Зарисовки по Непалу и Тибету*

Jun 25, 2014 10:56

*передают только мои личные чувства и эмоции и возможно содержат неточную информацию со слов гида и некоторых других источников в случаях, когда не оказалось заметок.
Пролог:
Очень холодно. Капли дождя стекают по лобовому моего любимого миника.  Играет альбом Ланы дель Рей Born to die. Этот альбом Ланы был со мной всю дорогу, всю поездку и стал видимо гимном - настроением моего путешествия. Особенно два трека:
Diet Mountain Dew - Диетическая Маунтин Дью
You're no good for me
Ты не для меня,
Baby you're no good for me
Милый, ты мне не подходишь,
You're no good for me
Ты не для меня,
But baby I want you, I want you
Но я хочу, хочу тебя, малыш...
Diet mountain dew, baby, New York City
Диетическая Mountain Dew, малыш, это Нью-Йорк,
Never was there ever a girl so pretty
Там еще никогда не было такой красотки,
Do you think we'll be in love forever?
Как ты думаешь, наша любовь будет вечной?
Do you think we'll be in love?
Как думаешь, мы будем любить друг друга?
и
Lucky Ones - Счастливчики
Let's get out of this town, baby we're on fire
Давай уедем из этого города, малыш, мы горим.
Everyone around here seems to be going down, down
Все вокруг идут ко дну, ко дну,
If you stick with me, I can take you higher, and higher
Если ты будешь верен мне, я смогу вознести тебя, вознести.
It feels like all of our friends are lost
Кажется, все твои друзья пропали,
Nobody's found, found, found
Никого не найти, не найти, не найти.
I got so scared, I thought no one could save me
Я так напугалась, ведь я думала, что никому меня не спасти,
You came along scooped me up like a baby
А ты появился и сгрёб меня в охапку, как младенца.

