К
предыдущему разбору. В
Ру.Стругацкие перепост разбора вызвал довольно оживленное обсуждение, поэтому я, наконец, нашел время, чтобы залезть в сборники черновиков и писем АБС. У Светланы Бондаренко вышло несколько вполне приличных томов. К сожалению, вместо простого сборника черновиков, писем и т.д., как это делалось в собраниях сочинений советского образца, здесь все густо разбавлено и переплетено с более поздними заметками и пояснениями. Например, в томе за 1978-84 год внезапно встречается "Одиннадцать вопросов группе "Людены", о которых я уже писал. Так что, вместо хронологического архива документов, тут имеет место быть некий обильно разбавленный гибрид.
Однако, я искал прямую речь Аркадия Стругацкого по "Жуку" (мнение Бориса мы уже слышали и слышали неоднократно) - и нашел.
читать дальше в wordpress'e http://flibusta.net/b/391549/readСтругацкие. Материалы к исследованию: письма, рабочие дневники, 1978-1984 (fb2) | Флибуста =link ==l20151012111006
Силецкий: Как вы интерпретируете образ Странника в «Жуке»?
А. С.: Как я понимаю Странника?.. Странник жертвует первым проявившим себя автоматом, чтобы сделать вывод, чтобы посмотреть, как тот будет действовать. Как тот будет вести себя до последней секунды. И уж потом - выяснив, автомат Абалкин или не автомат, - Странник будет делать другие выводы.
Силецкий: Так он знает, что он автомат?
А. С.: Мы в таком же положении, как и читатели, как и Максим, и Странник. Я вот что хочу сказать: вы не должны бояться альтернативных вариантов.
...
- Аркадий Натанович, вам не жалко Абалкина? Многим вашим читателям жалко.
- Нет. Для этого мы, писатели, и пишем, чтобы вызывать у читателей различные чувства. Вам жалко героя, и это прекрасно.
- Считаете ли вы Сикорски положительным героем?
- Нет. Сикорски ни положительный, ни отрицательный герой. Это человек, который прожил очень трудную жизнь. Он всегда был поставлен в ограничительные рамки и был вынужден действовать, как он и действовал…
"Комментариев не имею"(с)