В продолжении серии статей о классовой борьбе женщин во время Гражданской войны в Испании мы предлагаем наш рассказ из двух частей об истории возникновения и становления одной из самых известных женских организаций в истории анархистского движения. В статьях присутствует анализ революционных, реформистских и реакционных тенденций Mujeres Libres, а также критика патриархата и буржуазного феминизма в организациях институционализированного рабочего движения.
Вооружённые женщины Mujeres Libres во время Гражданской войны в Испании
По отношению к Mujeres Libres реакционный Народный фронт не мог действовать обычными методами, т.к. анархистское женское движение в Испании имело внушительную опору среди масс. Так, сталинистки пробовали вовлекать анархисток в организованные ими процессы, и надо заметить, не без успеха. Вот что писала Лола Итурбе в своей книге о подхалимстве сталинисток: «Со стороны Mujeres Antifscistas имелись неоднократные призывы к объединению или даже попытки поглотить Mujeres Libres. По некоторым вопросам либертарные женщины также были готовы к совместным действиям, хотя и держали дистанцию при этом. Женщины из Mujeres Libres предпочитали проводить действия с другими организациями либертарного движения. Основополагающим принципом совместных действий для Mujeres Libres была ясность в вопросе разных политических позиций. В то время как Mujeres Antifascistas в основном пряталась за кажущимися неполитическими общественными движениями. В февральском издании „Mujeres Libres“ от 1937 г. приводится пример кампании за милитаризацию милиций. Памфлет, о котором шла речь, был однозначно коммунистического происхождения и был подписан анонимным „Организационным комитетом“ (Лола Итурбе, La mujer en la lucha social. La guerra civil de Espаna).
В недостаточной готовности Mujeres Libres попасть под влияние сталинисток троцкистка Энен опять таки видела пример «сектантства». Мозг Энен был полностью затуманен большевистской тактикой «единого фронта». Политика Mujeres Libres и так была достаточно запутанной. Эта женская организация, как и другие анархистские организации, пыталась лавировать между буржуазно-антифашистским Народным фронтом и необходимостью социальной революции. Результатом оказалась контрреволюционная практика, которая прикрывалась псевдореволюционной идеологией. Своим профсоюзным фетишизмом и поддержкой буржуазно-сталинистского Народного фронта Mujeres Libres превратилась в оковы для пролетарского женского движения. Однако движение ещё не было достаточно сильным, чтобы разорвать эти оковы. В такой ситуации революционная женская организация выступила бы за последовательное вооружение женщин внутри революционных рабочих ополчений, за разрыв отношений с антифашистскими милициями и за свержение правительства Народного фронта, т.к. только органы пролетарской самоорганизации могли одержать победу над Франко. Революционная женская организация также выступила бы за разрушение системы наёмного труда и обобществление домашней работы. Однако пролетарское женское движение в Испании не смогло породить такого рода революционные организации.
В стране была только Mujeres Libres, которая была частью социал-реформистского «анархо»-синдикалистского движения. В наших предыдущих статьях мы уже подробно описали контрреволюционный контекст социал-реформизма анархо-синдикалисток и синдикалистов во время Гражданской войны в Испании, который также привёл к определённым реформам для женщин. В этом же контексте действовал испанский врач-анархист Феликс Марти Ибанес, который внёс большой вклад в дело сексуального освобождения женщин. Жаклин Энен писала о нём: «В промежутке между 1923 -1936 гг. он выпускал известный журнал, который в начале назывался „Сознательное поколение“, а позднее „Исследования“, каждый номер выпуска, который состоял всегда из 56 страниц и рассматривал темы полового просвещения: ликвидации проституции, борьбы с венерическими заболеваниями, разъяснения вопросов предохранения от таких заболеваний, коллективной семьи, развода, сексуальной свободы женщины, контроля рождаемости, борьбы против религиозных предрассудков в вопросах сексуальной ориентации. В каждом номере печатался „разговор на психологическо-сексуальную тему“ с читателем, который давал возможность говорить на деликатные темы. Несмотря на патерналистский тон, который часто сопровождал эти разговоры они пользовались среди населения большим интересом.» (Жаклин Энен, Испания 1936-1938 гг. - женщины в Гражданской войне, стр. 154/155)
Во время правления Народного фронта по предложению CNT Ибанес заведовал в правительстве Каталонии сферами здравоохранения и благотворительности - это было конечно принципиальным разрывом с анархистской тенденцией не приятия государства, но созвучно с анархизмом как мелкобуржуазной идеологией. На практике мелкобуржуазный врач и профессиональный политик выступал за предохранение от нежелательной беременности - что в тогдашней католической Испании было очень проблематично - и за легализацию абортов: «Прежде всего необходимо ввести контроль за рождаемостью. Раньше заботились только o материнстве и отправляли беспомощную женщину после родов домой… Целью нашей реформы является контроль всего цикла материнства… Социальные аспекты материнства также были учтены, женщины должны были получать не только надбавку, но и не оставаться без работы после того, как покинут роддом… Реформирование закона о материнстве и основание информационного центра по объяснению населения о средствах контрацепции и их распределение будет не достаточными, если эти меры не будут связаны элементарной реформой легализации прерывания беременности (Феликс Марти Ибанес, Consultario Psiquico-sexual, Barcelona 1976 г.).
