...У великого русского художника Карла Брюллова есть портрет тоненькой девушки-пианистки в белоснежном платье, стоящей возле рояля. Холст хранится в Третьяковской галерее и считается одним из шедевров кисти Брюллова.
На картине изображена 18-летняя дочь рижского бургомистра Федера Тимма Эмилия. Она была единственной супругой известного русского живописца.
Но по таинственным причинам брак длился всего пару месяцев. Самое загадочное в этой истории - то, что Священный синод моментально дал разрешение на расторжение этого венчанного союза.
Тайна скоропалительного развода Карла Брюллова с юной супругой из Риги по сей день окутана массой домыслов и сплетен.
Дочь рижского бургомистра
Эмилия не раз приезжала в гости к брату на берега Невы. Тут в 1839 году на вечеринке художников ее впервые и увидел Карл Брюллов. Дочь рижского бургомистра своей вдохновенной игрой на рояле буквально околдовала Брюллова. Мастер не мог отвести глаз от прелестной балтийской немки, которая показалась ему воплощением скромности и непорочности.
Холостяк Карл Брюллов был известен, богат и избалован женским вниманием. Однако северная красота и буквально ангельский вид скромной Эмилии совершили невозможное: Брюллов решил жениться!
Влюбленный художник сделал предложение. Ему было сорок, Эмилии - восемнадцать. В порыве страсти он написал портрет девушки, похожей на лесной ландыш. Многим приятелям Брюллова тогда показалось странным, что фоном для фигуры нежной Эмилии стал красный занавес тревожного оттенка. Может быть, художник интуитивно почувствовал поджидающую его опасность?
Так или иначе, венчание Карла Павловича Брюллова и Эмилии Тимм состоялось 27 января 1839 года. Свидетелем церемонии был писатель и поэт Тарас Шевченко.
Скелет в шкафу
«Я в жизнь мою не видел, да и не увижу такой красавицы, - вспоминал свидетель бракосочетания Тарас Шевченко. - Но в продолжение обряда Карл Павлович стоял глубоко задумавшись: он ни разу не взглянул на свою прекрасную невесту».
Почему так странно вел себя счастливый жених?
Да потому, что перед самой свадьбой юная непорочная Эмилия вытащила из шкафа семейный скелет.
Девушка призналась будущему мужу, что она не девственница. Но это еще было бы полбеды, если бы не подробности ее грехопадения. «Ужас состоял в том, - пишет в своей книге исследовательница Елена Арсеньева, - что у Эмилии был постоянный любовник, и этого человека Брюллов прекрасно знал... Отец Эмилии был ее растлителем и любовником».
Как жить после такого обмана? Влюбленный Брюллов был готов все простить и спасти свою нежную Эмилию, которая поклялась мужу в верности и преданной любви.
«Однако Федер Тимм не мог расстаться с любовницей даже и после свадьбы», - сообщает дальше Елена Арсеньева.
Все это было мучительно и болезненно, по Риге и Петербургу поползли гадкие сплетни.
Позор художника
«Я так сильно чувствовал свое несчастье, - писал Брюллов в прошении на развод на имя министра двора, - свой позор, разрушение всех надежд на домашнее счастье, что боялся лишиться ума».
Так два очень привязанных друг к другу человека - Карл и Эмилия - не смогли, даже обвенчавшись, жить вместе, потому что их союзу противостоял отец, испытывающий к ней противоестественные чувства.
Брюллов не смирился с подобным адом и, подробно описав в письме на имя Священного синода и министра двора князя П. М. Волконского горькую историю своего брака и душевного разочарования, получил безоговорочное разрешение на полный развод, что было по тем временам редкостью.
Развод был получен к концу года в связи с «крайне печальными отношениями между супругами». Чтобы избежать пересудов, Брюллов в срочном порядке покинул Петербург.
«Родители девушки и их приятели оклеветали меня в публике, - пишет Брюллов, - приписав причину развода совсем другому обстоятельству - мнимой и никогда не бывалой ссоре моей с отцом за бутылкой шампанского, стараясь выдать меня за человека, преданного пьянству...»
http://pribalt.info