По следу рапаны или В Курортное и обратно. Драма в четырех частях.

Jul 02, 2012 23:04

Принцип black hawk down ("зачем нам лишняя вода? мы отправляемся в город на вертолетах всего на полтора часа") блестяще оправдался и в этот раз. Сэр un_welcome на неделе предложил съездить в Курортное. Ваш покорный слуга не сразу сообразил, что речь идет не про н/п на побережье Азовского моря, а про село рядом с достославной Лебедевкой. Мы там уже были. Точнее не столько "там", сколько "над", когда, возвращаясь из Лебедевки решили посмотреть на маяк и выехали на грунтовку, идущую по верху почти неприступных глинистых склонов. Место было красивое и интересное - мы оба хотели туда вернуться и постоять на берегу, но поскольку в этом районе вроде бы нет интересных для сноркелинга мест, а сплошное скучное песчанное дно, я не взял с собой К-1 - и к тому же убедил Настю последовать моему примеру. Знатоки уже поняли к каким поворотам сюжета может привести такой ход событий, однако обо всем по порядку.

читать дальше в wordpress'e


После того, как идея покатушки была озвучена, я добрался до вышеупомянутого сэра un_welcome и привел с собой охромевшего беспедального "Хауса" - чтобы снять шатуны. Мы перебрали подшипники втулок, сняли шатуны, а я получил комплект рекомендаций - что и где искать и как укоротить цепь за которые я очень благодарен. Взгляд уважаемого сэра на мою цепь (намного более длинную, чем нужно) можно сравнить только с взглядом того же сэра на видео нашего выезда на ЕБуг с ильичевцами ("а может подкачаем баллоны? -- да зачем и так сойдет!"), но это уже отдельная история.

Нас подстегивал дедлайн в виде пятницы, до которого нужно было привести в порядок Хауса. За это время я успел сделать почти все - за исключением мелочи - уважаемый сэр предупреждал меня о том, что болты, крепящие свежеустановленные шатуны к каретке имеют тенденцию откручиваться на ходу и во избежание рекомендовал нанести на болт фиксатор резьбы (вариация суперклея) и вложить под него шайбу Гровера, но мне не хватило времени ни на то, ни на другое. Вы понимаете, да? Black Swan Hawk азартно потирал лопасти в превкушении.

Часть первая,
в которой мы отправляемся в путь, а Хаусу нездоровится.




Неделя была не самой легкой, поэтому отправление на ранней утренней электричке выглядело совершенно нереально (кроме того, нам фатально не везет с утренними электричками), поэтому мы поехали полуденной электричкой. Которая (сюрприз! сюрприз!) оказалась без вагона с багажным отделением. Так что велосипеды мы размещали традиционным для этих электричек способом.




Что вызвало вопросы и нарекания пассажиров. Настя еще до этого рассказывала, что на каждой электричке обязательно находится пассажир, которого беспокоят велосипеды - и судя по прошедшим двум поездкам, это действительно так. Нам предлагали сменить вагон, поискать багажное отделение, спрашивали - не упадут ли велосипеды, не перевесить ли их ближе к кронштейну и так далее и тому подобное. Сэра un_welcome на обратном пути, насколько я помню стращали тем, что "проводники будут ругаться". В остальном поездка прошла вполне нормально.

В этот раз мы выгрузились не в Шабо, как в предыдущие поездки, а на станции Прибрежное. Она выгодно отличается тем, что (а) сокращает маршрут на 3.3 км, (б) имеет платформу, позволяющую комфортно и удобно выгрузить велосипеды вместо каскадерских прыжков из вагона на насыпь. На платформе мы выяснили, что вместе с нами ехала пара велосипедистов, которая везла с собой ребенка и тандем, оборудованный детским креслом. Знал бы заранее - прошелся бы в вагон, чтобы посмотреть как они его разместили.




Кроме всего прочего, ваш покорный слуга за неделю до рассматриваемого момента умудрился потянуть ахиллово сухожилие, непонятно где и довольно сильно - ходил хромая. Поэтому, поездка сопровождалась еще одним элементом неопределенности - как поведет себя ахиллово на велосипеде и не травмирую ли я его еще больше? Оказалось, что вполне прилично - мы спокойно докатили по полуденной жаре до Беленького.

Небо закрывали облачка, так что ехать было не так уж и жарко. В Беленьком мы проехали мимо тандемщиков, которых оставили на платформе. Некоторое время мы гадали - как они умудрились нас обогнать? Однако, вскоре нам стало не до тандемщиков. Километра через три после Беленького я ощутил странные движения, которые начал совершать левый шатун Хауса. Через несколько оборотов он вывалился, вместе с крепящим его болтом. Упс.

