Неспроста (Generation "P", Виктор Пелевин)

May 02, 2011 23:36

Сейчас я нарушу авторские права и приведу отрывок из книги, над которой сейчас работаю.

Кустарники, в листьях которых содержатся психостимулирующие вещества (чай, кофе, мате), упоминаются в легендах разных народов. Согласно одной из них, Бодидарма, сын индийского раджи и проповедник буддизма, путешествовал по Китаю. Он подвергал себя лишениям, не спал долгое время, чтобы после смерти достигнуть нирваны. Однако через три года испытаний усталость поборола царевича, и он неожиданно (sic! Очень хочется заменить на "внезапно", но не буду. - прим. мое) уснул. После пробуждения Бодидарма в отчаянии отрезал себе веки. На месте, куда упали капли крови несчастного юноши, зазеленел чайный куст, листья которого придают бодрость.
...
Прочитала я книгу В. Пелевина "Generation P". Не скажу, чтобы мне понравилось. Эта психоделическая повесть рассказывает нам о несуразном человечке, который в 90-е из филологов (занимался он переводами поэзии азиатских республик СССР на русский язык) стал "криэйтором". Так уж сложилось, что свое и без того эзотеричное сознание он любил расширить с помощью различных природных средств и продуктов химического синтеза. И планомерное расширение сознания, а также круга знакомств в конечном счете привело его к открытию почти что самой важной Тайны бытия. А состояла она в том, что телевидение и реклама не только управляют нашим сознанием, но и создают его. Ну, там много еще было, но вдаваться в подробности не буду.
Вот, вроде бы, забавно, саркастично, занимательно. Но не тянет это на литературу, которую хочется видеть в печатном виде. Будь это, скажем, блог - я бы с интересом читала его записи. Чем-то столь же невразумительным обычно развлекает мое внимание брат. Но как целая книга - нет, не идет.
С другой стороны, не могу отрицать, что повествование отличается высокой степенью реализма, особенно в той части, которая касается рекламного бизнеса, и того, из какого сора растет реклама. Это все объясняет. И абзац из главы о психостимуляторах я привожу здесь неспроста.
Например, меня давно беспокоила судьба микробов под ободком унитаза. С момента объявления об этой угрозе по телевидению меня очень занимал вопрос, кому и чем могут навредить даже самые страшные микробы, обитающие в таком труднодоступном месте. По-видимому, творческий штаб рекламного бизнеса уловил этот повисший в воздухе немой вопрос, и оперативно среагировал,  дополнив легенду: оказывается, микробы не просто так, а летающие, поэтому, пусть даже обитают они в столь отдаленном уголке, опасность для нашего здоровья и жизни они представляют непосредственную.
Я думала, что эта рекламная история навсегда останется ярчайшим образцом живой рекламной мысли. Но сознание мое перевернулось, когда я увидела в рекламе анимированный говорящий тампон. Переворот этот, по-видимому, необратимый, и моя психика всегда будет нести на себе след пережитого. Лист чайного куста, отвар которого придает бодрость, очевидно, уже давно устарел, а обычной бодрости для творчества уже недостаточно. Иначе я просто не могу объяснить себе масштабы, до которых расширилось сознание создателей этого ролика, чтобы породить такое.
Это все неспроста. Либо эти люди настойчиво пытаются достичь нирваны, либо в трансцендентальной конспирологии Пелевина что-то есть.

реклама, make me unsee it, generation "p", куда катится этот мир, удивительное рядом, книги, Пелевин

Previous post Next post
Up