Февральская революция часть 2

Sep 19, 2012 21:20


Во второй части статьи о Февральской революции наш анализ существующих на тот момент субъективных и объективных условий для победы революции. В статье резкая критика мелкобуржуазных иллюзий о мелкокрестьянском хозяйстве в послереволюционной России и идеологии самоуправления. Также в статье  критика системы советов как модели рабочих парламентов, ( Read more... )

меньшивики, бесклассовое общество, советы, товарное производствo, февральская революция, большевизм, самоуправление, эсеры, наемный труд

Leave a comment

Re: фабзавкомы shraibman October 7 2012, 05:03:08 UTC
Фабзавкомы в большинстве своем в 1917 г вообще не ставили цели устранения капиталиста, не говоря уж о ликвидации товарных отношений. Только 10-15% фабзавкомов поддерживали анархо-максималистский проект. Поэтому, например, Ленин их обвинял в том, что они превратились в мальчиков на побегушках у капиталистов - топливо им достают, сырье и прочее. В чем была большая доля истины (но не вся истина). В действительности их цели были куда умеренее, чем у испанских коллективов.
Объясняется это довольно просто. В России инженерные кадры, специалисты заводские, не поддерживали рабочее движение, в отличие от Испании 1936 (где часть специалистов, до трети, симпеатизировала ему) и Венгрии 1956 и Польши 1980-1981, где большинство неруководящих специалистов было на стороне рабочих.
Ларчик просто открывался - без поддержки специалистов рабочие не могли управлять фабриками. Только и всего.

P.S.
Критика самоуправления в условиях товарного производства конечно правильная. Но тот, кто критикует, должен предложить свои идеи насчет того, как конкретно все устроить без товарно-денежных отношений. У испанских анархистов и левых эсеров такие проекты были - пусть и не совершенные. Колммунситы советов в 20е гг занимались аналогичными разработками - впрочем об этом я осведомлен хуже. У вас, сколько я понял, их нет.

Reply

Re: фабзавкомы tenox October 7 2012, 09:09:52 UTC
Т.е. вы нас упрекаете в том, что мы не партия и у нас нету "революционной программы минимум-максимум"? Или вы просто беспокоитесь о том, что без программы мы не сможем принять активное участия в будущей возможной социальной революции? Кстати, ленинисты также, как и вы упрекают нас, в том что "ваша критика правильная, но без программы построения будущего общества, ваша вся критика остается анархистской мечтой".

Reply

Re: фабзавкомы shraibman October 7 2012, 14:32:14 UTC
Да нет, я ни в чем вас не упрекаю...
А ленинисты в данном случае совершенно правы, кстати. Группа, которая распространяет свои идеи, т.е. хочет влиять на социальные процессы, должна уметь формулировать простым и ясным языком конкретные предложения, что и как делать, чтобы они, наряду с другими идеями и проектами, обсуждались массами трудящихся. А если группа не имеет желания влиять на принимаемые массами пролетариев решения, то она собственно и не нужна и ее существование в качестве распространяющей свои концепции организации противоречит ее собственной установке.
Сказанное не означает, что ленинисты правы в других случаях. Есть такой прием Reductio ad Hitlerum ( http://shraibman.livejournal.com/848592.html). Ну или ad Leninum, в данном случае это не имеет значения. Из того, что Ленин или Гитлер говорили временами правильные и логичные вещи, не следует ни их правота в других вопросах, ни неправота тех, кто соглашается с их разумными рассуждениями, отвергая неразумные или нелепые.

Reply

Re: фабзавкомы tenox October 7 2012, 15:56:02 UTC
Ага, значит "анархисты" согласны с ленинистами, в том, что меньшинство должно выставлять программу от имени большинства, а потом вести пропаганду среди рабочих о "революционности" своей программы? Вы хотя бы понимаете, что возможную социальную революцию будут осуществлять десятки миллионов рабочих, которые практический все должны начинать и изобретать с нуля? Рецептов в этой борьбе быть не может, можно критический рефлектировать прошлые классовые бои, но предсказать, как они должны в будущем вестись, т.е. написать программу, наверно мог только Нострадамус! Вы даже не представляете насколько смешно, когда кто то начинает агитировать и призывать "создавать советы", при том, что большинство рабочих даже и не слышали о них и не знают, как и создать. И кто вообще предсказать, как будут выглядеть органы самоорганизации пролетариата в будущем? По вашему в 1905 году советы возникли из агитации или из того опыта борьбы, который рабочие сами накопили?

Мы видим себя и нашу борьбу, как составную часть пролетариата и наипервейшим местом нашей борьбы является производственный процесс, где мы конкретно можем бороться против капитала. Мы не видим себя в роли блогеров-анархистов, которые пытаются влиять на массы извне. Конечно, мы используем средства коммуникации для распространения наших идей, но в тоже самое время мы очень критический относимся ко всему виртуальному миру, который в принципе не имеет ничего общего с конкретными социальными проблемами людей.

P.S. И не говорите насчет понятливости языка на котором мы пишем. Вы хотя бы понимаете, что в нашем случае пролетарии пишут для пролетариев, а не как принято, когда мелкобуржуазные интеллигенты занимаются воспроизводством своего сознания.