Кстати, ой-ой какой перевод оказался-то и там, и там, к чему бы это? Забавные милые песенки Ланы с неглубоким смыслом переносят меня в самое начало.
Часть первая: Катманду, Непал
30 мая. Аэропорт Внуково, регистрация на Стамбул, переговоры с Киевом, потом с шефом. Я иду по залу, замечаю Моле (организатора всей нашей поездки), но прохожу мимо - мне нужно закончить говорить с Томасом. Неожиданно ко мне подходит симпатичный блондин, это был Юра и спрашивает:
- ты Лара?
Отвечаю, да и иду ко всей честной компании. За столом пиво, мясо, ну все как у обычных людей. Я понимаю, что мое вегетарианство не к этому столу уж точно. Ребята весело поприветствовали меня и вернулись к своим разговорам. Перемещаемся ближе к гейту. Пришла Лиля. Веселая, беззаботная. Обожаю ее. Она не сразу поняла, что я со всеми. Но как только узнала, что я тоже лечу, просто выплеснула на меня поток положительных эмоций по этому поводу. Я же говорю, что обожаю ее.
Как-то долетели до Стамбула, переждали конектинг тайм. В Стамбуле мы должны были встретить еще народ. Но как раз со Стамбула начал работать девиз всего нашего трипа: - А где Лиля?
Уже, находясь в автобусе к самолету, мы ее потеряли. Оказалось в самый последний момент, Лиля пыталась купить помаду, потому что у нее началась аллергия на губах. У Лили есть одно потрясающее свойство: после того, как она теряется - она обязательно находится. И так было 21 день.
Перелет из Стамбула в Катманду занимает что-то между 7 и 8 часов. В общем долго. Но мое внутреннее состояние было таким спокойным и умиротворенным, что мне удалось поспать. Причем спала я крепко, первый раз в жизни я спала в самолете, да еще и крепко.
31 мая. Прилетели  в Катманду мы ранним утром. Ребята видимо пили (простите, выпивали) всю ночь. Но утром все были бодры и веселы. Правда, один из ребят потерял паспорт. Это был Егор. С ним потом почти каждый день случались приключения, и это было весело. Паспорт он нашел, но перепугался не на шутку.
Мы купили 30 дневную визу за 40$ и пошли за багажом. Аэропорт Катманду напомнил мне старый аэропорт Денпасара (Бали). И дядьки - непальцы такие смешные, без специальной формы на паспортном контроле: сидят, улыбаются. А в иммиграционной форме 3 вида пола: мужской, женский и other (другой).
Встречал нас автобус, заказанный через агентство Holidays Adventure (Nepal). Автобус должен был отвезти нас в отель Pilgrims в самом туристическом районе Катманду в Тамеле*. В Тамель мы потом возвращались снова и снова, даже когда жили в другом районе.
*Тамель состоит из узких улочек, на которых расположены маленькие магазины, туристические бюро, бюджетные отели, обменники, многочисленные рестораны, клубы. Сами улицы  наполнены уличными торговцами и зазывалами.
Тамель также служит предварительным базовым лагерем для альпинистов, предлагая широкий выбор магазинов с альпинистским снаряжением.
Считается непальским кварталом красных фонарей, где под видом массажных кабинетов работают бордели (с) Википедия.
По дороге меня поразили грязь, развалины домов, как будто их бомбили. Я даже спросила, а нет ли у них войны или тер актов? Но вроде все было спокойно. На улице было душно уже с утра. Номер мне дали последней. Я затащила вещи на четвертый этаж и оказалась в темноватом номере с видом на помойку и внутренний мусоропровод, зато с душем, подумала я.
Еще дома я начала читать «Происхождение всех вещей» Элизабет Гилберт, и там главный герой, отправляясь с капитаном Куком на поиски растений для своего хозяина, решил никогда ни на что не жаловаться. Вот и я, подобно Генри Уиттакеру, решила ни на что не жаловаться хотя бы 21 день.
Этим же днем к нам присоединялись еще люди из нашей компании. Всего нас было 17 человек. 8 девушек (или женщин, смотря, кто кем себя считает) и 9 мужчин (ребят, молодых людей - опять же, смотря, кто кем себя считает).
  Мы сходили поесть. Леша-Моле посоветовал местные блюда: момосы - есть мясные, есть вегетарианские - похожи пельмени, ласси - кисломолочный напиток, есть сладкий с бананом, есть соленый, массала чай - чай с молоком яка и специями.
  Поменяли деньги с $ на непальские рупии. Курс у них интересный: 94 рупии за один $. Но считать легко: можно делить на 100 (94 = почти 100) или цена в рупиях делится на 3 и получаются рубли.
Вечером мы обнаружили уютную террасу почти на крыше нашего отеля. И вообще в Катманду тема руф топ террас (террас на крыше или под крышей) очень популярна. Все лучшие места, где мы были - были под крышами.
Ночь прошла довольно беспокойно. Кто-то громко ржал, разговаривал, хлопал дверьми. Оказалось, что наши ребята и девушки познакомились с канадцами и вместе выпивали почти до утра. Но это совсем не напрягало. Ведь это хорошо, когда другим весело. Высплюсь потом, подумала я. Но со сном и дальше было сложно. Крепко и долго спать не получалось вообще - все 3 недели.
01 июня. Утром нас ждал русскоговорящий гид с экскурсией по Катманду. Молодой высокий непалец. Не помню, откуда он довольно сносно говорил по-русски, но было безумно интересно абсолютно всё, что он рассказывал. Правда, запомнилось далеко не всё. Видимо я еще не втянулась в наши бесконечные посещения храмов, монастырей, ступ и т.д. 
Первое место, куда нас привезли, был буддистский храм Swayambhu - Сваямбунатх - буддийский храмовый центр и селение на окраине Катманду в Непале. Тибетцы называют Сваямбунатх Пакпа Щингкун. Храм Сваямбунатх также называют храмом обезьян. Обезьян действительно много и иногда они ведут себя агрессивно и берут все, что плохо лежит.*