К счастью, болт не потерялся - я прикрутил все на место, постаравшись потуже завернуть болт, и мы покатили дальше. Через некоторое время мы повстречали поле подсолнухов, что вызвало у вашего покорного слуги некоторое дежавю, только подсолнухи были тогда побольше.




тогда




и сейчас

Через пять минут из шатуна вывалилась педаль.

Насколько я могу судить - она при падении перекосилась в шатуне и начала выкручиваться. Тут меня пробрало холодным потом - я уже хорошо представляю себе что значит отсутствие педали для велосипедиста. К счастью, все получилось более или менее закрутить обратно.

Через полкилометра снова вывалился шатун. Дальше мы ехали в режиме частых остановок, во время которых я проверял состояние крепящего болта - и подкручивал его при необходимости. Неприятно, конечно, но Курортное было уже близко - а там можно было что-то придумать. Я пытался по дороге экспериментировать с клеем из строительного магазина, но это был не тот клей. Еще крутилась идея использовать лак для волос, но вся галантерея попадавшаяся нам по дороге была закрыта. Сейчас, задним числом, думаю что в принципе в такой ситуации можно было бы использовать суперклей в качестве фиксатора резьбы (насколько я понимаю, действующий компонент тут один и тот же). На разборе полетов мы все умные, ага.

Тандемщики обгоняли нас несколько раз, потом мы обгоняли их, словом к концу поездки мы с Настей, независимо друг от друга начали гадать - а не направляются ли эти достойные люди к уважаемому сэру на стоянку?

При всех постигших нас осложнениях (после Вольного у меня еще и перекосилось седло) мы были на месте в 1620. В городе я рассчитывал, что дорога "с запасом" отнимет часа три - в итоге получилось два с половиной часа. Не так быстро, как хотелось бы, но в пределах нормы. Пункт конечного назначения тандемщиков и их дальнейшая судьба так и остались невыясненными. Мужественные во всех отношениях люди.

Часть вторая
в которой мы пьем подсоленый чай и знакомимся с местными обитателями и артефактами

Поскольку на момент нашего приезда сэр un_welcome вместе с отцом и еще несколькими человеками, отбыл в радиалку к Кулевче, нас встретила леди Эвелина. Родители уважаемого сэра гостили на местной турбазе, а мы разместились в палатках на пляже, оставив на турбазе велосипеды (большое спасибо радушным хозяевам). За день до нашего приезда тут прошла гроза - о которой нам поведали в лицах. Я позвонил сэру и изложил проблему с болтом - на случай если вдруг рядом попадется какой-нибудь автомагазин или что-то в этом роде.

Ахиллово, которое в поездке вело себя вполне прилично, на песке снова разболелось, так что большую часть выходных, ваш покорный слуга провел на одном месте - а именно в окрестностях палатки. Что не помешало насладиться прекрасными видами и морем (благо плавать ахиллово позволяло), а так же познакомиться с местными обитателями и артефактами. Первым из них стал мертвый дельфин неподалеку, который уже успел мумифицироваться.




Стоит отдельно сказать про чаепития и чай леди Эвелине. Вода почти везде вдоль побережья местная - и в этих суровых краях она жесткая и неизбежно подсолена из-за близости моря. Я могу вспомнить только одно исключение - небольшое село на самом конце Кинбурнской косы (sic!). Вот это "чуть-чуть соли" придает воде отвратительный привкус - пить ее сложно даже неприхотливому человеку вроде вашего покорного слуги и даже в состоянии жажды, когда (казалось бы) можно пить все что угодно. Спасибо предусмотрительной леди, захватившей с собой большие запасы мяты и имбиря - чай сваренный с ними вполне можно пить, но только в горячем состоянии. В холодном снова появляется этот привкус и все возвращается на круги своя.




Радиалка уважаемого сэра затянулась - вести приходили крайне обрывочные и главной интригой было успеют ли уехавшие вернуться до темноты, будут ехать ночью или заночуют где-нибудь вдали от базы. Мы купались, обсуждали последние новости, пили чай и любовались Луной и закатом. Настя не очень хорошо себя чувствовала после жаркой дороги, но к вечеру более или менее пришла в себя.




Ночью, я ненадолго отлучился из лагеря. Идя в темноте вдоль глинистых склонов, я внезапно услышал что-то среднее между резким стрекотом и трелью сверчка - эта трель повторилась несколько раз, а затем сменилась негромким шипением. Недостаточно громким, чтобы испугаться, но достаточно чтобы разбудить мое любопытство. Включив фонарик, я обнаружил летучую мышь, карабкающуюся по склону. Фотоаппарата у меня не было. Поэтому, оставив на песке черту, чтобы отметить место, я совершил челночный рейс в лагерь и таки запечатлел это существо для истории.




