Старая советская система категорий нацеленная на то, чтобы для сложность походов росла постепенно, полезна тем, что при таком наращивании сложности накапливается ценный опыт и всплывает множество не совсем очевидных моментов, которые можно учесть при планировании следующего похода.
Одесская "единичка" послужила именно таким полигоном, точнее трамплином к Карельской "двойке". Главным выводом для меня было отношение к нагрузке, которую получаешь в велопоходе. Велопокатушка на два-три дня вполне допускает километраж "под сто" и достаточно легкомысленное отношение к весу снаряжения. Но уже на четырехдневной поездке начали всплывать "интересные моменты".
читать дальше в wordpress'e Даже если хватает выносливости, то ко второму-третьему дню "стокилометровок" при такой нагрузке начинают барахлить и выходить из строя прочие системы организма - суставы коленки, спина и так далее. Это не говоря про боли в мышцах и полное нежелание что-то куда-то крутить. Настя очень емко резюмировала это, окрестив нашу "экспресс-единичку" кодовой фразой "Боль и Страдание".
Поэтому Карельский поход я планировал исходя из "среднего показателя" - в 50 км в день плюс дневка через каждые два дня.
Следующий вывод состоял в том, что реальный километраж как правило превышает тот, что посчитан по карте - и часто на достаточно большие цифры. В общем-то очевидно, однако, для меня было сюрпризом насколько могут отличаться эти цифры.
Ну и, конечно, мы научились правильно оценивать дорожное полотно - его влияние на скорость движения, затраты сил и так далее. И степень запущенности наших дорог.
Маршрут
Планируя маршрут, я достаточно основательно прочесал интернет в поисках отчетов, фотографий и прочей полезной информации. Мне нужно было с одной стороны набрать 400 км из которых 120 км должно было пролегать по грунтовке - таково квалификационное требование "двойки". С другой стороны, если не считать визита в Карелию в 2007-ом году - у меня не было почти никакой достоверной информации о регионе. Это определило стратегию маршрута - не очень длинная "главная" маршрутная линия по более или менее целым и внятным дорогам, на которую, как "модули" навешены "радиалки". Я выбирал их таким образом, чтобы мы в случае каких-либо проблем смогли бы быстро достичь населенных мест и так или иначе эвакуироваться с маршрута. Так что существовал не только "план B", но и "план C" и "план D", которые обеспечивали гибкость на маршруте.
Основная линия маршрута проходила от Медвежьегорска (местные жители называют его Медгорой) до Петрозаводска. Маршрут шел по старой асфальтированной трассе - Медгора, Юстозеро, Гирвас, дальше он вливался в федеральную трассу "Кола", где проходил через Кондопогу и оканчивался в Петрозаводске.
Радиалок было три - первая это отворот от Гирваса к Юркострову с выходом оттуда на Линдозеро. Вторая - радиалка к водопаду Кивач. И третья - поворот у Шуи, к Марциальным водам и дальше к Мунозеру.
Кроме возможности комбинировать радиалки по своему усмотрению, я предусмотрел "совсем запасной маршрут" который просто проходил по федеральной трассе Медгора - Петрозаводск, на тот случай, если бы события (не дай Бог) приняли бы совсем скверный оборот.
Общее направление на юг я выбрал почти инстинктивно - вдоль течения рек. Как выяснилось позже, правильно сделал. Местность имеет уклон именно в эту сторону, что очень сэкономило силы. Плюс, двигаясь по маршруту, мы не удалялись от более цивилизованных мест, а наоборот приближались к ним.
Технические детали
В вопросе снаряжения перед нами стояли две основные проблемы - разборка велосипеда для транспортировки поездом и уменьшение массы до разумного минимума.
С разборкой велосипеда было достаточно просто - покопавшись в интернете и поспрашивав знающих людей, мы пришли к следующему "двухступенчатому" алгоритму:
Часть А:
- задний переключатель переводится в крайнее нижнее положение (на самую большую звездочку)
- седло опускается до предельного положения вниз
- откручиваются педали
- "рога" на руле поворачиваются вниз
Часть Б:
- с багажника снимается рюкзак
- расстегивается передний тормоз
- снимается переднее колесо
- на вилку переднего колеса надеваются поллитровые торпеды
- руль поворачивается вбок, так чтобы он был в плоскости рамы
- колесо и руль закрепляются на раме пластиковым хомутами
- разобранный таким образом велосипед прячется в чехол
Деление разборки на две стадии было подсказано практикой. Оказалось, что выполнить часть А можно еще на вокзале - чтобы сэкономить время. А докатив велосипед до поезда можно уже разобрать его полностью - по алгоритму части Б. Мы заранее порепетировали дома так, что довели сборку-разборку до автоматизма.
