террора в самом сердце страны -- и сравнивать не надо. Никаких официальных церемоний, никаких слов от лидеров "правоприемницы" СССР. Да в нашей стране памятников палачам больше в сотни, если не в тысячи раз: чуть не в каждом городе памятники Дзержинскому, Ленину; в Краснодаре несколько лет назад на улице проспект Чекистов (!) открыли памятник "Чекистам Кубани" с надписями, от которых что-то внутри содрогается: "ВЧК, (о)ГПУ, НКВД, КГБ, ФСБ" -- памятник тем, кто расстреливал по станицам казаков, выявлял "петлюровцев", сторонников "Кубанской Рады", "кулаков" и "подкулачников", потом "так называемых "правозащитников", отправлял здоровых людей в сумасшедшие дома, в общем памятник героям нашего времени. А уж улиц-то, увековечивающих в памяти потомков славных героев: Ленина, Калинина, Будённого, Свердлова, улиц имени n-х по счёту юбилеев насильственного захвата власти одной партией, и всех иных культурных мест просто не счесть.
В 1932--1933 гг. на юге СССР властью было осуществлено, пожалуй, самое ужасное преступление за всю её историю: искусственный голод, когда у людей забирали всё, что можно было найти, обрекая их на голодную смерть. В эти страшные годы в СССР голодом было убито 7--8 млн человек, это примерно равняется сумме годовых потерь населения в советско-германскую войну 1941--1945 гг. Наиболее голод свирепствовал там, где его не могло быть в принципе: на Украине, на Дону, на Кубани, на землях, на которые в иные голодные годы бежало население из других регионов России. Кто-то может спросить, зачем это было нужно власти -- уничтожить миллионы самых сильных, самых хозяйственных крестьян? Да вот именно за это их и уничтожили за то, что были самостоятельными, могли и что-то сказать наперекор, и советской власти эти крестьяне вовсе не радовались: что в Украине, что на Дону и Кубани советская власть была установлена насилием, прямой интервенцией большевизма из России. Так почему бы не уничтожить пару миллионов этих свободолюбивых, этих "казаков"? Двух зайцев ведь убьём: исчезнут потенциально недовольные и другим боязно будет? Да, советскому строю нужны были рабы, настоящие рабы, которыми можно легко повелевать. И конечно, наилучшей организацией таких новых крепостных была коммуна, колхоз, которыми и управлять легче и воровать у них быстрее. Голод был непросто голодом, непросто террором голодом, "голодомором", он был ещё и очередным, последним ударом обществу, контрольным выстрелом, так сказать. Параллельно с борьбой с "кулаками" шло уничтожение тех, кого не добили в Гражданскую и 20-е, шла колоссальная "культурная революция": расстрелы писателей, "декоренизация", уничтожение целых народов, выселения населённых пунктов в полном составе и заселение их "добросовестными колхозниками". Так на Кубани в конце 1932 г. было запрещено преподавание на украинском языке, родном для большинства тогдашних кубанцев, закрыты газеты, сожжены украинские фонды библиотек -- только за то, что они были украинскими. А это значит, была лишена всякой возможности воспроизводства культура целого народа. Кому это могло понадобиться? Конечно, тем, кому нужно было создать общество рабов, которые должны были идти к светлому будущему... Страшно читать воспоминания очевидцев тех событий: люди падавшие замертво, съеденные животные и людоедство, это телеги, подбиравшие умерших, валявшихся прямо по улицам -- это вымершие на 60--90% некогда цветущие сёла. И что же теперь? В России до сих пор нет даже дня памяти тех, кого принесли в жертву богу коммунизму, не существует и памятников, кроме коллективных надгробий, где закопаны тысячи, десятки тысяч погибших. В отличие от жертв политических репрессий, в настоящее время серьёзной работы не ведётся даже по установлению точного числа жертв, по тщательному пересмотру того, что осталось после того, как власть старательно пыталась "почиститься", уничтожая документы, могущие пролить свет на её злодеяния. Кажется, единственным, что ещё хоть как-то поддерживает интерес к этой теме, является стремление опровергнуть определение украинских учёных о голодоморе как о геноциде украинского народа. Как сказал один из таких "опровергателей" в интервью: о голоде, конечно, надо помнить, но зацикливаться не нужно -- у нашей страны есть много славных страниц, достойных памяти.
