Movie yearbook 1983

Dec 08, 2024 16:07

Долгое время терпеть не мог культуру моего детства, 80-х.
И только теперь задумываюсь, что, во многом, для культуры и искусства это было прекрасное время.
Не в Америке, где царствовал Спилберг и его эпигоны, а в Европе, те маленькие (и большие) шедевры, которые остались непонятными почти что для всех. Миллер, Эрисе, Девиль, Гранье-Дефер, Руис. Да, тот же Абдрашитов, если говорить о советской культуре, был чужд для большинства, что зрителей, что критиков.

Три первые фильма из списка прекрасны примерно одинаково.
При этом совершенно разные. Один из самых точных и суровых фильмов об отчуждении и одиночестве, в которых латинские народы традиционно сильны (Маркес практически превратился в имя нарицательное). Британская комедия о столкновении суровых американских бизнесменов с шотландской природой. И уникальный французский жанровый фильм, где сливаются фантастические, психологические и детективные моменты.
Я несколько раз переставлял их местами, но так и не мог понять что мне нравится больше.
Так что первое место очень условно.

1. Юг / El sur (Эрисе)










Эрисе хотел снять фильм в 2 раза длинней, вторую часть в других декорациях, собственно на Юге. Но продюсер решил, что то что получилось выглядит самодостаточно, лишних денег нет, и хватит снимать.
Рассуждать о неполучившемся проекте смысла нет. Это было бы совсем другое кино, может лучше, может хуже.
Для меня этот фильм - идеальное воплощение латинской тоски.
Главный герой (или главная все же его дочь?), доктор, бывший революционер, после гражданской войны доживает где-то в провинции, на Севере.
Как в любой патриахии, жизнь семьи складывается через него. Несмотря на то, что он постепенно опускающийся, кажется полностью расставшийся с иллюзиями, жизнью в настоящем или будущем, человек.
Юг предстает тут как некая мистическая сущность, где, в отличие от Севера, есть жизнь. И туда, в конце, устремляется дочь героя, единственный человек, кто еще не поддался вечной тоске и разрушению.
Нужно ли тут продолжение? Как отдельный проект, было бы интересно. Как часть этого фильма, нет, не думаю.
Говорят, что это любимый испанский фильм Альмадовара. Не исключаю, что у него когда-то был вкус.

2. Местный герой / Local Hero (Форсайт)










О том, как отношение, взгляды, жизнь бизнесмена меняются при столкновении с другим миром, другим ценностями.
В общем, не сложная для понимания тема, скорей источник для анекдотов, чем искусства. Тут, тем не менее прекрасно воплощенная.
Пока оба фильма Форсайта, которые я видел, понравились. Тут есть свой взгляд, умение интересно его выразить. При этом в рамках, казалось бы, вполне обычного жанрового кино.

3. Смертельная поездка / Mortelle randonnee (Миллер)










Фильм, который раньше, при первом просмотре, вызвал у меня недоумение, теперь кажется шедевром. Как меняется восприятие!
Главные роли тут играют Мишель Серро, долгое время бывший испонителем ролей второго, а то и третьего плана, и ставший звездой в возрасте, страшно поверить, 50-ти лет, благодаря дурацкой комедии. И Изабель Аджани, к которой, напротив, успех пришел легко.
Фильм, то ли триллер, то ли наваждение, где герой Серро, детектив, ищет свою, давным-давно потерянную, дочь и придумывает ее, принимает за нее встреченную авантюристку, хотя, возможно, это и на самом деле она, кто знает?
Кажется, французы в начале 80х в очередной раз заново придумали кино, недолго продержавшееся, в наши дни порядком забытое, но совершенно великолепное!
В 90е сняли римейк. Хотел, по привычке, написать американцы, но на самом деле там было копродукция Канада / Ю Кей, где отношения отец/дочь заменили на куда более выигрышные мужчина/женщина (Макгрекор / Джадд). Раньше он мне нравился, теперь - боюсь пересматривать.

4. Видеодром / Videodrome (Кроненберг)


Почти что идеальная фантастика, аналогов которой на момент появления фильма не было, снятая при скромном бюджете.
Реальность меняется и смешивается с видеоигрой. И уже не понять что есть где.
После Скотта и Кроненберга, мир жанровой фантастики уже никогда не станет прежним.
Потом Кроненберг снимет "Экзистенцию", но та будет уже, пусть и хорошей, но копией, вторым заходом.

5. Три кроны моряка / Les trois couronnes du matelot (Руис)


Вроде как, единственный коммерчески успешный фильм режиссера.
Руис по его словам в молодости считал, что фильмы нормальных парней никто не смотрит, и старался больше такое не делать.
Любопытная сюрреалистическая история про ночь в Лиссабоне и корабль-призрак.