Марти Ибанес полагал, что легализация прерывания беременности является первым условием сексуального самоопределения женщины: «Женщины должны обладать абсолютной свободой в вопросах своих биологических прав и иметь возможность жить свободной половой жизнью без предрассудков и предубеждений» (Там же).
В этом же контексте контрреволюционно действующего социал-реформизма развивалась также противоречивая практика Mujeres Libres. Одной из активисток Mujeres Libres была рождённая в 1919 г. в Барселоне Сара Гуиллен. Вот что она писала о своём пути к анархистскому женскому движению: «У нас дома всё было как во многих рабочих семьях. Мой отец был каменщиком, мать портнихой, как самая старшая из пятерых детей я начала в 13 лет работать в мясной лавке. Мой отец был членом профсоюза, но не посвящал нас в свои профсоюзные дела, чтобы избежать проблем в семье. Когда 19 июля началась война я хотела вместе с отцом отправиться на фронт. Но он был мнения, что в мои 17 лет мне ещё рано участвовать в военных действиях и отвёл меня в Революционный комитет нашего района. Так, я вместе с другими анархистскими товарищками стала принимать активное участие в поддержке социальной революции в разных областях. Вначале я работала медсестрой, шила флаги и нарукавные повязки для милиционеров, была стенотиписткой, а позднее секретаршей в комитете. С самого начала я была активной участницей в моём квартале в молодёжной анархистской организации Juventudes Libertarias. Мы организовывали встречи и доклады и посредством стенгазеты открыли для себя возможность свободно высказывать своё мнение. Позднее в нашем квартале мы организовали либертарный центр „Ateneo Libertario“, в котором проходили общеобразовательные курсы для молодёжи.
В начале 1937 г. я начала сотрудничать с Mujeres Libres. Раньше я не искала контакта с ними, т.к. по моему мнению свобода для мужчин и женщин должна была быть достигнута в совместной борьбе обоих полов. Однажды когда я хотела пойти на мероприятие, организованное Mujeres Libres, я заметила, как группа молодых людей отпускает язвительные усмешки по поводу одного из плакатов этой организации, на котором была представлена ее работа. Это возмутило меня. Во время мероприятия я с большим энтузиазмом встала на защиту Mujeres Libres, но не потому, что это были Mujeres Libres, а потому что это были женщины и потому что я хотела встать на их защиту из-за предыдущей моральной несправедливости. После этого они попросили меня представлять их идеи на больших собраниях - женщины говорили, что я представляю их дело лучше, чем они сами. В начале я не хотела этого делать, т.к. не была членом Mujeres Libres, но потом я согласилась. После этого я стала чаше посещать встречи пока в конце концов не вступила в женскую организацию. В начале в Mujeres Libres я устраивала посещение раненых в лазаретах и солдат на фронте.
