"День сурка" с точки зрения терапии.

Aug 28, 2011 22:59

Хороший пост о хорошем фильме.

Оригинал взят у longlink в "День сурка" с точки зрения терапии.

Фильм "День сурка" является чисто терапевтическим фильмом. В нем показан процесс избавления человека от ранее приобретенных неэффективных поведенческих сценариев и приобретении новых, эффективных сценариев. Такие сценарии закладываются в детском и подростковом возрасте и потом влияют на жизнь человека постоянно. При правильном подходе их можно исправить - создать новые сценарии и избавиться от старых.
Образно говоря, день сурка - это вращение человека в кругу своих старых поведенческих сценариев, как белка в колесе.
Главный герой, Фил Коннорс, попадает в такое колесо - день сурка. Давайте рассмотрим, что он делает, как пытается избавиться от результата своих сценариев?

Сначала Фил начинает проявлять агрессию по отношению к другим людям. Агрессия, которую он проявляет, бывает явная и скрытая.

 Во время проявления открытой агрессии он нападает на человека, пытаясь добиться от него нужной ему реакции, или пытаясь избавиться от ненужной. Проявляя закрытую агрессию Фил игнорирует свою работу и своих коллег во время торжественной церемонии.


Так он делает потому, что считает свое поведение единственно правильным, а реакцию окружающих на это поведение - неправильным, и с помощью силы хочет заставить других реагировать так, как ему нужно, то есть "правильно".



Второй этап - это попытка объяснить окружающим о своем состоянии. Фил выбирает значимого человека (им становится Рита) рассказывает ей о своих проблемах, о том что он попал в "день сурка". Она его внимательно выслушивает, сочувствует ему, жалеет, но ничем помочь не может - потому что это его "день сурка" и только он может из него вырваться. Иначе говоря, человек в подобной ситуации стремиться путем логических рассуждений и представлением фактов доказать другим людям, что его действия являются правильными, а вот реакция окружающих - неправильная.

Следующий этап - манипуляция другими людьми. Понимая, что из суркового дня не вырваться (иначе говоря - не заставить людей реагировать иначе, чем они реагируют на его поведение), герой начинает людьми манипулировать. Объектом манипуляций выступает Рита. День за днем он старательно выпытывает у неё ее привычки, пристрастия, мечты и использует полученную информацию в своих целях. Однако Рита каждый раз понимает, что он ею манипулируют и резко разрывает контакт.


Четвертый этап - герой понимает, что изменить ничего нельзя и начинает целенаправленно "убивать себя". В фильме он неоднократно убивает себя по-настоящему, но это ему не помогает.
В реальной жизни в этой же ситуации люди убивают себя иначе: обжорством, пьянством, курением, наркотиками, экстримом, криминалом и т.д.


Последний этап - когда Фил понимает, что все вокруг происходит именно так именно потому, что это реакция окружающих его людей на его поведение. У него не получилось изменить поведение людей, он не смог заставить их реагировать иначе, и ему приходится изменить свое поведение. Он начинает вырабатывать в себе новые поведенческие сценарии и применять их в своей замкнутой жизни. 
Фил решает заняться самосовершенствованием и попытаться изменить самого себя. Он посещает читальный зал, берет уроки музыки, искренне интересуется другими людьми. Досконально узнав окружающий его мир, он каждый раз приходит людям на помощь. Именно его измененное поведение и меняет отношение окружающих к нему и позволяет Филу вырваться из дня сурка.

кино, пиар, психология

Previous post Next post
Up