Movie yearbook 2020

Jun 09, 2022 17:12

Неожиданно для себя начал отсматривать современное кино.
Фактически, новым, свежим взглядом. Не зная, кто сейчас в моде, в фаворе у критике, кого из режиссеров положено любить посетителям фестивалей, кого - эстетам, кого - неискушенной публике. Тех же Петцольда (видел у него всего два фильма раньше) или Мюре (у которого, так и вообще один), я до сих пор воспринимаю, как молодых режиссеров, какими они были лет 15-20 назад. А какой у них статус сейчас - не знаю.
Что бросается в глаза, прежде всего, В обществе возросла роль женщин; традиционных фильмов, где режиссер и главный герой - мужчины, стало куда меньше, чем в прежние годы.

1. Ундина / Undine (Петцольд)






Модернизированный вариант известной легенды. Как говорит режиссер, во время съемок предыдущего фильма, ему пришла в голову идея поменять местами Паулу Бер и Роговского, сделав из героини лидирующий, маскулинный характер, а из мужского персонажа - ведомый. Оба артиста сразу согласились.
В итоге получилась прекрасная лирическая мелодрама. Интересно, что Петцольд, любимый критиками, приз большого фестиваля получил только за политпроект, «Барбару». Отчетный фильм в Берлине получил ФИПРЕССИ, но ничего большего.

2. Марионетка / Marionette (ван Стриен)






Героиня, детский психиатр, после смерти мужа, переезжает из Штатов в Шотландию, Абердин, забыть о прошлом и начать жить заново. Ее предшественник пытался покончить жизнь самоубийством (и сам находится теперь в лечебнице) из-за одного из пациентов, рисунки которого с изображением катастроф превращаются в страшную реальность. Теперь новый психиатр так же постепенно сходит с ума. Чем закончится ее противостояние с пугающим малышом?
Второй фильм режиссера (со времени дебюта прошло ровно 10 лет). Изящно сделанный триллер с интересными героями, несколькими твистами, оригинальной (и неожиданной) историей и красивыми видами Шотландии на сладкое. Кажется, концовка оказалось настолько непривычной для канонов жанра, что многих это отпугнуло.
Очевидно, недооцененный фильм, но не ставший менее прекрасным из-за этого.

3. Что мы говорим, что мы делаем / Les choses qu'on dit, les choses qu'on fait (Мюре)






Мюре рассказывает несколько историй любви, переплетая их воедино в уникальной манере. Давая знаки, намеки, что закончится каждая из них могла совсем по-другому. И, только мелочи, направили их в то самое русло. И не факт, что сценарий, по которому пошла жизнь, оказался идеальным хоть для кого-то из героев.
Кажется единственный и очевидный кандидат на «Сезара», тем не менее французские академики прокатили его почти по всем номинациям, вручив главные призы заурядной комедии уровня, на котором раньше их штамповали десятками (из-за социальной направленности, очевидно).

4. Рыцари справедливости / Retfærdighedens ryttere (Йенсен)


Ничего не ожидал от датского жанрового фильма. Хотя фильмы с Севера последнее время регулярно хвалят, для меня это первая настоящая удача из тех краев. Фильм идеальный практически во всем: ритм, история, диалоги, юмор, баланс между персонажами.
Мадс Миккельсен тут, фактически идеальный герой классического боевика, молчаливый угрюмый спецназовец. На характер которого накладывается трио безумных хакеров (очень разных, по-своему, колоритных) и дочь героя с бойфрендом, вечно страдающими миллениалами (ну или зуммерами, не знаю, как правильно).
Выходит прекрасный, обаятельный, забавный хит. Редкий пример отличного коммерческого кино, которое понравилось практически всем. Главная и единственная проблема «Рыцарей» - визуальная часть. Снят он, подчеркнуто просто, нисколько не думая о красоте кадра.

Фильмы 2-4 я несколько раз переставлял в этом списке, меняя местами друг с другом. Они все одинаково хороши, просто разные и о разном.