Хаус-на-Кетамине в разобранном виде
Хаус-на-Кетамине в зачехленном положении, готовый к транспортировке
Собственно, репетиция. Роль вагонной полки исполняет шкаф. Фотографию Насти я разместить не решился, но она тоже есть
Из нюансов - лучше всего брать билеты от и до конечных пунктов назначения. Погрузка и выгрузка сильно осложняются, если поезд стоит всего пять или шесть минут на станции. Обычно в таких случаях просто закидываешь все в тамбур, а потом уже после того, как поезд тронулся, заносишь их в вагон и раскладываешь по местам. В России часто проводник выстраивает народ в очередь, проверяя документы. В этом случае я посылал Настю в очередь, а сам оставался сторожить рюкзаки и чехлы с велосипедами.
В целом же, проводники (вопреки моим опасениям) реагировали на велосипед нормально, а пассажиры скорее даже дружелюбно - может быть нам просто с ними повезло.
После "единички" мы серьезно пересмотрели отношение к снаряжению. Помимо всего прочего, мы должны были везти на себе двухнедельный запас продовольствия и топливо для горелки. Бензин ("калошу", если говорить точно) я взял исходя из среднего норматива в 80 грамм на человека в день, но этого оказалось раза в полтора больше, чем нужно - и я до сих пор не могу сказать точно что явилось причиной такой экономии: производительность горелки, наша тактика приготовления еды, относительно теплая погода или все это вместе?
При паковке я использовал "модульные упаковки", оставшиеся после
Крымского похода, которые себя очень хорошо зарекомендовали. Они позволяют разбить пространство рюкзака на некие "подмножества", внутри которых легко находится искомое.
Отдельным вопросом стало - брать или не брать с собой блокнот? Это не праздный вопрос - блокнот в поход такой продолжительности - это "кирпичик" А6 в твердом переплете на 196 (по-моему) страниц. Что уже играет роль, ввиду экономии веса. Я решил его взять - и не пожалел ни разу. Собственно, мои выводы в конце похода я там и записал (на странице 144):
...для длинных путешествий толстый томик блокнота А6 в твердом переплете - идеален.
Нужно только сразу паковать его в водонепроницаемый чехол и думать о том, как его быстро достать. В этот раз я просто носил его в большом кармане "фрименок" на липучках. В пешке блокнот лучше всего держать в клапане. В велопоходе - если нет карманов в брюках - в "кобуре" или в сетчатом кармане "Шаттла".
Штука очень полезная. В длинных походах почти всегда есть дневки, долгие заброски и просто длинные периоды ожидания когда "нужно занять руки". А блокнот к тому же работает еще и органайзером - на задние страницы очень удобно вносится список дел и снаряжения, календарь похода по дням, адреса и телефоны, нужные и важные пометки. Всегда можно вырвать страничку и поделиться с кем-нибудь адресом или телефоном и так далее и тому подобное.
Настя распланировала рацион, разбив его на "завтраки", "обеды", "привальные" и "ужины", запаковав все это в отдельные "колобки" - все приемы пищи "заскотчивались" в небольшие (размером с кулак или два) упаковки, которые достаточно удобно распределились по рюкзакам. Такая компактность получилась в том числе потому, что Настя сделала упор на высушенные овощи, которые позволили сильно сэкономить в весе.
Надо сказать, вопрос снижения массы - это палка о двух концах. В этот раз получилось так, что понадеявшись на горелку, более того, под впечатлением "чрезвычайной ситуации с пожарами в Карелии" я не взял ни топора, ни пилы - во избежании нездорового интереса со стороны лесников, плюс - как экономию массы.
Еще одной проблемой стал дефицит емкости рюкзаков. "Шаттлы" были всего по 50 литров каждый и туда, помимо еды, предстояло сложить еще много нужных вещей - палатку, спальник, горелку, топливо, велосипедный ремнабор и так далее. Больше всего места занимали коврик с палаткой, поэтому они отправились "наверх" - я закрепил их с помощью резинового эспандера на рюкзаке. В принципе, после похода я задумался о покупке водонепроницаемого мешка, в который можно было бы сложить спальник-и-палатку и тем же образом прикрепить его сверху.
Настя взяла небольшой наплечный рюкзак, который оказался очень удобен. Тем не менее, мне не нравится идея держать что-то на спине во время поездки, поэтому я сейчас обдумываю идею взять что-то вроде небольшого ногабукурэ который можно носить с собой в поезде и в пеших прогулках, а на марше либо крепить на багажник, либо прятать внутрь рюкзака.
Еще мы озаботились защитой коленей. Я нашел в каком-то дешевом магазинчике "Все по X" китайские эластичные согревающие наколенники по восемь гривен за пару и купил сразу несколько штук - себе и Насте. Использование наколенников, плюс ставка на "правильный километраж" и правильный каденс себя оправдала. За все время похода коленки не беспокоили нас ни разу и, ттт, не напоминают о себе и сейчас.
Разумеется, это далеко не полный перечень того, чем мы занимались при подготовке, плюс некоторая часть идей и подробностей возникла уже во время путешествия, о чем пойдет речь ниже.
продолжение следует
Содержание см
Содержание