Январские бои в Берлине

May 10, 2019 21:28


Мы продолжаем серию публикаций под общим названием «Послевоенный революционный кризис в Германии (1918-1923)». В нашей сегодняшней статье мы рассказали о так называемом Январском восстании в 1919 г. в Берлине. В частности нам удалось показать, что целями восстания были свержение режима Эберта и захват государственной власти, при том что результатом такого захвата могло стать всего лишь установление в Германии госкапиталистического режима по примеру Советской России.


Вооружённые рабочие демонстрируют против увольнения полицей-президента Эйхгорна. Берлин, январь 1919 г.

После неудавшейся контрреволюционной атаки, организованной членами правительства от Социал-демократической партии большинства против Народной морской дивизии, представители Независимой социал-демократической партии в знак протеста покинули кабинет Эберта. До этого момента контрреволюция использовала членов правительства НСДПГ в качестве «революционного» фигового листка против пролетариата, чтобы сплотиться и нанести решающий удар по пролетариату в столице. 4 января 1919 г., чтобы спровоцировать классово-боевой пролетариат на выступление, а также избавиться от представителя левого крыла НСДПГ Эмиля Эйхгорна в сенате города, прусское министерство внутренних дел освободило его от должности полицей-президента Берлина. Ни сам Эйхгорн, ни НСДПГ, ни «революционные» старосты и КПГ(СС) не захотели признавать это смещение.

Между тем контрреволюция готовилась нанести решительный удар по классово-боевому пролетариату Берлина. Так, 4 января члены правительства Фридрих Эберт и Густав Носке произвели осмотр подразделения фрайкоров в Цоссене, недалеко от Берлина. 6 января отвечающий за военную сферу в Совете народных уполномоченных Носке принял командование контрреволюционными войсковыми соединениями. Он взял на себя эту функцию со словами: «Пожалуй, кто-то же должен быть кровавым псом. Я не страшусь ответственности».

НСДПГ, «революционные» старосты и КПГ(СС) призвали пролетариат Берлина провести 5 января демонстрацию против смещения Эйхгорна. Сотни тысяч пролетариев, пролетарок и солдат последовали призыву и вышли на демонстрацию против махинаций контрреволюции. На последующем митинге были выдвинуты требования о разоружении контрреволюции, вооружении пролетариата, формировании Красной гвардии и свержении режима Эберта. С балкона управления полиции к классово-боевому пролетариату обратились с речью Эрнст Доймиг, Эмиль Эйхгорн, Георг Ледебур (все НСДПГ) и Карл Либкнехт.

Руководство НСДПГ, «революционные» старосты и члены правления КПГ Пик и Либкнехт переоценили революционную решимость берлинского пролетариата. Неправильная оценка ситуации, а также ложные обещания члена Народной морской дивизии Генриха Дорренбаха о том, что подразделения дивизии будут сплочённо участвовать в революционном свержении режима Эберта, ещё более усилили иллюзии берлинского отделения НСДПГ, части «революционных» старост и членов КПГ Пика и Либкнехта. Однако после рождественских боёв 1918 г. Народная морская дивизии была реорганизована. Многие моряки были переведены из Берлина, а части дивизии, оставшиеся в столице, были объединены с социально-реакционной Республиканской солдатской гвардией. Эти структурные изменения в Народной морской дивизии изменили также и сознание моряков. Вопреки заявлению Дорренбаха, дивизия в развивающейся январской битве не сражалась на стороне революционного пролетариата. Большинство других подразделений также заняло нейтральную позицию или даже встали на сторону контрреволюции. Во время январских боёв в Берлине не были также созданы вооружённые рабочие ополчения как органы диктатуры пролетариата.