* В центре комплекса находится большая буддийская ступа, вокруг которой расположено несколько тибетских монастырей разных школ и направлений и тибетское училище.
Сваямбунатх почитается также индуистами, у которых имеется небольшое святилище около ступы. Ступа находится на высокой горе к западу от города, чтобы подняться на неё, надо преодолеть 365 ступеней, по числу дней в году.
В храмовой роще на склонах горы обитает большое количество диких обезьян, которых подкармливают паломники и служители храмов. Стороны ступы смотрят на стороны света с поворотом на 60 градусов. Существует предание, что в давние времена северный полюс повернулся на 60 градусов. (с) Википедия

Чем примечательна главная ступа в этом храме? Кроме того, что она большая и красивая, вокруг нее растянуты мантры-флажки, а также матры на столбиках, которые можно крутить, тем самым ты  как бы читаешь эти мантры, а с холма открывается весь Катманду без остатка.
Считается, что некогда долина Катманду представляла собой озеро, а Обезьяний холм, который сегодня венчает ступа Сваямбунатх, был островом. Сваямбху значит "самовозникший". Согласно преданиям настоящий комплекс был построен вокруг небольшой хрустальной Ступы, возникшей спонтанно на вершине этого холма или вокруг цветка лотоса, испускавшего свет во времена Будды Шикхин. Однажды Будда, паря над озером, бросил на остров (холм Сваямбунатх) семя лотоса и предрек, что здесь вырастет чудесный тысячелепестковый цветок, хранилище изначального света и вечной энергии самосозидания, или Сваямбу, т. е. самовозникший, самосущий в переводе с санскрита. Через 80 веков этот цветок расцвел, привлек к себе бесчисленных бодхисаттв (просветленных) и стал их духовным приютом. Холм Сваямбунатх, как говорил Трулшик Ринпоче был благословлён тысячами Будд и будет ещё благословлён всеми Буддами этой кальпы и считается самым священным местом Долины Катманду. Далай-лама VII говорил, что эта ступа - источник счастья всего мира. Паломники совершают «кору» (ходят вокруг) Ступы . Это называется «нанкхор» (nangkhor), а также вокруг холма - «паркор» (pharkhor). Тибетцы называют это место Пакпа Щинкун (wyl. Phags pa shing kun), что означает «Высшие Древа всех видов». По поводу возникновения этого названия есть разные мнения, но возможно самое распространённое это то, что однажды мастер Нагарджуна состриг свои волосы и разбросал их, сделав такое благопожелание: « Пусть все виды деревьев растут на этой превосходной Ступе!» После этого много разных видов деревьев стали расти вокруг Ступы.
Одно из воплощений Будды, которому здесь покланяются жил бедно. Ел один раз в день, и только подаяние. Один раз он вышел на улицу и встретил женщину, которая угостила его испорченной едой. Умер он рано от совсем неромантичной болезни: понос.
  Тем временем ветер на холме продолжал читать мантры на флажках разных цветов. Цвета флажков означают: вода, земля, воздух, огонь и эфир.
        Наверху перед ступой из динамиков Филипс доносилось пение: om mani padme hum - прямой перевод: «О жемчужина, сияющая в цветке лотоса!»

image Click to view



Это одна из самых известных мантр в буддизме Махаяны, особенно характерная для тибетского буддизма, шестислоговая мантра бодхисаттвы сострадания Авалокитешвары (воплощение бесконечного сострадания всех Будд).
  Эта мантра потом будет нас сопровождать, встречать и провожать весь путь. Ее можно было встретить на мандалах, которые нам настойчиво продавали на улице, на подвеске, которую я все-таки купила, но уже далеко в Тибете на очередном перевале, и конечно эта мантра звучала в нашем автобусе, потому что доктор (так зовут одного из участников группы) купил диск и ставил ее в автобусе, правда потом благополучно его там забыл. А уж как все орали эту мантру в полупустом бассейне пьяные (от счастья и близости воды) я никогда не забуду. Но сейчас не об этом. Да-да, те, кто помнит, откуда появилась эта фраза - пусть мило улыбнутся и промолчат.
  Дальше мы двинулись в глубины Катманду посмотреть еще дворцы и храмы. Дворцы королевской семью, которую уже 8 лет как свергли, не отличаются особой красотой или богатством. В основном это старые, темные деревянные здания. Внутри одного такого живут голуби и нужно быть аккуратным, когда входишь внутрь. Могут нагадить.
Мы дошли до места, где живет живая богиня Кумари. В Непале множество богов и богинь, но есть и живая богиня по имени Кумари. По преданию, она считается живым воплощением богини Таледжу, покровительницей династии Малла. Легенда рассказывает, что в старые времена короли общались с Таледжу, беседовали и даже играли с ней в кости. Но однажды последний раджа этой династии Джай Пракаш Малла, очарованный красотой богини, влюбился в неё. Рассерженная этим, богиня навсегда покинула дворец, предупредив, что отныне будет являться людям только в образе маленькой девочки -Кумари.