В мае 1937 г. я приняла участие в кровавых событиях в Барселоне, во время которых была опять пролита кровь нашего народа и особенно анархистов. Когда в июне 1937 г. были упразднены Районные революционные комитеты я заняла должность в „Comitee de la Industria, Edification, Modera y Decoration“ (Региональный комитет по делам промышленности, строительства, деревообработки и декорации) и стала помогать в организации нового производства. В середине 1938 г. я перевелась в „Consejo Nacional de la Solidaridad Internacional Antifascista“ (Национальный совет международной антифашистской солидарности) и работала в отделе по поддержанию борьбы на фронте. У нас был постоянный контакт с фронтом. Я работала с фронтом, лазаретами и разными учреждениями в тылу, как, например, недавно основанные детские сады. В октябре 1938 г. во время регионального пленума „Mujeres Libres“ я была секретаршей секции пропаганды региона Каталонии, который я занимала до эмиграции (Примечание: после победы Франко Сара Гуиллен эмигрировала во Францию). Долгое время казалось, что „Mujeres Libres“ исчезли. В 1964 г. живущая в Лондоне Сусесо Порталес совместно с товарищками из Парижа начали выпускать журнал в изгнании „Mujeres Libres en exilico“. Я принялась опять за работу, всегда готовая вступить в борьбу, чтобы освободить женщину от устаревших традиций и дать ей возможность жить сознательной жизнь» (Сара Гуиллен из книги Сабине Бем и Моники Моммерц, „Мы хотим создать сознательную женскую силу“). Таким образом, Сара Гуиллен впряглась действовала ради интересов объективно реакционной антифашистско-капиталистической войны, в мае 1937 г. приняла участие в борьбе против Народного фронта - правда эта борьба не была сознательно социально-революционной - чтобы потом опять дать ему использовать себя я своих целях.
Другой активной участницей Mujeres Libres была Лола Итурбе. После рождения Лола Итурбе была отдана на содержание в крестьянскую семью, где она провела первые 7 лет своей жизни. Начиная с 20-х годов прошлого столетия она была активным членом CNT. Она жила вместе с анархистом Хуаном М. Молина и у них было двое детей. После того как анархистское движение было объявлено в Испании вне закона, все они бежали во Францию. После возвращения в Испанию оба вступили в FAI. Лола Итурбе писала под псевдонимом Kiralina для анархистской прессы и принимала участие в культурной работе движения. После основания Mujeres Libres она сразу же приняла активное участие в жизни организации и написала множество статей в одноимённом журнале. После победы Франко она также была вынуждена эмигрировать во Францию и работала со своими спутником жизни Хуаном в Комитете CNT в изгнании. В 1974 г. в Мексике вышла в свет её книга La mujer en la lucha social. La guerra civil de Espаna. В книге приведены биографии некоторых активных анархисток времён Гражданской войны. Книга Лолы Итурбе опровергает образ женщины Гражданской войны в Испании, который описывают мужчины-историки.
Женский анархизм Испании неразрывно связан с именем Лусии Санчес Саорниль. Одна из соучередительниц Mujeres Libres родилась в 1901 г. в Мадриде. После смерти матери Саорниль была вынуждена бросить учёбу в Академии искусств, т.к. отец был безработным. Саорниль начинает работать телефонисткой и в 1931 г. во время всеобщей забастовки вступает в ряды CNT. С 1933 г. Саорниль начинает работать в редакции ежедневной газеты CNT. В своей статье под названием Женский вопрос в наших кругах от 26 сентября в газете Solidaridad Obrera Лусия Санчес Саорниль затронула тему сексистских предрассудков подавляющего большинства единомышленников мужского пола: «Я видела много семей и не только рядовых членов CNT, но и настоящих анархистов, в которых царили совершенные феодальные отношения. Чему служат собрания, доклады, курсы - вся эта шкала пропаганды, если в конце концов не ваши спутницы жизни должны приходить на эти мероприятия? На каких женщин в ваших речах и текстах вы тогда ссылаетесь? Слова в роде «необходимо вести пропаганду среди женщин, необходимо привлекать женщин в наше движение», не имеют никакого смысла. Мы должны рассматривать эту проблему намного глубже. За исключением дюжины членов, которые действительно осознают суть проблемы, в своём подавляющем большинстве товарищи имеют менталитет, который поражён типичным буржуазным заблуждением: в то время когда они выступают против собственности, сами они являются свирепыми защитниками собственности. В то время когда они восстают против рабства, они сами являются жестокими „повелителями“. В то время когда они выступают против притязаний на монополию, они сами являются ожесточёнными монополистами. И все это происходит от неправильного и мнимого представления, которое создало себе человечество о „женской неполноценности“».
