Sep 24, 2011 20:25
Русский национализм легко назвать иным словом: империализм, если не вкладывать в него «марксистско-ленинский» смысл. Каким-то образом в головы значительной части русского населения было вбито, что, чем больше то формальное образование, которое называется Россия, тем лучше будет жизнь. Чем больше мы стремимся удержать - Курилы, Северный Кавказ, Севастополь, Абхазия - тем легче якобы будет жить нашему народу. И на поддержание этой идеи брошены огромные интеллектуальные ресурсы, происходят мистификация всех общественных наук, приспосабливание их под требования имперской доктрины. Я имею обыкновение наведываться на книжные рынки и уже давно, и чем дальше, тем больше, наблюдаю следующее: в этих местах практически невозможно найти ни одной книги по истории, которая бы не содержала в себе извращений. На каждом прилавке лежат книги, одни восхваляющие Российскую Империю, другие - сталинскую империю, в сущности же - восхваляющие, конечно, одно и то же. Далее, националистами выбран в качестве символа якобы имперский чёрно-жёлто-белый флаг, никогда таковым не являвшийся. Но разве адептам этой новой веры важна хоть какая-то историческая сообразность? На лицо типичная для таких процессов ситуация: происходит беззастенчивая мифологизация прошлого, отыскивания в нём каких-нибудь оснований для своей собственной доктрины, не имеющей никакого отношения к исторической преемственности и традициям того народа, на который эти люди будто бы опираются. В общем-то, всё очень и очень сильно напоминает процессы, происходившие в Германии в 20-30-х годах и получившие позже название «Консервативной революции». Именно тогда общественным мнением стали править псевдонаучные теории об «арийской расе», лжеучения о происхождении германцев и всевозможные псевдобиологические доктрины; тогда же вместо исторической преемственности культуры, вместо немецких классиков-романтиков в литературе, музыке и живописи на арену вышли люди, которые во имя величия германской культуры старались если не полностью запретить, то замять именно тех, кто эту самую культуру и сделал великой. И сегодня в России происходят процессы, как две капли воды, напоминающие всё вышеописанное: это и целые трактаты по славянской мифологии, о которой до академических учёных почему-то почти ничего не дошло, это и какие-то внезапно обнаруженные связи между славянским язычеством и индийскими ведизмом. И ещё большее пренебрежение к русской классике, к идеалам, воспетым в ней, как и у немецких «консервативных революционеров».
Кроме отношения к христианско-гуманистическим идеалам русской классики, весьма показательно отношение так же и к народной музыке. Здесь ситуация вообще весьма интересна, что как-то невольно сравниваешь её с тем, что делается в соседней, близкой и этнически и культурно, Украине. Здесь в самом центре барочного Львова люди собираются каждое воскресенье и поют народные песни. Во время Помаранчевой революции показывали палаточный городок в центре Киева и, как сейчас помню, две девушки пели народную «Цвіте терен». Не националисты, а простые люди. Возможно ли такое в России? Да вас либо засмеют либо лишь станут снисходительно улыбаться, решись вы сделать подобное.
Так вот вопрос в том, почему русская культура исчезает? Почему культура той же Украины, сотни лет душимая с одной стороны Россией, а с другой стороны Польшей, живёт, а культура русского народа, никогда не терявшего своей политической независимости - умирает, если не умерла уже? Ответ здесь, как мне кажется, именно в том и лежит, что значительные силы русского народа тратятся не на то, чтобы быть русским (в смысле культуры), а на то, чтобы поддерживать Империю, чтобы давить других. А когда это происходит, когда начинаешь больше заботиться о том, как бы побольше захватить и удержать, то забываешь про то, что на самом деле твоё. Для русского правительства это заблуждение уже давно стало основной доктриной и во всю историю оно проводило политику, направленную на создание и утверждение Империи. А для того, чтобы сделать это, надо всё время вкладывать огромные ресурсы в удерживание окраин, которые без этого неизбежно отделятся. И российское правительство: и имперское, и советское, и новое, лжедемократическое, так и поступало.
Однако сейчас произошло некоторый качественный сдвиг, который являет собой угрозу окончательного исчезновения русской культуры. Дело в том, что раньше русскому крестьянину было, в общем-то, всё равно, что там делает царь со своими советниками и кучкой интеллигентов, являвшихся тогда каплей в море аграрной России. Иногда ему приходилось ходить на войну, но это не особо влияло на то, как жила русская деревня, во многом сохранившая облик ещё со времён феодальной раздробленности, если не Киевской Руси. Т. е., живя в своей деревне, он вообще, если его это самым прямым образом (увеличением налогов или военной службой) не касалось, вообще ничего не знал о политике, проводимой верхушкой, и ему было, откровенно говоря, всё равно. Он вращался в собственной среде и воспроизводил в ней свою культутру в виде песен, музыки, сказок, пословиц и т. д. Сейчас же всё совсем по-другому: сейчас крестьянства в России практически не существует, люди стали более мобильными - и, как следствие, более втянутыми в политику. Национальная же политика в России, как было сказано, всегда была имперской, в ней интерес русского народа связывался с интересами правящих классов государства, которым как раз-таки и нужно было насильственное удержание территорий и новая экспансия (далеко не культурная, поскольку завоевать мир так может только действительно высокая культура, которую не создашь никакими директивами и даже выделением денег), и человек вышедший из деревенского и заводского невежества начал бессознательно принимать этот взгляд, поскольку люди, окружённые властью, деньгами, «респектабельностью» всячески проповедовали ему его. В этом переходе и приспособлении народа ко взглядам власть имущих и надо искать причины национализма в наше время.
Национализм сам по себе есть явление в корне ненародное и нерусское. Это легко видеть, заметив, сколь схожи идеи современных националистов с тем, что говорили в начале ХХ века черносотенцы. Разница лишь в том, что тогда этих людей и эти идеи поддерживал абсолютный минимум населения, и опирались они, прежде, всего на вырождавшееся дворянское сословие, борьба за свои материальные и честолюбивые интересы которого вполне понятна. Сегодня же люди происходящие из классов, которые эксплуатировала власть, кричат это же, совершенно не понимая, что к ним интересы каких-нибудь графов Шереметевых или Пуришкевичей не могут иметь никакого отношения.
В то же время у иных, подавляемых, народов быть представителем их значило именно стремиться СБЕРЕЧЬ своё, а не захватить и удержать чужое. Видимо, этим и объясняется то, что в таких странах, как Украина, народная культура продолжает жить и воспроизводиться в поколениях.
Главная беда русского народа, губящая и его и соседей, - это отжившее и вредное суеверие империи, и началом спасения его будет отказ от стремления доминировать и обращение всех сил на понимание того смысла, который скрыт в истинно русском миросозерцании, выраженном в произведениях классиков и народном творчестве.
культура,
Россия,
история,
национализм,
народное творчество