Церковь Сурб Саркис и хачкары (XIV в.), 2 часть

Oct 15, 2017 08:11

Оригинал взят у trof_av в Церковь Сурб Саркис и хачкары (XIV в.), 2 часть



Продолжаю о старейшем армянском храме Феодосии - церкви Сурб Саркис (Cвятого Сергия). Храм построен армянскими жителями средневековой Кафы в 1330 году, неоднократно перестраивался и ремонтировался. В 1888 году активное участие в восстановлении храма принял художник-маринист И.С.Айвазовский, здесь же он и похоронен.   В стены и полы церкви вмуровано большое количество хачкар, а в кладке использованы средневековые надгробия. Долгое время Сурб Саркис исполняла роль лапидария, некоторые армянские надгробия хранятся здесь и сейчас (например ихвестного миниатюриста XVII в. Никогоса Цахкарара) . Ниже впервые в интернете наиболее полный каталог хачкар и надгробий церкви с кратким описанием и переводом надписей, при описании использованы работы Е.Айбабиной. UPD-2 (обновляется).
Фото кликабельны, с географическими координатами и привязкой к яндекс-карте, 09.2017г.

Начало: Внешний вид церкви Сурб Саркис, церковный дворик, портал со звонницей, гробница Айвазовского, средневековые надгробия во дворе и хачкары

1. Схема церкви Сурб Саркис (Cвятого Сергия). Центральная часть в плане прямоугольная, с тремя полукруглыми апсидами, перекрыта полуциркульным сводом на подпружных арках. Алтарь ориентирован на восток. С западной стороны соединяется широкой аркой  с прямоугольным в плане притвором с перекрытием в виде полуциркульного свода. (Притвор - пристройка перед входом в храм). Помещение, прилегающее к центральной части с севера, состоит из двух частей: меньшей квадратной и большей трапециевидной


2. Трапецевидное помещение, через которое осуществляется вход в церковь



3. Видны многочисленные хачкары, вмурованные в стену



4.



5. Маленькое квадратное помещение



6. Ниша купели (?) в квадратном помещении



7. Хачкар XVIII в. и армянское надгробие XVIII в., вмурованные в стену. На надгробии изображены букеты с гвоздиками и другими цветами



8.



9. Хачкары XIV-XVI вв.



10. Хачкары XIV-XVI вв.



11. Хачкары



12.



13. Притвор с западной стороны, видны многочисленные хачкары



14. Хачкар 1692 г. По бокам изображены кипарисы, розетки с шестиконечной звездой, симметричные изображения гвоздик и тюльпанов. Надпись: "Упомяни святой крест душу Айтина сына Аксента и этот невинно был убит разбойниками в 1141 (1692 г.)"



15. Хачкар и резная икона с изображением Богоматери с младенцем Христом и надписью 1487 г.



16.



17. Хачкар с изображением херувимов,посвящен известному художнику-миниатюристу Никогосу Цахкарару (ум. 1693 г.), 1698 г. Надпись: "Воздвигнуто Святое знамение в лето 1147 (1698 г.) в память вадыки Никогоса - художника и благодатного священника, руками плодотворного Аветика, по просьбе Ханипике, да наградит бог ее жизнью, удостоит царства (небесного)". На территории церкви хранится и надгробие Никогоса, но пока я его не идентифицировал



18. Центральная часть церкви Сурб Саркис (Cвятого Сергия), алтарь и апсиды



19.



20. Хачкар 1429 г. Надпись: "Святые божественные знамения, благословите Никогоса, сына священника Саака. Лета 878 (1429 г.)". Плетеный мотив в виде узла у основания креста встречается в XIV-XVII веках



21.



22. Притвор



23. Хачкар, 1702 г. По сторонам креста  четыре розетки с аббревиатурами слов "Господь Бог Иисус Христос", внизу букеты гвоздик, изображение окаймляют кипарисы. Декор аналогичен хачкару на фото 14. Е.Айбабина считает, что оба изготовлены в одной мастерской, а хачкар 14 служил образцом. Надпись: "Воздвигнуто святое знамение в благословение брата Симеона Магдеси Хачатура и супруги своей Магдеси Ханипике детей Минаса Мартироса лета 1151 (1702 г.)"



24. Внизу хачкар XVII-XVIII вв.



25.



26. Надгробная плита, аналогичная хранящимся в лапидарии Музея древностей Феодосии. Перевода надписи я не нашел, но предполагаю, что надгробие конца XVII-начала XVIII вв. Подробный разбор таких надгробий здесь и здесь. UPD: Оказалось, что это надгробие до недавнего времени было вмуровано  в стенку алтарного возвышения



27. Еще одно надгробие



28.



29. Хачкар 1451 г. Использован растительный рисунок, в основе которого лежит вьющийся побег с виноградными кистями. Такой использовался в резьбе по камню и дереву в XVI-XVII вв. Кафы. Надпись: "Святые знамения, благословите господина Хутлубея и супругу Азис Мелик и отца господина Сарупея и Лазаря и мать Азис и бабушку Шнофор и брата господина Саргиса и Григора, матушку. Лета 900 (1451 г.)"



30.



31.



32.



33.



34. Алтарная часть и апсиды



35. Ниша в северной части - крестильная купель



36. Еще старинное армянское надгробие, по стилистике немного отичается от других подобных. Судя по внешнему виду, возможно была вмурована так же как и плита с 26 фото



37. Фрески на сводах, видны следы фресок XVII века



Использованная литература: Е.Айбабина. Декоративная каменная резьба Каффы XIV-XVIII веков, 2001 г.

Еще армянские церкви, хачкары и армянские надгробия:
Церковь Сурб Саркис и хачкары (XIV в.), 1 часть
Древние надгробия у подножия храма Иоанна Предтечи, Кафа
Лапидарий Феодосийского музея древностей, 2 часть
Лапидарий Музея древностей Феодосии, 1 часть (фото 38)

Храмы России, Интерьер

Previous post Next post
Up