Когда 6 января руководство берлинского НСДПГ, революционные старосты и представители КПГ(СС) призвали к свержению режима Эберта, объективных предпосылок для этого не было. Помимо этого согласно марксистской идеологии планировалось не разрушение государства, а захват государственной власти. В лучшем случае результатом такого захвата могло стать установление в Германии госкапиталистического режима по примеру Советской России, однако, как мы уже в наших предыдущих статьях неоднократно показывали, для установления стабильного госкапиталистического режима в Германии не было объективной основы. В Германии могла победить только или настоящая социальная революция с последующим образованием бесклассового и безгосударственного общества как пролога мировой коммунистической революции или буржуазная контрреволюция. Первое во время январского противостояния не было объективной чёткой целью берлинского пролетариата, только несколько субъективно революционных партийных политиков попытались совершить государственный переворот, но т.к. большинство пролетариата не было готово к этому, победила контрреволюция.

Так, для завоевания государственной власти политики из НСДПГ, революционные старосты, Пик и Либкнехт из КПГ(СС) сформировали Революционный комитет, который состоял из 33 членов. Ледебур, Либкнехт и Поль Шольце были избраны председателями этого комитета. СДПГ-большинства также не осталась в стороне. 6 января она созвала своих сторонников на митинги в поддержку правительства. Вечером 5 и ночью 6 января рабочие и солдаты, мобилизованные для «революционного свержения режима Эберта», заняли различные здания в издательском квартале, в том числе здание редакции социал-демократического рупора контрреволюции Vorwärts. С 6 по 11 января находящееся под пролетарской оккупацией издательство выпускало газету Rote Vorwärts, которая была органом январского восстания.

6 января началась всеобщая забастовка берлинского пролетариата. Около 500 000 рабочих, работниц и солдат приняли участие в демонстрации на улицах и площадях Берлина. Вооружённые рабочие, работницы и солдаты заняли управление железной дороги, центральное телеграфное управление, имперскую типографию, управление продовольственного снабжения и другие важные объекты. Помимо того, что все объективные условия были против государственного переворота, НСДПГ вообще не обладала субъективными условиями для такой попытки. Так, 6 января, несмотря на протесты Либкнехта, Пика и «революционных» старост, независимые социал-демократы заявили о своей готовности начать переговоры с правительством, которое они намеревались свергнуть! В противоположность НСДПГ режим Эберта не собирался идти на какие-либо уступки и вёл переговоры только для того, чтобы выиграть время.

Большинство правления КПГ(СС) осудили как и запланированное «революционное свержение правительства» как преждевременное, так и переговоры НСДПГ с режимом Эберта как капитуляцию перед контрреволюцией. 8 января правление также запретило Пику и Либкнехту дальнейшее сотрудничество в Революционном комитете. КПГ(СС) ориентировала своих членов на последовательную борьбу с контрреволюцией.

9 января руководство берлинского НСДПГ, КПГ и революционные старосты призвали к всеобщей забастовке. В ночь на 10 января прихвостни Носке заняли типографию центрального печатного органа KПГ Rote Fahne (Красное знамя). В утренние часы начался контрреволюционный штурм оккупированного революционерами здания редакции Vorwärts. Семь невооружённых революционеров были зверски убиты подонками Носке. 12 января начались последние бои за здание управления полиции. 13 января Берлин был занят контрреволюционными войсками, которые начали распространять в столице террор, страх и ненависть. Январское вооружённое противостояние закончилось сокрушительным поражением берлинского пролетариата. Кульминацией контрреволюционного террора стало зверское убийство Карла Либкнехта и Роза Люксембург, совершенное 15 января, уже после окончания боевых действий.

В знак солидарности с берлинским пролетариатом левое крыло НСДПГ и КПГ организовали митинги, демонстрации и забастовки рабочих в Брауншвейге, Дортмунде, Эрфурте, Галле на Заале, Хамборне, Гамбурге, Мюльхайм-ан-дер-Руре, Вольфенбюттеле и Цвиккау. Вооружённые столкновения между классово-боевым пролетариатом и контрреволюцией произошли, в частности, в Дрездене, Мюнхене, Нюрнберге и Штутгарте. 9 января пролетариат Лейпцига разоружил правительственные войска, которые должны были быть направлены в Берлин.

послевоенный революционный кризис, январьские бои, Либкнехт, советы, Союз Спартака, немецкая революция, Люксембург

Previous post Next post
Up