Школа на вырост

Apr 27, 2014 12:00

Как для меня сейчас актуально,

Оригинал взят у rustam_kurbatov в Школа на вырост

Не учатся подростки. В начальную школу дети приходят счастливые и радостные, готовы делать все, что учитель скажет. В 5-7 классах еще как-то сидят на уроках и выполняют домашние задания. 8-10 классы - признаемся: явный провал. Просыпаются только в 11-м, когда надо готовиться к ЕГЭ. Но не это же - настоящая учеба.


Да и не только в учебе дело. Эти существа - тринадцати, четырнадцати, пятнадцатилетние - такое впечатление, что ничего им не надо. Еле-еле передвигаются по коридору, не выходят на улицу на перемене, не выгонишь на физкультуру. На урок приходят в полудремном состоянии. Ничем не интересуются. Переходный возраст виноват? А может - дело в школе? Система, которая казалась сносной для детей младшего возраста, совершенно невыносима для подростков. Для них в школе все должно быть организовано по-другому.

Ведь и для учителя это тоже грустная ситуация. Постоянно приходится идти против течения. Заставлять делать то, чего они не хотят. В старших классах школа, похоже, имеет единственный смысл и оправдание: как подготовка к экзаменам. Но мы-то, взрослые, не имеем права обманывать детей и говорить, что учиться надо ради сдачи ЕГЭ.



Что же делать? Если коротко - свободы надо дать немного. Возможности выбора, проявления своей воли, принятия решений - и, разумеется, ответственности за эти решения.… Это, пожалуй, единственное, что ценят эти люди переходного периода. Школа и свобода - на первый взгляд, две вещи мало совместимые. Но я хочу предложить две модели, заквашенные на идее свободы.

***

Нельзя учить всех всему. Невозможно усвоить и уложить в голову такой объем информации. Ясно, что в старших классах нужна специализация. Самый распространенный вариант: школы для сильных и для всех остальных детей. Про это говорить не будем. Можно осуществить такую же сегрегацию в рамках одной школы. Математические классы, так называемые гуманитарные, и классы для тех, кто не определился. Это путь тоже не кажется очень интересным. А есть вариант стратов, уровневых групп. Когда в рамках одной параллели, выделяется более сильный уровень-страт, и, так скажем, основной. По всем предметам: математика, русский, физика, история… так же, как обычно в школе это делается по английскому языку. Года два мы работали таким образом. Начиналось всё с протестов, криков, возмущений - основанных на страхе оказаться не в сильной группе. Но получилось. Теперь старшеклассники, уже выпускники, когда вспоминают о последних годах, говорят: вот, у нас были страты.

Идея простая: взяли два класса (у нас они по 15 учеников), и эти 30 человек рассматривая, как одну большую группу, по всем предметам разделили на первый и второй уровень. Первый - те, кто считает этот предмет для себя основным, связывает с дальнейшей профессией. Здесь работают даже больше, чем предполагает школьная программа. Основной уровень - те, кто хочет просто учиться. Действительно, вышло здорово. Но показалось, что можно сделать больше. Соединить два вектора: необходимость специализации, разных уровней, и возможность той самой самостоятельности и принятия решений. Ведь в стратах самих по себе - как и в профильных классах - никакого свободного выбора нет, за исключением момента распределения на уровни.

Итак, хотелось большего. И вот что получилось.

Продолжение следует...

Я, Маша, школа

Previous post Next post
Up