Френдлента напомнила про любимую цитату из мемуаров Покрышкина. Пробежал глазами на Милитере и - внезапно понял, что все это происходило здесь, под боком. А в
Маяках даже сохранился аэродром Великой Отечественной Войны и памятник Покрышкину.
В те дни я пришел к выводу: свои мысли надо изложить на бумаге, продумать схемы, доказательства. Опираясь на палку, я отправился в село Маяки за покупками. Приобрел там мыло, зубную щетку и порошок. А главное - общую школьную тетрадь. Купил и миниатюрный чемоданчик, который легко можно было поместить за бронеспинку самолета при перелетах на другие аэродромы. А такая перспектива явно вырисовывалась ввиду отступления наших войск на восток.
В тетради крупно написал заголовок - "Тактика истребителей в бою". Потом начал записывать свои соображения и расчеты, делать схемы.
Как-то поздно вечером ко мне ввалилась группа летчиков эскадрильи. Они и застали меня с тетрадкой. Окружили, с шутками стали допрашивать. Особенно "старался" Дьяченко.
- Товарищ командир, открой секрет, что ты все это пишешь?
- Делаю кое-какие выводы из своего боевого опыта.
- Это что? Новый роман "Война и мир"? - Все засмеялись. А Назаров даже упрекнул:
- Боевой летчик, а занялся писаниной. Ты что, решил бросить летать?
- Нет! Летать не брошу. Да вот думаю, как воевать тактически грамотно.
Кратко рассказал о том, какие мы допускаем недостатки.
- Ну и какие же твои выводы? - настойчиво допрашивал меня Степан Назаров.
- Разные, с учетом обстоятельств в бою и выполняемой задачи. Например, такой вопрос: ты сбил самолет и продолжаешь вести бой. Стоит ли смотреть, куда он падает?
- И как сам думаешь?
- Смотреть нельзя, а то окажешься рядом со сбитым вражеским летчиком.
Пилоты притихли, задумались. Кто-то спросил:
- А как же с докладом о сбитом самолете? Начальство потребует точное место падения.
- Хочешь быть сбитым - тогда смотри. Или другой вопрос. Лучше летать парой или звеном?
- Конечно, звеном, - высказался Фигичев. - Три самолета сильнее, чем два.
- В количественном отношении три самолета сильнее, а в маневренности? - парировал я. - Одно из важнейших требований к истребителям: высокая маневренность группы.
Разговор у нас завязался интересный. Воздушные бойцы не раз участвовали в схватках, анализировали действия. Конечно, каждый из нас выводы делал разные.
- Ну что ж, Саша, сочиняй. Война только разворачивается. Чтобы побеждать, надо соображать в бою.
- Чтобы соображать в воздухе, надо готовиться к этому на земле, - заключил я. - Бой требует мысли, ребята.
(c) Покрышкин, Александр Иванович
"Познать себя в бою