Судя по фотографиям, у нее (или у него?) было повреждено крыло. Возможно она выпала из гнезда и пыталась вернуться обратно. В любом случае - я ничем помочь не мог, поэтому просто вернулся в лагерь. На следующий день я еще раз обследовал эти места, но никого там уже не нашел. Надеюсь, мышь все-таки нашла свое гнездо. Зато я теперь точно знаю что могу слышать мышиный "радар" и что большую часть ночных звуков на побережье издают не столько сверчки, сколько летучие мыши.

Часть третья
в которой я наблюдаю и фотографирую раков-отшельников и самого опасного (и вкусного) хищника Черного моря

Поскольку, мы засиделись (уважаемый сэр вернулся ближе к полуночи и поведал нам о суровых приключениях в поездке), то пропустили рассвет, зато успели к завтраку. Ваш покорный слуга традиционно бултыхнулся в море в качестве утреннего умывания и обнаружил, что вода прозрачна - не смотря на шлейф водорослей у прибрежной линии, в котором сновали рачки-бокоплавы - и в ней снует множество мелких рыбок. К-1 со мной конечно не оказалось, но сэр un_welcome щедро уступил мне свою маску и шноркель, а Настя - подводный фотоаппарат. Уважаемый сэр хотел поделиться и ластами, но, увы, это был не мой размер.

Снаряженный таким образом, я приступил к ислледованию окрестностей. Если плыть без ласт, то нужно это делать чем-то похожим на стиль брасс - первые несколько лет, пока я не накопил денег на ласты - я так и плавал, всегда вспоминая цитату из "Подводной охоты" Олдриджа о том, что пловец-ныряльщик чувствует себя голым без ласт.




Корнерот во всей его красе. "Теперь я в воду не полезу," - сказала Настя, увидев это фото

В воде меня ждал сюрприз. Чуть подальше от берега я обнаружил на песчанном дне множество снующих раков-отшельников. Это забавные и в чем-то трогательные существа, которые двигаются с совершенно умопомрачительной для их размеров и груза в виде раковины скоростью.










Не смотря на распорстраненность это редкое зрелище на одесских пляжах - по моим наблюдениям они обитают в основном за волноломами, а здесь их было множество и на относительно небольшой глубине. Интересно, можно ли в наших краях встретить отшельника с актинией на раковине? Почти сразу мне в кадр попали отшельники сцепившиеся между собой, которые то ли собирались размножаться, то ли что-то делили.







Пофотографировав отшельников, я поплыл дальше. Подо мной проплыла полоса песка наискось расчерченного маленькими продолговатыми дюнами - глядя сверху можно было подумать, что это длинные полосы водорослей.




Рыба-игла в засаде

За полосой песка, уже на достаточно большой глубине, начиналась каменная гряда. Я ожидал увидеть знакомую картину - мидии, водоросли, множество всяческой живности вокруг, поэтому не сразу понял, что тут случилось. Камни были голыми, а вода какой-то блеклой и зеленоватой. И вообще, все вокруг производило впечатление запустения.




Нырнув глубже, я понял в чем дело. Камни были захвачены рапанами.







До этого я много читал о рапанах и знал, что это завезенный к нам с Дальнего востока хищник. Рапаны опасны тем, что с одной стороны у них почти нет естественных врагов, а они сами очень прожорливы и активно уничтожают мидий и других моллюсков - которые работают морскими фильтрами воды и санитарами. Я знал, что экологический баланс моря под угрозой этого вселенца. Я видел раковины на берегу, но только сейчас я увидел рапан вживую.




На камнях они были в изобилии. Часть спаривалась - везде были развешены гроздья икры, напоминающие белую лапшу (у них сейчас сезон размножения - так что мы застали самый интересный момент).







Часть пожирала остатки мидий.







Несколько путешествовали по песчанному дну, оставляя за собой длинный след зеленой слизи и чем-то напоминая харвестеры из "Дюны". Жаль, что на этих "харвестеры" пока не нашлось песчанных червей.







Я вернулся на берег с несколькими рапанами, причем леди Эвелина, говорит, что выглядел я совершенно счастливым. Таскать их по одной было неудобно. Настя щедро пожертвовала нам мешочек из парашютного капрона и вскоре мы добыли достаточно моллюсков для обеда. Мы поставили горелку и леди Эвелина провела импровизированный мастер-класс по приготовлению хищников.




Рапаны прямо в раковинах варятся в кипятке от трех до пяти минут - не больше, потому, что если их передержать они станут "резиновыми".




