Какая религия нам нужна?

Jun 25, 2012 16:51

...Надо прежде всего освободиться... от главного суеверия, источника всех зол нашего времени, о том, что религия отжила свое время, а есть дело прошлого.
Лев Толстой, "О социализме", 1910 г.

Сегодня особенно остро встаёт вопрос о духовности, о месте религии в обществе да и о том, что же вообще такое есть религия. В современной России существует идея о "возрождении православия", нашей религии предков, возрождении в той форме, в которой оно существовало до революции. Я уже писал, что зачастую такие взгляды имеют цели вовсе далёкие от духовных: православие понимается многими его "возрождателями" как атрибут "великой России" и представляет, таким образом, интерес не само по себе. С точно таким же успехом они возрождали бы ислам, язычество, иудаизм (что и происходит в других народах), если бы они являлись когда-то "верой отцов", их отцов.

Но кроме этой неискренности существует и иная опасность, о которой я здесь хочу говорить. Истинной целью любой религии является понимание человеком своей жизни, понимание того, что он должен делать в отпущенный ему промежуток времени на земле, чтобы прожить его наилучшим и счастливейшим образом.Чем же является религия у нас? В нашем обществе, а особенно в России, идёт подмена этого истинного смысла, когда вместе с ним и зачастую вместо него под фирмой религии нам предлагаются какие-то ритуалы, веры в троицы, воскресения, вера в сотворение мира и т. д. Меня с самого детства отталкивало всё это, поэтому ещё в те годы я решил, что я "неверующий": отторжение это приводило к тому, что я вообще никак не воспринимал христианство, считая его ничем иным, как набором самых невежественных суеверий, и такой взгляд сейчас разделяет огромное большинство людей более-менее образованных, что когда начинаешь разговаривать с ними высказывая христианские моральные идеалы, они зачастую воспринимают это как что-то другое, как "буддизм какой-то". Вообще же, в отношении к христианству у нас есть два рода ошибок: первое, это принятие зачастую одних лишь внешних форм даже того же самого православие (никогда не видел, чтобы какой-то православный из моих знакомых когда-нибудь мучался вопросом военной службы и вообще преобразования своей жизни в соответствии с учением того, кого он называет Богом); второе -- это атеизм, отрицание какой-либо (кроме, быть может, исторической) ценности религиозных учений, и либо простое игнорирование их, либо объяснение с точки зрения "объективной науки", приводящей к тому, что все религия -- это какой-то вид психологической проблемы, средство снятия социальной напряжённности и т. п. Первые, как нарочно, забирают себе одну воду, вторые -- с водой выплёскивают ребёнка.

Для того, чтобы понять то, что тебе говорили духовные учителя человечества нужно хоть на минутку поверить, что, возможно, хоть не всё, что они говорили, -- это неправда, допустить существование в их учениях хотя бы крупицы истинного, что на Западе 19, на Востоке все 25, а то и больше веков освещало жизнь человечества. Необходимо попытаться найти духовное золото в этой куче, обросшей суевериями, которые начали появляться с самых первых годов мировых религий и от которых, скорее всего, не были свободны даже их основатели, если они вообще когда-то существовали, найти и вынести очищенным на свет Божий, чтобы новым людям не приходилось вновь и вновь повторять эту работу. На Западе, как бы не клеймили его всякие "почвенники" и патриоты, этот процесс идёт уже достаточно давно и приносит свои результаты хотя бы уже в том, что люди не воспринимают христианство так, как я это описал -- так, как оно воспринимается обычно в России. Людям становится ясно, что христианство -- это прежде всего нравственность (и здесь "архиправ" Владимир Ильич: "Христианство из морали сделало Бога"), прежде всего стремление к тому, чтобы жить с состраданием, в чистоте и целомудрии. Можно отвергать эти идеалы, не соглашаться с ними, но то, что это и есть христианство уже мало у кого вызывает сомнения.

Кроме "переоткрывания" христианства необходим синтез его с другими родственными ему учениями, в основе которых лежит один и тот же идеал. Учения эти: буддизм, даосизм, дзэн, индуизм, суфизм; процесс объединения их в одно чистое духовное зерно так же уже начался, и здесь в отношении России, нужно вспомнить имя Льва Толстого, ибо у нас никто не сделал столько для поиска истинного значения религии и объединения разделённых временем и пространством, но объединённых одним духом учений, как этот человек. Во всём мире таких людей, к сожалению, тоже единицы. Всё его творчество, к которому, хочется верить, возрождается интерес на родине, пронизано этим идеалом, его последние сборники, такие как "Путь жизни", "Круг чтения" содержат в себе все самые нужные и важные места из Евангелий, а так же из известных ему трактатов восточных религий, писателей различных стран и эпох. Проповедуемый долгое время государством "воинствующий атеизм", по самим замыслам своих создателей, стремившийся превратить религию в сознании народа в какое-то чучело, нанёс огромный вред духовному развитию русского и всех других народов России, привёл к забвению религиозно-философских работ Толстого, к тому, что наша некогда духовно богатая страна в настоящее время находится просто несравненно ниже по своему духовному развитию стран Запада...

Процесс объединения всех религий в одну, блестяще начатый Л. Толстым и людьми его времени, как на Западе, так и на Востоке (Когресс религий, П. Карус, Шри Рамакришна, Свами Вивекананда, Р. Роллан и ещё огромное множество других имён) должен развиваться. Необходимо взаимное обогащение христианских культур духовными практиками Востока, восточных -- христианской идеей непреложности нравственного закона. Для России также важно сделать доступным очищенное от суеверий учение Христа, такие его изложения, в которых не было бы этого отталкивающего языка славословий и всяких ни на что не нужных небылиц. Религия будущего будет объединять людей, говоря им об одной и той же истине, но только по-разному, учитывая неизбежное различия в тех условиях, в которых они живут, точно так же, как все мы, несмотря на то, что говорим на разных языках, выражаем, по сути, одни и те же чувства.

православие, Лев Толстой, Буддизм, Христианство

Previous post Next post
Up