2007-01-10
Ну... тут даже не знаю как выразить респекты сэру
srshadow :)
Фильм практически моего детства :) Причем именно правильная, "каноническая" версия (вроде бы есть еще несколько аналогичных, но именно эта - та самая :)
Мечтал пересмотреть эту весч, ибо было интересно, как я восприму ее сейчас. И - оно того стоило.
При всей несерьезности подобной вещи - если копнуть чуть глубже открываются
интересные смыслы.
Во-первых, чем так хорош "стиль пьяницы"? В чем его магическая привлекательность (во всяком случае в детстве большинство моих знакомых человеков были убеждены, что стиль пьяницы - самый крутой из всех). Ну... "Товарищ Сень-Дзюцу" как-то написал, что "Форма сил армии подобна воде. Форма воды - избежать высот и стремиться вниз. Форма сил армии - избегать полноты и наносить удар по пустоте". Есть такая штука, которая называется "ассиметричный ответ" :)
Среди правильных, исторически обоснованных стилей кунг-фу должен был появится хак. Непременно должен :) "Неправильный" (в фильме это здорово подчеркнуто тем, что преподает его спившийся бродяга, обитающий в ветхой хибаре) стиль с "неправильными" движениям (где баланс? где течение ци? дайте мне накладные, я хочу проверить расход бензина :), который именно благодаря неправильности, ассиметричности ломает все прочие стили. Причем, самая мощная, самая "неправильная" восьмая техника вообще противоречит здравому смыслу - собственно эта самая техника и приводит нас к "во-вторых".
Во-вторых, интересный и неочевидный момент возникает во время финальной схватки - когда человек, который забил на практику восьмого элемента стиля на ходу восстанавливает, расшифровывает его из тех семи, что он знает. С точки зрения системного анализа - момент просто обалденный, ибо это очень точно подмечено - зная систему и ее общие закономерности работы можно восполнить недостающие части точно так же, как мы всстнвлвм ндстщ бкв в слвх.
{уверен, что товарищи связисты в этот момент непременно вспомнят теорему Котельникова, а товарищи криптографы и вообще IT-шники ухмыльнутся и скажут, что такую вещь, как коды с коррекцией ошибок изобрели безо всякого "кунгх-ву" :) но это так, к слову}
В-третьих, самое интересное. Прикладная педагогика в исполнении пьяного мастера. Сравните западный путь и восточный путь.
Западный путь. Все помнят "Убить Билла-2"? Что там делает мастер, когда ученик-Ума Турман не может взять рис после тренировок? Он швыряет пиалу на пол - мол пересиль себя или не ешь вообще. Оказывается в "Пьяном мастере" этот момент тоже есть. Но.
Восточный путь. Когда у Джеки не получается положить себе в пиалу с рисом зелени, мастер конечно ворчит - мол слабые запястья, еду не можешь взять сам, но добродушно улыбается и подкладывает ему зелени сам.
На востоке, если мастер брал себе кого-нибудь в ученики - он отвечал за него, как за своего собственного сына, за члена семьи. Да, сына можно наказать за нерадивость (что и происходит в "Мастере" по ходу дела), можно попрекать, но кто в здравом уме будет намеренно над ним издеваться по принципу что либо из него получится что-нибудь стоящее, либо он умрет? А на западе, уж не знаю почему, это восприняли именно в таком ключе (исключения есть и достаточно много, но я говорю именно о тенденциях и общих умонастроениях/установках) - "пусть на курс поступит сто человек, девяносто мы отсеем, десять оставшихся будут самыми лучшими и порвут всех". Самым лучшим примером такого отношения является "Никита" (французский вариант ессно) там очень точно показан этот принцип и что в конце концов происходит с обученными по такой программе "лучшими из лучших". Человек может пройти такой курс, он может действительно стать "лучшим из лучших", но... Но при всем при этом он в довесок заполучит отвращение к самому искусству, а значит - самое главное - не будет способен творить что-то свое.
Что интересно, именно восточный путь обучения использовали наши снайпера во время войны в Сталинграде. Снайпер брал себе ученика, которого и обучал. Причем на время обучения он целиком и полностью отвечал за жизнь и здоровье ученика. Результаты были налицо :) Это вообще во многом наш, местный путь. Почитайте у того же Болтунова как учили народ в "Вымпеле" или "Альфе". Почитайте Потапова. Посмотрите
тут. Да хотя бы тоже "незамысловатые" на первый взгляд "Волоколамское шоссе" Бека или "Записки партизана" Игнатова.
Да и не только их.
"Сражаться со своими врагами они любят в местах, поросших густым лесом, в теснинах, на обрывах; с выгодой для себя пользуются [засадами], внезапными атаками, хитростями, и днем и ночью, изобретая много [разнообразных] способов...
Имея большую помощь в лесах, они направляются к ним, так как среди теснин они умеют отлично сражаться. Часто несомую добычу они бросают [как бы] под влиянием замешательства и бегут в леса, а затем, когда наступающие бросаются на добычу, они без труда поднимаются и наносят неприятелю вред. Все это они мастера делать разнообразными придумываемыми ими способами с целью заманить противника"
Что мы унаследовали от всего этого великолепия? "9-ую роту" механически, без особой фантазии тупо списанную с "Солдата Джейн"? Эх!
"- Где это все? - Говорил Максим. - Куда вы все это дели? Разменяли на железо? Эх вы... Человечки..."
(с)