При таком положении дел было неудивительно, что анархистски начали свою самоорганизацию, чтобы иметь возможность лучше представлять свою критику и интересы. Так, в 1936 г. незадолго до начала Гражданской войны была основана организация Mujeres Libres (Свободные Женщины). Вот что писали Сабине Бем и Моника Моммерц в своей книге об этом: «Идея основания „Mujeres Libres“ возникла в маленьком круге издательниц одноимённого журнала, первый номер которого вышел в апреле 1936 г. Из трёх женщин - Люсия Санчес Саорниль, Ампара Поч-и-Гаскон и Мерседес Комапосада - издававших „Mujeres Libres“ первая, Санчес Саорниль, больше всего занималась вопросами связанными с положением женщин и возможностями их эмансипации. Например, в своей серии статей в газете „Solidaridad Obrera“ в 1936 г. под названием „Женский вопрос в наших кругах“ Люсия Санчес Саорниль исходила из того факта, что в обществе происходит постоянное угнетение женщин со стороны мужчин: „на протяжении столетий в обществах, которые основывались и формировались мужчинами, женщинам отводилась самая низшая ступень зоологической иерархий“. Она распознала, что патриархальное общество постоянно пытается исключить женщин из общественной жизни и свезти её функции к функции матери (…).
Первая группа „Mujeres Libres“ образовалась в 1936 г. в Мадриде из участниц курсов, которые организовывала местная профсоюзная федерация. Очевидно имели место проблемы и неприязнь в отношении между мужчинами и женщинами и поэтому некоторые женщины решили организовать занятия отдельно от мужчин. Кроме этого, они вступили в контакт с другими женщинами, которые не принимали участия в курсах. В Барселоне группа женщин под именем Grupo Cultural Feminino ещё начиная с 1935 г. занималась вопросами образования женщин, правда в тесном сотрудничестве с анархо-синдикалистским профсоюзом Национальная конфедерация труда (CNT). В 1936 г. это объединение примкнуло к „Mujeres Libres“. Местные организации в основном возникали из сельских и квартальных объединений, основание которых не происходило сверху. Особенно эйфория первых месяцев войны, во время которых социальные преобразования казались так близко, но также и новые требования, которые ставили перед собой женщины, подготавливали почву для успеха (Сабине Бем и Моника Моммерц, Мы хотим создать сознательную женскую силу, стр. 55/56).
Авторы в целом некритически относятся к Mujeres Libres. Они не замечают, что анархо-синдикалистская женская организация только в своей идеологии была социально-революционной, а на практике была интегрирована в демократическо-сталинистский военный фронт. Бем и Моммерц принимают идеологию за действительность. На самом деле социал-реформистская женская организация Mujeres Libres была самым большим препятствием реальной революционной самоорганизации пролетарских женщин. Посредством своей идеологии Mujeres Libres пыталась выдать себя за революционную организацию, хотя не была и не могла быть ею.
Своё боевое крещение Mujeres Libres получила во время антифашистской защиты Мадрида. Тогдашние активистки рассказывают: «Наше нетерпение было настолько большим, что мы не могли дождаться военных, чтобы начать задание. Мы надели наши комбинезоны цвета хаки достали маленькую пишущую машинку и сев прямо на землю стали записывать имена женщин, которые предлагали свою силу и волю для борьбы на фронте. За восемь дней к нам записались девяносто женщин. Спустя пятнадцать дней наши рабочие секции были организованы. (…) „Двадцать решительных женщин для поддержки бойцов на фронте!“ Сотни женщин ответили на наш призыв. Критериями отбора были крепкие нервы, ответственность и способность обращаться с пистолетом для самозащиты (…). В этот день наша группа получила «боевое крещение». Одна из товарищек хотела испробовать свой пистолет и случайно прострелила ногу другой. Раненная женщина смеясь сказала: „Ничего страшного, пойдёмте“. (La agrupasion de Madrid Recuerdos y actualidades, in Mujeres Libres).