Этот историк очень правильно почувствовал, куда дует ветер! Для чего нам этот голодомор, эти репрессии, ведь если мы 70 лет вступали в комсомолы, в Партию, ходили на демонстрации 7 ноября, писали диссертации об успехах индустриализации и коллективизации, называли утопистом Толстого с его "юродивой проповедью непротивления злу", если чуть не в каждой книге и не только по общественным наукам приводятся, как из библии, цитаты из сочинений идеологов тоталитаризма и безбожного общества -- Маркса-Энгельса-Ленина, если это мы, если нашими руками усмиряли восставших крестьян, расстреливали "зэков", оккупировали Прибалтику, пытались захватить Финляндию, если это мы привели к победе одно зло над другим в войне 41--45 гг., мы продавали оружие в Африку, уничтожили главу государства и развязали войну в Афганистане -- если это всё делали МЫ, то ведь тогда и на нас лежит ответственность за всё это! Так зачем же это нам? Забудем и лучше будем героями: благо поводов для этого много -- одна Великая Отечественная Война чего стоит! А ещё космос, ракеты, советская наука! И так и делается, на единственно нужное, способное ещё, быть может, свести общество с этой дороги в никуда средство -- покаяние не тратится и тысячной доли средств, которые идут на разжигание глупейшего и опаснейшего заблуждения, настроения совершенно противоположного раскаянию -- патриотизма. И поскольку в современной российской реальности невозможно найти решительно ничего, чем бы можно было гордиться (не доходами же с нефтедолларов!), почти единственное, что остаётся для гордости -- это победа в войне, которая шла 70 лет назад. Говорят, что это была победа "советского народа"... Но если подумать: можно ли назвать вообще победой какого-то народа войну, в которой погибло 27 млн человек из этого народа? Можно ли отмечать чем-то, кроме скорби, память о действе, в котором десятки миллионов детей остались без отцов, без матерей, росли так -- словом, когда появилось поколение, начиная с которого не существовало более семьи, в которой отец, родной или двоюродный брат, дядя -- кто-нибудь обязательно не "сидел"?
Да и сама советско-германская война, вовсе не спроста с лёгкой руки вождя всех народов стала она "Великой Отечественной" по аналогии с войной 1812 года. Сталин прекрасно понимал, что мучимый им со всех сторон народ, сколько бы он не прокатывался по нему своим железным катком, ещё не отупел окончательно и уже увидал "светлое будущее", в которое почему-то нужно идти под конвоем, уже не даст он себя обмануть, как в Гражданскую, войной за коммунизм. Просто смешно было бы ожидать, что народ, который только что мучили голодом, только что переживший Большой террор, что этот народ пойдёт воевать за "советскую власть", как в 18-м он шёл под лозунгами "Землю -- крестьянам, фабрики -- рабочим". (Интересно было бы представить, какой подобный лозунг могли тогда выдумать: воевать за "Хлеб -- для индустриализации" вряд ли кто-нибудь пошёл.) И вот тогда из музеев вынесли старую тряпку патриотизма, вот тогда было решено использовать вновь тот обман, которым веками дурили, лишали всего на свете русский народ. В число героев вернулись недавно поносимые Александры Невские, Минины и Пожарские, Суворовы, Кутузовы, Нахимовы, вновь заняла своё место "опоры государства" церковь... И народ опять купился на этот обман, опять пошёл воевать -- воевать за "Родину", а в действительности за то, чтобы за ним по ночам продолжали приезжать "воронки", чтобы быть крепостным в колхозе и на заводе получать хлеб по карточкам, чтобы просидев рабом в немецком лагере военнопленных, посидеть по возвращении в советском. Даже "историческая миссия" советского народа как остановившего Холокост не выдерживает критики: никакой антисемитизм Гитлера, никакие "хрустальные ночи" (и даже антикоминтерновский пакт!) не помешали Сталину договориться с ним и разделить Польшу, разделить сферы влияния в Восточной Европе т. е. стать фактическим союзником гитлеровской Германии. И вполне вероятно, имей Гитлер какой-нибудь иной план войны, советские и германские солдаты могли ещё и бок о бок повоевать против "англо-американского и жидовского капитализма"...
Имеет ли смысл писать о том, что было дальше? Не в этой статье, по крайней мере. Преступления, хотя и меньшие по масштабу, продолжались и в это время, но главной, определяющей чертой этого периода явилось то, что "семена", засеянные Сталиным начали всходить: в стране в общем и в целом появилась "новая историческая общность", которая населяет это пространство и сейчас -- советский народ, лишённый веры во что бы то ни было, кроме привитого ему почитания материальных благ как единственного показателя прогресса, народ, который за годы репрессий хорошо научился лгать, выливать своё недовольство в бесплодные споры на кухнях, анекдоты, при этом прилежно посещая демонстрации и оставаясь комсомольцем и даже членом партии. И будет он существовать и всё так же лететь в пропасть до тех пор, покуда мы не будем хотеть слышать Правду, пока не будет понято, что все эти семьдесят лет мы шли в никуда, пока мы не возродим в себе хотя бы то, что было до этого помешательства, не начнём вновь духовный поиск, который всегда был отличительной чертой жителя России, прерванный десятилетиями материализма. И сделать это можно лишь одним способом -- отринуть то зло, которое было совершено всеми против всех, назвать вещи своими именами, и -- покаяться...