5. Охота на волка / Hunter Hunter (Линден)


Фильм очень медленно начинается, с красивых и эффектных пейзажей Манитобы. Про семью (муж, жена и дочь, нам говорят, что в сценарии изначально был 8-илетний сын, но режиссер решил снимать Саммер Хауэлл), живущую среди бескрайних лесов и промышляющих трапперством.
На капканы семьи совершает набеги волк и они пытаются защитить свою добычу. Но что-то идет не по плану, пропадает ушедший на охоту отец, и медленно набирающий ход фильм, вдруг закручивается в вихре событий, чтобы выдать зрителю эффектную и душераздирающую, тщательно подготовленную и выстроенную концовку в этом небольшом шедевре. На который, кажется, мало кто обратил внимание. И совершенно зря!
Третий фильм режиссера с дебюта в 2007 году.

6. Рыба, плавающая брюхом вверх / Ein Fisch, der auf dem Rucken schwimmt (Петкова)


Выпускной фильм Элизы Петковой после обучения в Берлинской академии. Собственно второй ее полный метр, первый она снимала в Болгарии и выиграла с ним пару второстепенных призов на фестивалях в Берлине и Софии.
Напоминает истории о буржуа Шаброля, снятые более лаконично, в стиле берлинской школы.
Я прочитал (ну как прочитал, перевел переводчиком) несколько немецких рецензий на этот фильм, других все равно нет.
И все говорят о плохой драматургии,
Но это кино, а оно не о драматургии, а именно о образах. О неуловимом обличии главной героини; персонаже который любопытно, расплывчатыми мазками выстраивает режиссер.
Лаконичный и несентиментальный фильм, заставляет вспоминать «Йерихов» Петцолда (я плохо знаком с берлинской школой, может есть и более очевидные примеры), тоже в каком-то смысле размышление на тему Шаброля. Кажется, берлинская школа помнит о нем гораздо лучше французской.

7. Ноктюрн / Nocturne (Куирк)


Серия хорроров, снятая для амазона режиссерами-дебютантами (я посмотрел 3 из 8 и понравился только один, этот).
О кознях дьявола, который всегда получает куда больше, чем дает; о том как порой тяжело отличить обман от реальности.
Нельзя избежать сравнения с «Черным лебедем», хотя тут тема конкуренции в музыкальной среде не является доминантой. Так, когда в интервью упоминают фильм Арнафовски, режиссер отмечает, что у двух фильмов одинаковый источник вдохновения, японское анимэ «Истинная грусть».

8. Антуанетт в Севеннах / Antoinette dans les Cevennes (Виньяль)


Прекрасная французская комедия. Как и фильм Мюре выдвигалась на кучу номинаций французской академии, но получила приз только Лор Калами за роль Антуанетт.
О путешествии девушки и осла по дороге Стивенсона в национальном парке Севенны. Легкая, яркая, отлично написанная, ровно такая какой и должна быть настоящая французская комедия.
Стоит отметить, что снова перед нами фильм режиссера, которая очень редко снимает. Это второй ее фильм. Первый был, похоже, выпускным из Ля Феми и снят за 20 лет до этого.

9. Манк / Mank (Финчер)


Финчер решил, кажется, признаться в любви фильмам 40-х. Отличная стилизация, с прекрасными диалогами о постоянно пьющем сценаристе, который пишет сценарий своей жизни.
Чуть меньше упоминаний слова «демократия» в сценарии и было бы еще лучше.

10. Охота на Санту / Fatman (бр. Нелмс)


Очередной фильм с Мелом Гибсоном, провалившийся у зрителей и критиков, оказался очень даже хорош.
Снятая в старомодной манере с сухим, tongue-in-cheek, юмором, что очевидно отпугнуло от фильма почти всех, история о том как недобрый богатый мальчик, не получив подарка на Рождество, нанимает для Санты (Гибсон) киллера (Гоггинс). По сценарию, тут и там, разбросаны прекрасные придумки: сварливый Санта, которому не выделяют бюджета на праздник; эльфы, работающие на оборонную промышленность; маленький богатей, решающий все свои дела с помощью родительской банковской карты на которую можно нанять киллера. Да, современной публике нужно больше шуток, больше экшна. Любителям же нормального, классического кино, фильм, кажется, должен понравиться. Снят он, как минимум, профессионально, людьми, которые знают что делают.
Хотел сказать, что переход братьев Нелмс с инди-фестивалей в коммерческое кино не удался. Но заметил, что новый их фильм это экшн / крайм / триллер с Орландо Блумом и Энди Макдауэлл, что выглядит как вполне себе коммерческое предприятие.

lists, new century

Previous post Next post
Up