1. Золотой шлем / Casque d'or (Беккер)
Фильм, конечно, экранизация блатного куплета, но в некотором роде совершенно идеальная. И, как ни странно это было бы сказано про простенький шансон, изысканная. Беккер до этого не выглядел режиссером способным создать произведение искусства. Большинство его предыдущих фильмов даже хорошими трудно назвать (за исключением сельской мистерии "Гупи - красные руки"). Но в 50-е режиссер оставил серьезный след в мировом кинематографе, как автор трилогии из жизни воровского мира: "Золотой шлем", "Не трожь добычу", "Дыра".
2. Ангельское личико / Angel face (Премингер)
Очень поразил этот фильм, хотя я и видел его когда-то давно. Даже посмотрел его дважды с промежутком в несколько месяцев. На первое место ставить фильм не хочется из-за бросающейся в глаза визуальной "бэшности", недостатка изобразительного мастерства, а так он вполне достоин того чтобы побороться, в моих глазах, с "Casque d'or".
Это, конечно, никакой не крайм. Премингер снимает драму об абсолютном одиночестве. И Джин Симмонс прекрасная актриса для этой роли.
3. Мулен Руж / Moulin Rouge (Хьюстон)
Байопик, рассказывающий о жизни художника Тулуз-Лотрека. Возможно, лучший фильм, сделанный в этом, если можно так сказать, жанре.
Хьюстону, наверное, не очень интересно каким была жизнь настоящего Лотрек, в смысле биографических подробностей. Куда интересней показать, как мучается гений в деформированном теле. И как сложно любить и быть любимым, когда ты вот такой, сказать неполиткорректно, урод.
4. Одержимые / The Lusty Men (Рей)
Неожиданно прекрасная спортивная драма, где опытный наездник родео, вышедший на пенсию (Митчум), берет под свое крыло молодого (Кеннеди).
Рей показывает изнанку этого опасного и адреналинового вида спорта, где рискуют своими жизнями, и уже не могут без этого. И что это значит не только для самих наездников, но и для их жен. Рей делает это со вкусом и тактом, в которых ему не откажешь.
Как по мне странно, что в шедеврах перечисляют все возможные фильмы режиссера этого периода, а про "The Lusty Men" забывают. Еще один прекрасный фильм с Митчумом в копилку.
Очевидный, и самый большой недостаток тут, это то, что Кеннеди, играющий как бы молодого персонажа, старше Митчума на три года. Но как-то он в тот момент был востребован, а время молодых артистов в Голливуде еще не настало (хотя скоро уже появятся Джимми Дин, Монтгомери Клифт, Пол Ньюман).
5. 5 пальцев / 5 fingers (Манкевич)
Умный и тонкий шпионский триллер, который так и хочется назвать "хичкокианским".
До сих пор самыми удачными фильмами режиссера в первую очередь были мелодрамы: "Письмо к трем женам", "Все о Еве" (которые сильно выделялись на уровне среднестатистического Голливуда того времени) и увидеть от него такое отточенное жанровое кино было, как по мне удивительно.
Отличный эксперимент с жанром. Жаль, что так и не был продолжен.
6. Как важно быть серьезным / The Importance of Being Earnest (Эсквит)
Лучшая постановка классической пьесы.
Когда Эсквит отходит от театра, результаты получаются разными, но театральная классика подходит ему со 100 %-ым попаданием. Уайлд ли, Шоу или Рэттиган.
7. Момент истины / La minute de verite (Деланнуа)
Фильм, который вначале, вроде, и не попадал в список лучших, поднимается, в воспоминаниях, все выше и выше.
Начинается он с того, что герой Габена случайно узнает о измене жены (Морган). И вся их грядущая ночь проходит в совместных упреках и воспоминаниях о десяти годах прошедшей совместной, не самой светлой, жизни.
Кажется, сама по себе история второстепенна и решена с помощью очень странного психологического сюжетного твиста. Героиня понимает какой герой хороший человек, помогает бедным, и утром трогательно смотрит как тот ведет ребенка в школу. Как будто это искупает то, что он скучный, токсичный, и считает свои измены (в отличие от измены жены) вполне нормальным делом.
Тем не менее, будучи, формально, не самой совершенной драмой о героях, которые скучают в браке, но кажется, все еще не потеряли чувств друг к другу, он оставляет огромное пространство для размышлений о совместной жизни. Если воспринимать его, не как законченную историю, а как этюд на заданную тему.
8. Стычка в ночи / Clash by night (Ланг)
Героиня (Стейнвик) возвращается домой, после неудачной попытки обосноваться в большом городе. Пытается смириться с унылой жизнью и выходит замуж за владельца рыболовецкой шхуны, скучного простака (Дуглас). Но обыденность повседневности претит ей и начинается странный роман с приятелем ее мужа (Райан), которого она, вроде бы, поначалу на дух не выносит.
Экранизация бродвейской пьесы, которую ставил в театре Ли Страсберг. Пьеса на Бродвее не задержалась, тем не менее 10 с небольшим лет спустя ее экранизировал Фриц Ланг. Предполагаю, сделано это было на фоне успеха "Трамвая "Желание". Ланг, конечно же, обходится с историей совсем в ином ключе, нежели Казан (более достойно). И хитом эта любопытная мрачная мелодрама о страстях, кипящих в небольшом рыболовном городке, не стала. Если вообще окупилась в прокате.
9. Фанфан-тюльпан / Fanfan La Tulipe (Кристиан-Жак)
Хороший приключенческий фильм, снятый мастеровитым французским режиссером. Прекрасная профессиональная работа. Что тут еще сказать?!
10. Ровно в полдень / High Noon (Циннеман)
Замыкает год фильм, который лучше подошел бы в дополнительный список (если бы на него набралось). Как верно сказал один из участников старого комьюьнити, фильм этот "прямолинейный и проповеднический", что не мешает забыть про метания героя Купера и смотреть на прекрасные начало и концовку, великолепно решенные режиссером в мизансценах. Достойный жанровый фильм, про который неправильно было бы забыть.
Подводя итоги, скажу, что в целом, не очень удачный год, и я обойдусь без дополнительного списка. Первая тройка мне очень нравится, но у всех фильмов есть, кажется, очевидные недостатки. Фильм Беккера, пусть очень красивый и безупречный профессионально, но представляет экранизацию простенькой песенки на тему шансона. У Премингера очень оригинальная и пронзительная драма, завернутая в обложку нуара, но бросается в глаза, что снята она была за 2 копейки.