Новая порция фильмов уносит нас еще дальше в прошлое. Хотел продолжить следующим, после 79-го, 80-м годом. Но, неожиданно для себя самого, начал смотреть куда более старое кино и увлекся. Хотя, самый популярный жанр года - мелодрама. Кажется, нигде в упомянутых фильмах без нее не обошлось (в основном списке, разве что, у Лондера)! Время такое, послевоенное, американское кино (которое без мелодрамы почти никогда не может) все еще впереди планеты всей. Хотя, и европейцы начинают подтягиваться! И фильмов хороших много (впервые я решил не обходиться 15 штуками), при том, что, парадоксально, выбор-то и небольшой. До конца я досмотрел всего 30 фильмов и из них 20 попало в финальный список.
1. Бульвар Сансет / Sunset Boulevard (Уайлдер)
Неудачливый сценарист Джо (в исполнении Уильяма Холдена), собрался возвращаться из Фабрики грез домой, в Огайо и работать, как раньше, в мелкой местной газетенке. Скрываясь от коллекторов, он случайно оказывается гостем в доме звезды немого кино. Где та, со времени утверждения на экранах кино звукового, живет затворницей. Общаясь только с такими же, как и она, увядающими звездами вчерашних дней, типа Бастера Китона. За партией в бридж. И верным слугой в исполнении Эриха фон Штрогейма.
Джо соглашается перерабатывать сценарий, написанный хозяйкой дома, планирующей триумфальное возвращение в Голливуд. И, постепенно, становится ее любовником. Тяготясь своей новою ролью. Скорей из жалости, чем из желания на этом заработать.
Психологический портрет Джо непонятен. Герой живет в особняке в незавидной роли, не получая, при этом, от нее никаких выгод. Кроме того, что сейчас, в данный период времени, он напоен, накормлен, одет и обут. Даже машину его, за долги таки забирают. Раз, выйдя из своего затворничества, желая провести Новый год со старыми друзьями, он, как будто, оживает, приходит в себя. Но потом возвращается в Дом, который поглощает его личность все больше и больше.
Но, как ни странно, пытаясь поначалу найти в сюжете фильма недостатки и странности, я все больше проникался атмосферой, созданной Уайлдером. Атмосферой старого, заброшенного дома, растворяющей в себе незадачливого гостя. Фильмом, где выверен каждый кадр и план. Безусловно, одним из лучших на свете!
2. К радости / Till gladje (Бергман)
История любви, хотя может и не любви, а совместной жизни и замужества двух скрипачей. Фильм начинается с известия о том, что жена погибла в результате несчастного случая и весь фильм является флеш-бэком, в котором муж вспоминает их совместную жизнь.
Возможно, первый шедевр режиссера, где сохраняется нужная неоднозначность в отношениях. Кажется, в будущем, похожие сюжеты в его исполнении будут выглядеть как искушение молодого таланта демонами. Тут все приземлено, и герой выглядит, скорей, слабым себялюбивым человеком, который, решив что таланта ему не хватает, катится по наклонной. Но семья удерживает (удерживает ли?) его от падения.
3. Все о Еве / All About Eve (Манкевич)
И кадр с предложением угадать главную звезду фильма ))
В гримерную великой театральной актрисы (Бетт Дэвис) попадает скромная поклонница, серая мышка (Энн Бакстер). Со временем она становится незаменимой ее спутницей: другом, агентом, слугой, очаровывая все окружение звезды. Но постепенно, шаг за шагом, вытесняет своего вчерашнего кумира с пьедестала!.
Все-таки это американское кино. Будучи мощным фильмом о нравах в интеллектуальной среде (где одну беспринципную, но крайне работоспособную, тварь, сменяет другая, еще более беспринципная), он не отказывает в мелодраматических слабостях. Такое надо делать тоньше (тогда мог получиться шедевр). Очень сложно предположить, что Ева разработала такой дьявольский план с самого начала (а не воспользовалась случайным попаданием в круг актеров-режиссеров-авторов пьес). Зато это украшает фильм, добавляя ему эффектное заламывания рук в сцене с Джорджем Сандерсом, да и делает акцент на нуарной теме: Хотя Ева добралась до карьерных вершин, Эдисон ДеВитт прочно держит ее в своих лапах.
4. Манеж / Maneges (Аллегре)
Французский нуар. Без совершения наказуемого уголовным кодексом деяния, как в нуарах обычно бывает. Однако, измена подана в фильме так, как будто она и есть совершенно настоящее преступление и платить за него надо по полной.
Фильм начинается в больнице. Жизнь героини Симоны Синьоре под угрозой, после автомобильной аварии. У ее постели муж (Бернар Блие) и мать (Жанна Маркен). Как говорят врачи, шанс остаться в живых - небольшой. Нам рассказывают историю главных героев, вначале с точки зрения наивного влюбленного мужа, а потом жены, коварной красавицы Симоны Синьоре. Которая пыталась использовать простака мужа, владельца небольшого конного манежа в Париже, как временное пристанище по дороге к более богатому мсье.
Прекрасна Симоне Синьоре. С возрастом она как будто подурнела, а в свои 28 она меняется от красавицы к физически отталкивающей простушке, благодаря актерскому таланту и природной пластике. Фильм, кажется, не очень известен, но тут одна из самых ярких ролей женщины, которая идет к успеху, не останавливаясь ни перед чем, в истории кино. Блие прекрасный актер и выгодно ее оттеняет.
