Оригинал взят у
sun_u_kung в
ПЛАМЕННАЯ СТРАСТЬ Каждый год с наступлением Пасхи православную публику охватывает чисто языческая тяга к чудесам, и народ-богоносец предаётся ежегодному пасхальному слабоумию.
Некие исследователи оповещают о неких измерениях, которые не дают никакой внятной информации, но неизменно интерпретируются как свидетельство существования "тайны снисхождения Благодатного огня". Фотографы и видеооператоры ведут съёмку огня, и объясняют все дефекты съёмки его "неземным происхождением". Чиновники от православия с протоиереем Всеволодом Чаплиным во главе глубокомысленно рассуждают о том, "что это явление - необычное, чудесное". А функционеры Фонда Андрея Первозванного организуют дистрибуцию Благодатного огня во всероссийском масштабе.
О том, что Благодатный огонь есть дело рук человеческих, говорилось многократно [
1,
2]. Причём говорили об этом не профессиональные атеисты из числа коммунистических функционеров, а люди глубоко верующие. Так что повторяться смысла нет.
Но, коли природа Благодатного огня отнюдь не божественна, то, может быть, он представляет ценность потому, что зажжён у Гроба Господня ? Может быть. Проблема, однако, в том, что Кувуклия - это вовсе не Гроб Господень.
Как известно, после снятия с креста тело Спасителя было положено в пещеру, располагавшуюся на участке, который принадлежал Иосифу Аримафейскому - члену Синедриона, приятелю Пилата и тайному последователю Христа. Этот участок в садах за городской стеной Иосиф прикупил для будущего погребения членов своей семьи, но к моменту распятия похоронить там ещё никого не успели.
В 41-ом году - менее, чем через 10 лет после распятия Иисуса из Назарета - Ирод Агриппа затеял очередное расширение Иерусалима. К 44-ому году и Гроб Господень, и все ближайшие к нему захоронения оказались внутри новой - третьей - городской стены. Поскольку по тогдашним иудейским представлениям кладбище не могло находиться внутри города, захоронения были перенесены на новое место, а освободившаяся территория стала интенсивно застраиваться. Впрочем, продолжалось это не долго.
В 66-ом году - через 33 года после распятия Иисуса и 22 года после окончания строительства Третьей стены - началась знаменитая Иудейская война, представлявшая собою чрезвычайно затейливое сочетание освободительной войны иудеев против римлян и гражданской войны иудеев меж собой. Пока в Галилее воевали с римлянами, в Иудее со страшным ожесточением резали друг друга - секарии с зелотами занимались взаимоистреблением, убивая попутно всех попавших под руку. К моменту окончательного разгрома иудейских отрядов в Галилее зелоты додавили секариев. После чего все, кто ещё мог сражаться, стянулись в Иерусалим, где немедленно передрались Верхний и Нижний город. Причём, в отличие от зелотов и секариев, горожане не ограничились мечами и кинжалами, а пустили в ход катапульты, осадные орудия и прочие чудеса тогдашней военной техники. В ходе междоусобиц не только перебили множество народу, но и сожгли бОльшую часть Иерусалима. Немногое оставшееся дожгли и доломали римляне, взявшие город в 70-ом году. Уже тогда место расположения Гроба Господня можно было указать лишь очень приблизительно. Но и этим дело не кончилось.
В 132-ом году грянуло восстание Бар-Кохбы. В 135-ом оно было подавлено. Иерусалим был в очередной раз сожжён, а его население - включая тех, кто мог хранить память о месте расположения Гроба Господня - вырезано подчистую. После этого евреям под страхом смерти было запрещено даже приближаться к месту, где находился город. Было запрещено само название «Иерусалим». На его развалинах по приказу императора Публия Элия Адриана начал строиться новый город Элия Капитолина. Участок севернее горы Сион, между остатками второй и третьей стены был отведён для строительства казарм. Местность была выровнена - возвышения стесали, углубления засыпали, пространство между строениями замостили камнем. На месте, где некогда - предположительно - находился Гроб Господень, был построен храм Венеры, рядом с ним прошла центральная улица нового города - Кардо Максимус.
Можно ли было после всего этого отыскать место погребения Христа ?
Императрица Елена - мать императора Константина, основателя Византийской империи - решила, что можно. В 325-ом году она организовала раскопки, направленные на поиски Гроба Господня. В 326-ом раскопки, проводившиеся под непосредственным руководством никейского архиепископа Макария, дали результат - была открыта пещера, которую решено было считать Гробом Господним. Подтверждений того, что это именно ТА пещера, не понадобилось - ревностным христианам Макарию и Елене всё было ясно и так.