Reply

Re: фабзавкомы shraibman October 7 2012, 16:25:50 UTC
1. Я, честно говоря, не вижу никакой связи между тем, что Вы написали и тем. что написал я. "Ага, значит "анархисты" согласны с ленинистами, в том, что меньшинство должно выставлять программу от имени большинства, а потом вести пропаганду среди рабочих о "революционности" своей программы?". Я не говорю от имени анархистов и не являюсь чистым анархистом, но это здесь второстепенно. Первостепенно то, что выставление своих проектов вовсе не то же самое, что выставление их же от имени большинства. Это разные вещи. Любой психически адекватный пролетарий, вроде меня, или Васи Пупкина, или Отто Рюле, имеет право предлагать свои проекты переустройства общества. А решения буджут принимать самоорганизованные трудящиеся, включая этих индивидов. Это и "выставление своей точки зрения от имени большинства" - абсолютно разные вещи. Подменять решения большинства своими проектами не стоит. А вот предлагать свои проекты подобно другим группам, естественно.

2. Разумеется, мы не знаем условий будущей социальной революции. Однако, мы знаем историю неудач и успехов предыдущих пролетарских революций. Исходя из этого, мы можем предлагать свои проекты, основанные на предшествующем опыте, для того, чтобы избавить миллионы пролетариев, которые в отличие от нас об этом опыте ничего не знают - изобретать велосипед. Что Вы, вероятно, и пытаетесь делать на свой лад, распространяя свое виденье революций в интернете и убеждая других в своей правоте. Другое дело, что это виденье ваше, ИМХО, страдает от двух изъянов. Во-первых Вы не знакомы с современной научной литературой по этим событиям, по крайней мере, по русской революции. Во-вторых, Вы почему-то избегаете поиска ответа на некоторые вопросы, с уверенностью настаивая на своей правоте в других вопросах. На мой взгляд, это нерационально. Разумеется, мы не можем знать, как будет построено социалистическое общество. Но я не вижу причин, которые могли бы помешать нам мысленно конструировать социальные модели бестоварного общества, основанного на рабочей самоорганизации, с учетом опыта предшекствующих революций. Возможно, эти модели пригодятся в условиях революции. Если нет - нет, однако лучше иметь хоть какие-то представления о возможной дороге в будущее, чем никаких. Иначе Вы попадаете в странное положение. Можно критиковать рынок, но вас любой, кто воспримет такую критику всерьез, спросит- а что, можно строить хозяйство без рынка? и как? и если на этот вопрос нет никакого, даже самого приблизительного и условного ответа, это беда.

3. Вообще говоря, любое общество современное - это результат определенных интеллектуальных проектов, которые накладываются на реальные запросы и интересы различных слоев населения и трансформируются под их воздействием. Как совершенно справедливо говорит политолог и экономист Кагарлицкий (реформист, со взглядом которого на большинство вопросов я не согласен), Вы можете говорить абстракциями, но вопросы о том, как организовать управление на неэксплуататорских принципах, откуда взять энергию для машин, как спасти природу и т.д. все равно останутся. И думать над решением таких задач надо уже сегодня.

Reply

Re: фабзавкомы shraibman October 7 2012, 16:31:46 UTC
Мы не видим себя в роли блогеров-анархистов, которые пытаются влиять на массы извне. Конечно, мы используем средства коммуникации для распространения наших идей, но в тоже самое время мы очень критический относимся ко всему виртуальному миру, который в принципе не имеет ничего общего с конкретными социальными проблемами людей

Комментарий
Но вы ведете агитацию за свои идеи в интернете и настаиваете на их правоте. И в этом плане вы от блогеров-анархистов, блоггеров-ленинистов и блогеров-фундаменталистов ничем не отличаетесь. Таким образом, Вы именно что пытаетесь влиять на массы путем распространения и отстаивания своимх убеждений в блогосфере.

Мы видим себя и нашу борьбу, как составную часть пролетариата и наипервейшим местом нашей борьбы является производственный процесс, где мы конкретно можем бороться против капитала

Комментарий
А Вы не могли бы написать что-нибудь конкретное о борьбе работников на производственном месте, в которой вы приняли участие? А то, русская революция- это конечно интересно, но это дело прошлое, а что конкретно вы делаете сегодня для борьбы с капиталом на рабочем месте?

Reply

Re: фабзавкомы tenox October 14 2012, 13:22:44 UTC
А то, русская революция- это конечно интересно, но это дело прошлое, а что конкретно вы делаете сегодня для борьбы с капиталом на рабочем месте?

Когда мы говорим, что "мы видим место наше место борьбы в первую очередь в производственном процессе", это не означает, что можем просто так сделать фокус и организовать забастовку. Для того, чтобы такое произошло в любом конкретном случае должны совпасть много обстоятельств. И вообще, дело не в том, что мы делаем в конкретном случае, а в том, что делает пролетариат в целом.

Reply

Re: фабзавкомы shraibman October 14 2012, 16:50:53 UTC
Нет, нет, нет, выше вы писали, что отличаетесь от блоггеров-анархистов, "которые пытаются влиять на массы извне", и что "Мы видим себя и нашу борьбу, как составную часть пролетариата и наипервейшим местом нашей борьбы является производственный процесс, где мы конкретно можем бороться против капитала". Вот я и попросил Вас поделиться информацией о вашей борьбе на рабочем месте, которое вы видите наипервейшим место и т.д. С вашей деятельностью в качестве пропагандиста-блоггера я как раз ознакомлен (и чем она принципиально отличается от деятельности других пропагандистов, которые используют инет для агитации за свои идеи мне осталось неясным). Теперь хотелось бы узнать больше о вашей основной революционной работе - на рабочем месте. И именно с конкретикой.

Reply


Leave a comment

Up