Жанна Маркен в роли матери / тещи, к сожалению, выглядит несколько водевильно и проигрышно на фоне восхитительных молодых артистов (тогда в 30 лет они еще считались молодыми, так ведь?).
5. Асфальтовые джунгли / The Asphalt Jungle (Хьюстон)
Film-noir meets neorealismo. Про тщательно спланированное ограбление, которое пошло не по плану. Жесткий нуар, где Хьюстон устраивает паноптикум персонажей, пригодных для пера Кукрыниксов, а главным героем делает малосимпатичного дуболома в исполнении Стерлинга Хейдена. Мечтающего выбраться из удушающих джунглей города домой на ранчо. Весь фильм, кроме финала, проходит в тесных мрачных декорациях.
6. В укромном месте / In a Lonely Place (Рэй)
Девушка оказывается убитой, после посещения голливудского сценариста (Богарт), подверженного всплескам ярости. И, само собой, подобный персонаж становится удобным объектом для подозрений полиции. На этом фоне разворачивается его роман с новой соседкой (Глория Грэм), оказавшейся его единственным свидетелем.
Тут самое интересное, насколько разными глазами я смотрю на героя Хамфри Богарта за 10-15 лет, прошедшие с предыдущего просмотра.
Если раньше это была история любви, которая могла бы закончиться хорошо, если бы не некоторые мелочи (в первую очередь, полицейские, которые заставляют героиню думать, что ее кавалер - маньяк-убийца).
Сейчас фильм превратился в историю любви, которая никогда не могла бы закончиться хорошо, потому что жить с психом, манипулятором и «контрол фриком», которого играет Богарт - нелегкий и неблагодарный труд. И счастье для героини, что она так быстро избавилась от иллюзий.
И главный недостаток фильма, насколько тут явно, по-голливудски, прорисованы все минусы персонажа Богарта. Только все моя молодость проходила там, где подобных персонажей (и, явно, не Богартов) было полно. И я, через это, раньше смотрел на него какими-то другими глазами.
7. Желтая бабочка / The Clouded Yellow (Томас)
Хичкокианская история о вышедшем на пенсию секретном агенте (Ховард), который делает все возможное (и невозможное), чтобы очистить от обвинений в убийстве юную девушку (Симмонс). Фильм несколько небрежен. Такое впечатление, что временами он балансирует на грани легкой пронзительной истории и лютого трэша. Но не отметить его нельзя, главные персонажи и история их любви подана превосходно и оригинально. Эх, посмотреть бы в нормальном качестве.
8. Самые счастливые дни вашей жизни / The Happiest Days of Your Life (Лондер)
В здание школы для мальчиков временно (и по ошибке) подселяют школу для девочек. И все бы ничего, но с инспекцией приезжают родители. Убедиться что их дочерям хорошо на новом месте. И представители другой мальчиковой школы, которые рассматривают директора (Алистер Сим) в качестве кандидата для работы в более престижном месте.
Британские комедии - не самый любимый мой жанр в кино. Хотя выдающиеся фильмы там появляются. Так и этот, кажется, может понять только поживший в Британии. Тогда фильм из смешного становится грустным. Как и реальная жизнь. Важное известие, о котором исполнитель узнает практически случайно; бюрократическая ошибка, в которой никто не хочет разбираться; низовой персонал, который увольняется, поняв что придется работать. Типичная Британия! Смеяться не хочется, героев жалко.
9. Ночь и город / Night and the City (Дассен)
Бесконечно красивый фильм, с идеально подогнанным ритмом, который показывает Дассена, как режиссера, который умеет в кино, но не умеет в людей.
Ночь и город тут прекрасно показаны с разных сторон. Но мечущийся по ним в поисках денег, а потом и убежища, главный герой не имеет никаких очертаний, характера. Он как будто не существует. То он хитрец, готовый обвести вокруг пальца любого, то последний лох, над которым готовы глумиться пол-города. И в этом не вина Ричарда Уидмарка (тут, наверное, его лучшая роль). Но режиссер больше думает о том, как выгодней поставить камеру, снять удачный план, чем о создании характера. Хороший фильм, который имел потенциал стать выдающимся, но не сложилось.
10. Винчестер '73 / Winchester '73 (Манн)
Попытка снять эпический приключенческий вестерн длиной всего-то в 1,5 часа, с постоянно сменяющимися, как в калейдоскопе событиями. Создатели попытались впихнуть сюда все возможное и, неожиданно, получилось очень удачная мешанина.
Один из лучших вестернов на дату производства в Голливуде.
Что интересно, при первом просмотре мне совершенно не понравился. Но, я подозреваю, был отвлечен режиссерской фамилией, думая, ну что хорошего может снять Энтони Манн!?
Еще пять (в алфавитном порядке):
Карусель / La Ronde (Офюльс)
Расемон / Rashomon (Куросава)
Стрелок / The Gunfighter (Кинг)
Убийство без преступления / Murder Without Crime (Томпсон)
Хроника одной любви / Cronaca di un amore (Антониони)
Еще пять film-noir (в порядке убывания симпатий):
Женщина в бегах / Woman on the Run (Фостер)
Мертв по прибытию / DOA (Мате)
Дом у реки / House by the River (Ланг)
Там, где кончается тротуар / Where the Sidewalk Ends (Премингер)
Без ума от оружия / Gun Crazy (Льюис)