На месте Гроба Господня, вернее НАД этим местом, был построен внушительный храмовый комплекс, состоявший «из нескольких частей, вытянутых с запада на восток: круглого храма-мавзолея, названного Анастасис (в переводе с греческого значит «Воскресение»), в центре которого был расположен Гроб Господень, под шестигранным шатровым навесом, далее располагалась базилика - Великая церковь, обращенная алтарем в сторону Анастасиса». Но и этим дело не кончилось.
В 637-ом году Иерусалим захватили мусульмане под предводительством халифа Омара ибн аль-Хаттаба, продемонстрировавшего невероятную - по нынешним меркам - веротерпимость. По преданию, получив ключи от города из рук патриарха Сафрония, Омар сказал : «Во имя Аллаха… ваши церкви будут сохранены в целости и сохранности, не будут захвачены мусульманами и не будут разрушены». Он, якобы, даже отказался войти в Храм Гроба Господня, заявив, что если он это сделает, его не в меру ретивые наследники непременно превратят Храм в мечеть.
Идиллия, однако, была не вечной. Нетерпимость к иноверцам нарастала по мере замедления мусульманской экспансии. А после ряда поражений, нанесённых христианами войскам халифата, резко обострилась. В 1008-ом году халиф Абу-Али Мансур аль-Хаким би-амри-Алла из династии Фатимидов (более известный как Хаким аль-Хаким) развернул кампанию гонений на христиан и иудеев. В 1009-ом году Храм Гроба Господня был разрушен, а сам Гроб Господень - полностью уничтожен.
Таким образом, если Елена с Макарием ошиблись, то место упокоения Спасителя располагается вовсе не в Храме, а где-то под домами и мостовыми Старого города, причём сказать где именно невозможно даже приблизительно. Если же они не ошиблись, и найденная ими пещера - это ТО САМОЕ место, то, очевидно, Гроб Господень более не существует, будучи уничтожен фатимидским маньяком 1000 лет назад. В любом случае Кувуклия - «небольшая купольная часовня желто-розового мрамора» - ничего общего не имеет пещерой, где некогда покоилось тело Спасителя. Это НЕ ТО место.
Возможно, что и это не важно. Как показывает многовековой опыт человечества, место становится святым потому, что достаточно большое количество народу готов считать его таковым, а вовсе не потому, что там произошло нечто выдающееся. Недаром же существует понятие «намоленное место». И, казалось бы, Храм Гроба Господня - самое, что ни на есть святое место. Именно так я думал, пока не оказался в этом Храме.
Мне, конечно, доводилось слыхать, что Храм
поделён меж шестью христианскими конфессиями, но я никак не предполагал, что вражда между ними столь ощутима. Представители разных церквей зорко следят, чтобы кто-нибудь из «конкурентов» не шагнул в «чужую» часть Храма, не начал службу в «не своё» время или каким иным способом не нарушил некие древние договорённости. Напряжение разлито в воздухе, «братья во Христе» постоянно начеку, готовые в любой момент наброситься друг на друга, пустив в ход кулаки и всё, что подвернётся под руку.
Во времена турецкого владычества, когда власти закрывали глаза на происходящее в христианских общинах, регулярные стычки время от времени оборачивались грандиозными побоищами, уносившими десятки и сотни жизней. Сейчас, когда территория Храма мягко, но плотно опекается израильскими службами безопасности, до смертоубийства не доходит. Однако, и того, что всё же случается, вполне достаточно, чтобы в полной мере ощутить атмосферу коммунальной кухни, бесконечно далёкую от какой бы то ни было святости.
Итак, что же мы имеем ? Огонь, зажжённый жуликоватыми мистификаторами в непонятном месте в атмосфере подозрительности и вражды. И если паства этого не осознаёт, то уж пастыри-то не могут иметь иллюзий относительно механизмов «снисхождения Благодатного огня».
Они знают ВСЁ. Но знание это ничуть не мешает им вести разговоры о «необычном и чудесном явлении» и принимать участие в дистрибуции огня во всероссийском масштабе. По-видимому, отцы церкви, видят в этом «чуде» средство укрепления веры и умножения численности паствы. Ничем иным их «пламенную страсть» не объяснить.
Меж тем, истинная Вера не имеет причин и, как следствие, не нуждается в чудесах как средстве укрепления. Носители её остро чувствуют языческую сущность мифа о сверхъестественном происхождении огня и угрозу, которую этот миф несёт православной традиции. Ещё в апреле 2009-го - они обратились к Патриарху Кириллу с просьбой дать "богословскую, литургическую и историческую оценку как самому "огню Великой Субботы", возжигаемому в Иерусалиме, так и распространившейся в последнее время практике его чрезмерного почитания в дни празднования Светлого Христова Воскресения". Ответа не последовало.
Пасхальные ужимки и прыжки православных огнепоклонников продолжаются.