6. Четвертый мужчина / De Vierde man (Верховен)


Я воспринял фильм, как историю о женщине-пауке, которая пожирает своих мужчин.
Ну, в общем, первый слой, тут даже на титрах паучиху показывают.
На что мне заметили, что фильм об особенностях сознания писателя, творца. Может быть, все именно так, как я думаю, а может, что и не так. И именно в этом его величие.
В любом случае хорошо. И, именно после него, Верховена позвали в Голливуд.

7. Друг Винсана / L'ami de Vincent (Гранье-Дефер)


Мне кажется, что фильм хуже первого сотрудничества автора / режиссера, но, возможно, это моя проблема и для меня понятней и интересней отношения начальника и подчиненного из "Странной истории", чем такая вот дружба.
Рошфор и Нуаре - прекрасный союз, тема показана так, что о ней интересно размышлять. Но, я не могу до конца поверить в эту историю, и это главная, для меня, проблема.
Бонвиван, направо и налево заводящий любовниц, но вдруг задумавшийся о возможной аморальности такой жизни. Его друг, проникший глубже в жизнь героя и начавший испытывать к нему презрение. Мне кажется несколько искусственными оба персонажа.
Но, реальные или нет, тут они показаны и сыграны прекрасно. Достойный и любопытный фильм.

8. На последней ступени / En Haut des marches (Веккиали)


Размышления, рефлексия француза на тему войны. 2-й мировой. О месте Франции в ней. О своей истории.
Веккиали посвящает фильм собственной матери и, очевидно, что персонаж, сыгранный Даниэль Дарьё, так или иначе, совпадает с ее характером.
Не без недостатков, но какой-то предельно личный, выворачивающий наизнанку фильм, который не оставляет меня.
В первый раз показался шедевром. При пересмотре отнесся более спокойно, но очень мне нравится.

9. Качели / Die Schaukel (Адлон)


Один из последних успехов Новой немецкой волны.
Адлон, начавший позже Херцога и Фассбиндера, но тоже, как считается, снявший немало хороших фильмов (это пока единственный из его творчества, который я посмотрел), рассказывает тут о детстве какой-то немецкой поэтессы и феминистки.
Наверное, не так важно, что фильм о жизни реальных персонажей (да мы и не знаем насколько реальность совпадает с фантазией создателей!).
Это любопытная и красивая костюмная история о Баварии своего времени, о большой дворянской семье с трудом сводящей концы с концами (выбирающей, поесть ли как следует, или пойти сегодня в театр), но не теряющей любви к жизни и присутствия духа.

10. Жизнь - это роман / La vie est un roman (Рене)


Очередной экспериментальный фильм Рене.
Параллельно рассказываются две истории.
В одной кто-то, типа Кроули, в декорациях времен 1-й мировой войны устраивает странные эксперименты с наркотиками и перерождением, с их помощью, человека.
В другой, современной, проходит слет учителей, спорящих о современных методах воспитания.
Каким-то образом, по мнению создателей, они сближаются.
Наблюдать за этим интересно.

Еще пять:
Бенвенута / Benvenuta (Дельво)
Беренис / Berenice (Руис)
Неукротимый / Le Battant (Делон, Дэвис)
Прекрасная пленница / La belle captive (Робб-Грийе)
Эврика / Eureka (Роуг)

Еще хорошие фильмы:
Skonheden og udyret (Мальмрос), An Englishman Abroad (Шлезингер), Dans la ville blanche (Таннер), Betrayal (Дэвид Джонс), Olivia (Ломмель), Un jeu brutal (Бриссо), Entre tinieblas (Альмадовар),Educating Rita (Гилберт), Octopussy (Гленн), Brussels by Night (Дидден), La mort de Mario Ricci (Горетта), L'ete meurtrier (Беккер), System ohne Schatten (Томе), Jara Cimrman lezici, spici (Смоляк), Big Chill (Каздан), Un dimanche de flic (Вианей), La ville des pirates (Руис), Petite Bande (Девиль)

Средние и плохие:
Une pierre dans la bouche (Жан-Луи Леконт), Monty Python's The Meaning of Life (Терри Джонс), La Lune dans le caniveau (Бенекс), Something Wicked This Way Comes (Клейтон), Mystere (Ванзина), Vivement dimanche! (Трюффо), Scarface (Де Пальма), Тайна черных дроздов (Дербенев), L'africain (де Брока), Торпедоносцы (Аранович), Le Prix du danger (Буассе), The Honorary Consul (Маккензи), J'ai épousé une ombre (Дэвис), Le demon dans l'ile (Леруа)

Недосмотренные до конца:
Tchao Pantin (Берри), Faleze de nisip (Пица), Insel der Schwane (Цшохе), Debout les crabes (Гран-Жуан), Heller Wahn (фон Тротта), Pauline a la plage (Ромер), Ностальгия (Тарковский), Homme blesse (Шеро), The Survivors (Ритчи), A nos amours (Пиала), Coto de caza (Грау), Rumble Fish (Коппола), Zaman (Ле Бон), De Lift (Мас), Angst (Каргль)

lists, 80s

Previous post
Up