Живая богиня несет мир между двумя религиями: Буддизмом и индуизмом.
Девушка берется из буддисткой семьи и она будет богиней до первой крови. Красивая, отважная, умная - всего 32 качества оценивается прежде, чем она становится живой богиней.
Обычно выбор богини происходит в Дашайн (дасаин или дашейн) - национальный праздник в Непале. Он отмечается осенью /в сентябре-октябре/ после сбора урожая риса, сопровождается жертвоприношениями животных, в том числе козлов и буйволов. Дашайн для индуистов знаменует победу богов и богинь над демонами и посвящен богине Дурге. Считается, что бог Рама  смог победить царя демонов Равану только благодаря благословению этой богини. Буддисты отмечают Дашайн как день, когда император Ашока отказался от насилия и встал на буддийский путь.
Но для будущей живой богини это время испытаний: во время жертвоприношений убивают яйцо, курицу, козу и буйвола, все отрубленное оставляют в комнате и если девочка проходит мимо спокойно, то она становится живой богиней, до тех пор пока сама не порежется или пока не начнутся месячные. После все повторяется и выбирается новая живая богиня.
  Избранницу жюри переселяют в трёхэтажный храм неподалёку от старого королевского дворца, где она находится под опекой няни, а также индуистского священника (тоже обязательно невара). Девочка живёт в храме несколько лет без обычных детских радостей, вплоть до появления на ее теле первой крови (то есть до менструации) или выпадения первого зуба. С этого момента она перестаёт быть живой богиней и возвращается в семью.
Кумари - единственная, кто имеет право поставить тику королю и которой кланяется король. Происходит это раз в году на праздник Кумариджатра. В этот день король прибывает в храм для совершения пуджи, и богиня Кумари благословляет его тикой, что означает продление его власти на годичный срок, до праздника в будущем году.
Быть Кумари, с одной стороны, почётно, а с другой - вовсе не радостно. Девочка практически лишается детства, а потом очень трудно выйти замуж, так как по стойкому поверью женитьба на Кумари приносит несчастье. Да и родители Кумари никакими привилегиями не пользуются.
Мы внутри этого храма, где живет действующая Кумари. В одном из окон видно мягкие игрушки, как все-таки жаль ребенка.
Фотографировать туристам ее нельзя. Мы и еще китайские туристы недолго ждали ее появления, и О! чудесный момент ставни открылись и живая богиня показалась в окно. То ли Егор не знал, то ли ему было все равно на запрет, но он достал камеру и сделал фото. Камера сработала быстро и громко. Охрана храма тоже. Тут же рядом с Егором оказался маленький непалец, который начал на него прыгать и говорить don't delete photo. Он махал перед носом каким-то удостоверением и грозился вызвать полицию. Хорошо, что Егор под метр девяносто и успел удалить фото. Шума было много, но мы как-то избежали разборок с непальской полицией и двинулись дальше по королевским дворцам и храмам.
Впереди нас ждали: маленький Тибет, сожжения, обезьяна кидающаяся камнями, мужское и женское начало в символах.

Сваямбунатх, Путешествия, katmandu, Катманду, nepal, Непал

Previous post Next post
Up