За прошедший год я потерял многих знакомых, приятелей, даже нескольких друзей. Нет, я не никогда не отказывался от людей из-за политических разногласий, скорее другие люди отказывались от общения со мной по этой причине.
Но всё же, в нескольких случаях я выступал сам в качестве инициатора прекращения всяческого общения. И, несмотря на то, что причиной споров, повлекших этот отказ, стали, безусловно, разные взгляды на политические события, политика, на мой взгляд, здесь совершенно ни при чём.
Мы привыкли называть любые споры, спровоциорванные политическими событиями "спорами о политике". И имеем на этот счёт, ну, по крайней мере в той части общества, которая претендует на цивилизованность и наличие определенной культуры общения, сильное убеждение в том, что политические разногласия не должны влиять на личные отношения.
Это действительно так, но по истечении этого года, я понимаю, что это правда лишь отчасти.
Почему-то выходит так, что под определение "споры о политике" сводят принципиально различные вещи. Мы можем спорить о том, каким должно быть налогообложение, участие государства в экономике, перераспределении благ, система здравоохранения, степень вмешательства государства из соображений безопасности в те или иные процессы. И это действительно "споры о политике", из-за которых в приличном обществе не принято рвать отношений и менять мнения о собеседнике.
Но вместе с тем "спорами о политике" мы ошибочно называем и другие вещи. Может ли не сказываться на отношениях двух людей спор, в котором один собеседник отстаивает ценность человеческой жизни, а другой утверждает, что она ничего не стоит и ради своих представлений о должном и прекрасном он с легкостью ей бы пожертвовал, причём, естественно, в первую очередь твоей, а насчет своей там уж будет видно? Если ты считаешь недопустимым физическое устранение людей в борьбе за власть, точечные и массовые репрессии, а твой собеседник считает, что это единственно возможный путь к процветанию и хорошо наступит только тогда, когда государство наконец перестанет жевать сопли и устроит всем, кто смеет с ним спорить (включая, стало быть меня) массовый сеанс свинцовой инъекции? Или если ты считаешь писателей 4-х миллионов доносов подлецами, а твой собеседник - сознательными гражданами, которые составляют верную опору государства.... Ты говоришь, что ядерная война - слишком большая плата за амбиции, и любые амбиции и взгляды требуют пересмотра, если имеют такой потенциальный исход, а в ответ слышишь, что если мир не принимает нашей правоты, то заслуживает ядерного апокалипсиса...
Я исключаю таких людей из своей жизни. Причём не потому, что у нас с ними есть политические разногласия и даже не потому, что мы с ними носители диаметрально противоположной системы ценностей.
Всё гораздо проще.
Просто в моей картине мира они имеют право на свои убеждения, могут жить в соответствии с ними и свободно о них говорить. Даже если я считаю, что они заблуждаются, я признаю их право на заблуждение при его естественном ограничении: я буду принимать ихх с их убеждениями до тех пор, пока они не попытаются принудить меня жить в соответствии с ними.
А вот в их картине мире для меня предназначена "свинцовая инъекция", исправительные работы в условиях крайнего севера или, в лучшем случае, принудительная депортация. Если тому будут благоволить обстоятельства и их мечты начнут воплощаться в жизнь, они в полной уверенности в своей правоте и благости своего дела напишут один из тех 4-х миллионов доносов, после которого ко мне в каком-нибудь из душных будет применяться что-нибудь из означенного арсенала методов выбивания признательных показаний (
http://yeghiazaryan.info/pytki-v-nkvd-svidetelstva/), а потом я на годы стану бесправной скотиной в местах, где меня будут "исправлять", разрушив тем самым мою жизнь и жизнь моей жены. Они уничтожат всё, что дорого мне, да и им самим, чтобы кому-то чего-то доказать, ничем, по сути не отличаясь от религиозного эксттремиста с тротиловым поясом, напичканым болтами.
Нет, дело не в политике. Просто я считаю их больными фанатиками. А также потенциальными подонками, представляющими потенциальную опасность для меня и близких мне людей.
Я не растерял культуру общения, цивилизованность, толерантность к инакомыслию... Просто я нехочу видеть рядом с собой людей, которые при удобном случае пусть и косвенно с радостью станут моими палачами и, ликуя и радуясь ощущению выполненного долга, возможно, "ради моего же блага" уничтожат мою жизнь.