Дальше моллюск поддевается вилкой - с внутренней стороны раковины. Вилка тянет-крутит моллюска в одну сторону, раковину тянут-крутят в другую, аккуратно извлекая мясистую ногу и прочие "запчасти" по ходу вращения раковины.







Трюк несложный, хотя в начале требуется некоторая сноровка, чтобы сделать это аккуратно, поскольку есть риск повредить "запчасти", что чревато запахом и прочим дискомфортом.




Извлеченные моллюски очищаются от "запчастей" - просто пальцами с мускула-"ноги" счищается все остальное и, при наличии времени и желания, скоблится подошва "ноги". Все отделяется легко и без проблем. Еще есть печень, которая по вкусу и виду напоминает печень трески - но ее я не пробовал. Я не люблю печень трески.




Мясо рапан вкусное и сытное. Я ел их с хлебом и кидал в готовую гречку как тушенку. Получилось прекрасно. По идее так же прекрасно должно получится с рисом. Словом, очень рекомендую. Тем более, что такая охота (в отличие от охоты на мидий) совершенно оправдана с точки зрения восстановления экологического баланса. И - last but not least - их очень много (во всяком случае в тех местах) и собирать их гораздо проще, чем отколупывать мидий.




Часть четвертая
в которой мы благополучно возвращаемся домой

На следующий день мы таки умудрились застать рассвет. Здесь мне описывать нечего - процесс наблюдения за восходящим солнцем всегда был и будет очень волнующим, захватывающим и неповторимым событием, особенно для нас, горожан. Особенно, если он происходит над морем.










Порадовала компания "солнцепоклонников", которые вдали исполнили ПРЕВЕД солнцу.

Ко времени завтрака нас посетили два дельфина - причем проплыли очень близко от купавшихся людей.




Это не дельфин, это (внезапно) - лебедь

Наступило время собираться - чтобы попасть на двухчасовую электричку.




По опыту предыдущих поездок мы решили ехать не назад на платформу Прибрежное, а на конечную станцию в Белгород-Днестровском - это не намного удлиняло маршрут, зато позволяло загрузиться в электричку на конечной, когда она еще не занята пассажирами. Сэр un_welcome совершил настоящее волшебство, раздобыв закрепитель резьбы, а хозяева турбазы поделились с нами шайбами гровера, так что Хаус был возвращен в строй, однако, я все равно параноился оставшуюся часть пути и заложил на старте резерв времени - на всякий случай.

Я зря беспокоился - мы доехали доехали до вокзала без приключений, если не считать общительного котенка, который попался нам по дороге, пока мы меняли пробитую камеру.




По дороге мы уже традиционно заглянули в фирменный хлебный магазин, неподалеку от вокзала и закупились там разными вкусностями.На вокзале мы были где-то к 1320 - и хорошо успели, поскольку минут через десять подали электричку. Было ли в ней багажное отделение мы выяснять не стали - просто погрузили туда велосипеды и оставшееся до отправления время наслаждались водой без соли и вкусностями из хлебного.

По моему впечатлению, местные жители используют электричку, как дешевый эквивалент маршрутки к морю у Затоки. Причем основная часть отдыхающих набивается не на конечной, а на следующей станции ("Тира"), полностью забивая вагоны. После Затоки они более или менее рассасываются, но их место частично занимают пляжники, возвращающиеся в Одессу. Так что, если вам дорога жизнь и здравый рассудок - избегайте станций между Белгородом и Затокой в пляжный сезон.

Любопытный факт номер один - на линии есть две станции Бугаз. Первая называется Каролино-Бугаз и находится на Каролино-Бугазе, вторая - называется Бугаз и находится в Затоке. Если учесть, что первую станцию часто сокращают как "Бугаз" - может возникать путаница.

Любопытный факт номер два. Станция "Каролино-Бугаз" по-украински транслитерирована как "Каролiна-Бугаз" - что независимо друг от друга вызвало когнитивный диссонанс у нас с Настей.

Эта электричка была довольно душной, к тому же мое место оказалось на солнечной стороне, так что на обратной дороге у нас разболелись головы, а меня вечером срубил приступ головной боли - скорее всего по причине перегрева. Однако, сегодня чувствую себя отлично - ахиллово болит меньше и ко всему прочему у меня наконец получилось не сгореть. Большое спасибо всем участникам событий и отдельное - уважаемому сэру un_welcome за идею, советы по велосипеду и подводное снаряжение. А Среццтву От Сидения Дома, кроме всего прочего, за терпение, выдержку и подводный фотоаппарат.

вбр, Тэнгу

косы, путешествия, к-1, вело, курортное, странствия призрака, отчет, фото, настроение, подводности, море, периферия, пески

Previous post Next post
Up