Оригинал взят у
visualhistory в
1914 год в цвете. Каким был мир 100 лет назадВ силу юбилейности для нашего проекта 1914 год имеет особенное значение. Для многих до сих пор всё ещё непривычно осознавать, что цветная фотография была 100 лет назад. На самом деле к тому времени она уже имела довольно длинную (более чем полувековую)историю и весьма широкое распространение. Пластинки автохром продавались уже десятками тысяч в год и в одной только России на них снимали сотни любителей, в крупных городах (СПб, Москва, Одесса) были целые общества (клубы) автохромистов! Но автохром был хрупок и от этого богатства до нас дошли лишь крохи, львиную часть из которых составляет великая коллекция Альберта Кана "Архивы Планеты".
Некоторые из отснятых фотографий были донесены до потомков только благодаря журнально-книжным репродукциям.
Например, этот цветной фотопортрет английских короля Георга и королевы Мэри был напечатан в London illustrated news 13 июня 1914 года:
Крупно Известно утверждение, что (гео)политически, а не календарно, 20 век начался в 1914 году, когда прежний мир, прекрасная
Belle Epoque, словно "Титаник" на айсберг налетел на катастрофу Первой мировой войны.
Роковая дата 28 июля 1914-го разделила этот год на "до" и "после", на мир и войну.
И первая часть нашего поста будет посвящена доживающему свои последние мирные дни европейскому миру.
Кажется, что это супружеская пара из 14-го смотрит прямо на нас:
Только зернистость автохрома мешает здесь полностью разрушить барьер восприятия и в полной мере ощутить эффект "машины времени".
И эти парижане смотрят на нас из своего безмятежного 24 июня 1914 года:
Вообще, ни один из городов мира не был заснят в цвете в 1914 году так подробно, как Париж. И всё благодаря фотографам из группы мецената Альберта Кана, который едва ли не единственным из "сильных мира сего" осознал, что надо спешить запечатлеть в натуральных красках весь окружающий мира, потому что завтра он стане историей. Это был крупнейший фотопроект в мире.
Ворота Сен-Дени в июне-июле 1914 года:
Чтобы прочувствовать ход времени, такие снимки надо смотреть в сравнении с сегодняшним днём, было парижане сделали
целую серию сопоставлений с автохромами 1914-2013.
Вот, например, с теми же воротами:
Или можно вот так:
Знаменитый Мулен Руж в 1914-м:
Парижский постоялый двор Auberge-du-Compas-d'Or в 1914-м ещё выглядел как на снимках 19 века, но будет снесён к 1920 году:
А вот фирменный стиль зелёных парижских автобусов с открытой задней площадкой доживёт до 1970-х:
От уличной рекламы уже тогда не было спасу, хотя теперь эта пёстрая стена с афишами 1914-го воспринимается такой милой:
Сейчас трудно представить, что Париж в 1914-м заканчивался не развязками автострад и гипермаркетами, а такими бастионами, на которых наделялись остановить немцев:
Этот снимок Rue du Montparnasse был сделан 22 июля 1914, меньше чем за неделю до начала Первой мировой:
Хотелось бы посмотреть жизнь других европейских городов 1914-го, но пока не нашёл материалов.
В России Прокудин-Горский уже почти закончил свой фотопроект и его снимков за этот год неизвестно. Зато можно посмотреть кое что из работ автохромистов.
Например,
замечательную серию этюдов Льва Рейнберга об отдыхе в Крыму в мае 1914 г. Эти снимки запечатлели атмосферу безмятежности последних мирных недель.
Эти мальчики (сыновья Рейнберга) ещё не знают, что уже совсем скоро «Гёбен» будет обстреливать Севастополь.
Одновременно с Рейнбергом цветные снимки в Крыму 1914 года делал уже знакомый нам Веденисов.
Вера Николаевна Веденисова в Ялте:
Вот его снимок неизвестной в Ялте, ещё один безвозвратно уходящий типаж Прекрасной эпохи:
Его же работа "Вера Казакова в народном костюме" (1914):
Если не считать малоизвестных Балканских войн 1912-1913, то Первая мировая стала первой войной, запечатлённой в цвете. Уже сегодня в Сети можно найти несколько сотен таких снимков, а сделаны были многие тысячи.
Как говорилось выше, цветная фотография тогда уже перестала быть уделом энтузиастов, а вышла на страницы журналов и фотоальбомов, стала средством пропаганды.
Французы издали альбом, посвященный судьбоносной битве на Марне, где они из последних сил остановили немцев на дальних подступах к Парижу осенью 1914 года:
Практически все фотографии там постановочные, но всё равно интересный фотодокумент:
Артиллерия, как и пулемёты, тогда были главным оружием:
Более высокое качество имеют сканы непосредственно с автохромных пластин.
Здесь мы видим африканских солдат французской армии на фронте в 1914 году:
Кадр с французскими солдатами на отдыхе уже вполне репортажный и очень живой, несмотря на плохую сохранность пластины:
Этот портрет зуава в 1914-м сделал известный автохромист Jean Baptiste Tournassoud:
Уже в 1914-м на автохромах появляются первые снимки военных разрушений в городах, которых будет ещё очень много:
Наиболее интересные цветные снимки Первой мировой относятся к 1916-1917 гг. и будут показаны в соответствующих сериях нашего проекта.
Чтобы не создать впечатление, что весь мир в 1914 году сводился лишь к одной Европе, мы покажем несколько снимков из других частей света.
Например, в этот год автохромисты Альберта Кана активно работали в Индии.
Бенарес, Варанаси, самое священное место для индуистов святой город для буддистов, 1914:
Священная корова в том же Бенаресе:
Этот снимок индийского Тадж Махала был сделан в 1914 г., но опубликован в журнале National Geographic только в 1921 году:
Сцена на рынке в Коломбо, остров Цейлон, 1914:
А американцы в 1914 году почти закончили строительство Панамского канала и 15 августа провели по нему первое судно. Правда, потом случился оползень и официальное открытие состоится только в 1920-м.
Работы на канале:
Все представленные выше снимки выполнены на автохромных пластинках одной фирмы, братьев Люмьер.
Вот благодаря им , Огюсту и Луи, мы можем увидеть 1914 год в цвете:
Этот двойной фотопртрет не имеет точной датировки, но обычно пишут "около 1914 года".