Рекомендую почитать всем наёмникам и нанимателям. По частностям и мелочам там можно что-то повозражать поуточнять, но в целом, ИМХО, всё верно.
Оригинал взят у
infomaker в
Откуда берется зарплата?Пост написан по мотивам бурного обсуждения в жжешечке у Игоря Белоусова
inbelousov (
http://inbelousov.livejournal.com/178414.html) и специально по его просьбе :)
Если вы наемный сотрудник и хотите получать достойную зарплату, которая отвечает вашим жизненным потребностям и позволяет смотреть в будущее, то задайте себе простые вопросы:
Откуда появляется зарплата рядовых наемных сотрудников в любом бизнесе? Производственных рабочих, продавцов, кассиров, бухгалтеров, секретарей, водителей? А зарплата наемных руководителей?
Сколько должен заработать, скажем, продавец книжного магазина для своего работодателя, чтобы в конце месяца получить на руки чистыми наличными деньгами достойные 50 тыс. руб.?
Давайте я вам расскажу максимально простым и доступным языком - откуда что берется. Некоторые вещи я специально упрощу, чтобы было понятно самому широкому кругу читателей.
Зарплата всех сотрудников, руководителей, а равно, как и доход собственников бизнеса, и покрытие всех жизненных расходов бизнеса - берется из валовой прибыли бизнеса.
Валовая прибыль простыми словами - это «грязная прибыль», «маржа», «дельта», «торговая наценка», называйте как хотите, но суть в том, что это разница между выручкой от продажи и себестоимостью реализованных продукции, товаров, услуг. В общем случае себестоимость для каждого вида бизнеса считается достаточно сложно, но мы тут будем все максимально понятно упрощать, и скажем, что себестоимость в производстве - это стоимость материалов, а себестоимость в торговле - это стоимость закупленного товара. Т.е. для нашего условного книжного магазина валовая прибыль, или по другому «торговая наценка», равно выручка от продажи книжек, минус то, что потратили на покупку этих книжек. По сути, валовая прибыль - это заработок бизнеса.
Главный секрет валовой прибыли (маржи, торговой наценки, дельты) заключается в том, что эта цифра возникает не по нашему желанию, а регулируется рынком и его субъектами. Если все книжные магазины вашего города покупают замечательную книжку Александра Левитаса у издательства по 250 руб., а продают, допустим, по 500 руб. - то вы не сможете продать ее покупателю за 5000 руб. И даже за 550 руб. продать её будет уже очень трудно. Т.е. валовая прибыль бизнеса, на который вы работаете, заранее зависит не от вас и ваших желаний, а чаще от погоды на улице. Это называется свободным рынком капиталистической экономики.
В приведенном примере валовая прибыль (маржа) от продажи одной книжки составит 250 руб. Если в процентах, то - 100%. Шикарный бизнес, не правда ли? Какова же доля вашей зарплаты в этой одной продаже? Сколько книжек вам понадобится продать за месяц, чтобы заработать достойную зарплату? Посчитать это очень просто. Методом от обратного.
Начнем с налогов с вашей достойной зарплаты. Добросовестный работодатель будет ежемесячно перечислять в бюджет государства с ваших чистых 50 тыс. руб. еще 27 тыс. руб. налогов. Итого 77 тыс. руб. Пусть в нашем магазине работают по сменам 4 продавца, секретарь-бухгалтер, директор, водитель, помощник продавцов (книжки таскает вместе с водителем) - итого 8 человек. У всех, кроме директора, одинаково достойная зарплата по 50 тыс. руб. в месяц. У директора чистая зарплата - 100 тыс. руб., с налогами 155 тыс. руб. Итого, весь фонд оплаты труда с налогами составляет 77х7 + 155 = 694 тыс. руб. в месяц.
Добавим сюда все косвенные расходы (цифры условные):
Аренда помещения под магазин - 100 тыс. руб. в месяц, включая все коммунальные услуги и платежи. Лизинговый платеж за автомобиль - 20 тыс. руб. в месяц. Текущие расходы офиса (чай, кофе, бумага, интернет) - 20 тыс. руб. в месяц. Реклама и затраты на партизанский маркетинг - 30 тыс. руб. в месяц. Затраты на что-то еще не предвиденное - еще 36 тыс. руб. в месяц для ровного счета.
Итого, все затраты вашего работодателя, которые включают и вашу достойную зарплату, составляют 900 тыс. руб. в месяц.
Теперь перейдем к доходу собственника магазина. Обозначим его в 300 тыс. руб. в месяц после уплаты налога на дивиденды. Вы не против такой цифры? Собственник достойного магазина достоин зарабатывать такие деньги? ОК, я вижу, что вы не против :) Вместе с налогами на дивиденды доход собственника называется «чистой прибылью» бизнеса. 330 тыс. руб. чистой прибыли облагаются государством налогом на прибыль, который условно мы примем за 15% - т.е. 60 тыс. руб.
Итого, чтобы достойно существовать собственнику бизнеса и его сотрудникам, и добросовестно платить все налоги, бизнес, т.е. наш книжный магазин должен зарабатывать 900 + 330 +60 = 1 290 000 руб. в месяц. Т.е. валовая прибыль книжного магазина должна составить 1,3 млн. руб. в месяц. При условии, что наша валовая прибыль составляет 100%, выручка магазина должна быть ежемесячно не менее 2,5 млн. руб. Ну или не менее 30 млн. руб. в год. Много это или мало?
Давайте вот как оценим... В пересчете на валовую прибыль от продажи одной условной книжки (напомню, что это 250 руб.), наш магазин должен продать 5200 условных книжек в месяц. Или 173 книжки в день. Или 17 книжек в час при 10-часовом рабочем днем продавцов, которых работает в нашем маленьком магазине всего 2 в течение одной смены. Т.е. вы, как добросовестный продавец книг, который претендует на достойную чистую белую зарплату в 50 тыс. руб. в месяц, должны продавать в час 9-10 книг. 6 минут внимания каждому покупателю.
При этом, доля вашей чистой зарплаты составляет в прибыли от продажи одной всего лишь книжки… всего лишь 4%. Продавая всего одну книгу за 500 руб. покупателю, и зарабатывая для вашего магазина с этой продажи 250 руб., вы зарабатываете всего 10 руб. в свой личный карман.
Если представить, что в наш магазин стоит постоянная очередь длинною в километр, то вы должны уделить 6 минут внимания каждому покупателю, в течение 10 часов рабочего времени, не отрываюсь на туалет, перекур и обеденный перерыв.
Ваш директор уже потрудился на славу, создав бесперебойный поток покупателей. Собственник бизнеса уже вложил в денежный оборот и организацию бизнеса семизначную цифру в рублях. А вы готовы лично продавать книги с такой производительностью в режиме 2 через 2, за достойные 50 тыс. руб. в месяц?
Если вы нашли в моих расчетах какой-то подвох или ошибку, вы должны немедленно привести свой правильный расчет так же в комментариях.
Прошу высказываться.
***