…если слепой ведет слепого, то оба упадут в яму.
(
Мф.15:14)
«Гордость есть доказательство скудости ума.»
(
свт. Иоанн Златоуст)
![](http://ic.pics.livejournal.com/temirgaleevee/74292366/7449/7449_original.png)
Отче! прости им, ибо не знают, что делают (
Лк.23:34) - говорил Сын Божий к распявшим и хулящим Его, искупая Своим добровольным страданием грехи всего человечества. Если мы, купленные дорогою ценою (
1Кор.6:20), склоняемся ко греху, то снова распинаем в себе Сына Божия и ругаемся Ему (
Евр.6:6). И, зачастую, преступая, вместо того - помним лишь как бы избегнуть общественного порицания. «Ухитряемся все прикрыть от взоров человеческих, и думаем, что все ничего. Люди точно не видят ничего и отдают нам цену, как исправным; но это не изменяет нашей существенной ничтожности.» -
пишет святитель Феофан Затворник…
Сейчас же наше общество пришло и к тому, что одни сами выставляют подобные дела на всеобщее обозрение в интернет. А встречая порицание (
1,
2) - не приемлют, хотя материалы, в которых по их словам нет ничего предосудительного, из сети стараются убрать. Другие же находят приемлемым поддержать первых… Неужели и правда народ сей ослепил глаза свои и окаменил сердце свое, да не видят глазами, и не уразумеют сердцем, и не обратятся… (
Ин.12:40)? Не от того ли чувство святого ускользает, давая дорогу подобным
несуразицам и
провокациям?
![](http://ic.pics.livejournal.com/temirgaleevee/74292366/7226/7226_original.jpg)
Упадок нравственности в обществе не может не затронуть всех его частей. Так святитель Игнатий Брянчанинов в середине 19 века
писал об ослаблении монашества и предвзятом отношении к тому общества, призывая судить нелицеприятно: «Вообще воззрение современных мирян на монахов очень неправильно потому именно, что первые слишком отделяют от себя монахов, в нравственном и духовном отношении. Между христианами, живущими в монастырях, и христианами, живущими посреди мира - теснейшая нравственная связь. Жители монастырей не слетели туда с луны, или с какой другой планеты; они вступили из среды земного, грешного мира. … Сущность дела - христианство: монашество - вид его, особенное проявление. Недуг - общий! восплачем о нем вместе, и вместе позаботимся о исцелении его!» Это так же справедливо и для священства, которому по преемству от апостолов (
Ин.21:15-17) вверено руководство людей ко спасению. О чём преподобный Исидор Пелусиот в одном из писем
пишет: «Бог возжигает светильник - иерея, и поставляет его на свещник - на светоносной его кафедре, чтобы он, как молниями, озарял Церковь и догматами, и деяниями, свободными от всякой тьмы; а народы, видя лучи животворного свечения, к ним направляли шествие и прославляли Отца светов. …»
Но как нам оценивать уровень нашего общества, когда видим, что некоторые, коим должно указывать направление движения вверх для остальных, поворачивают, чтобы идти наравне со всеми? А другие
поддерживают, видя в этом «честность и праведность»?
Неужели отказ от призвания, выбранного осознанно и по собственной воле, - это честность? Куда зайдёт стадо, если пастырь идёт не впереди, а среди овец? Чтобы
уточнить путь, пишет святитель Феофан Затворник, «надо найти человека, который стоял бы на той степени жизни и ведения, какой касается затрудняющее нас писание, и он растолкует то без затруднения, потому что кругозоры духовные у каждой степени свои. Стоящий на низшей степени не все видит, что видит стоящий на высшей, и только может гадать о том. Случись, что невместимое для нас Писание касается предметов высшей степени, а встреченный нами толковник стоит на низшей, то он нам не разъяснит того как следует, а будет все применять к своему кругозору, и дело останется для нас по-прежнему темным.»
Батюшка диакон
Павел Шульженок,
публиковал личные фотографии, которые отнести к чему-либо высшему не получится при всём желании:
Комментируя это следующим образом: «Так как я живу - жить не стыдно. Это, можно показать, можно продемонстрировать. Более того, я считаю: в этом есть какой-то миссионерский смысл. Потому что люди могут увидеть, что батюшка это не некий лицемер, не человек в маске, потому что очень много предубеждений против Церкви в обществе. И я, скажем так, эти предубеждения разрушал буквально. С вот именно такими фотографиями, такими съёмками.»
Вместо того, чтобы стремиться к высшим идеалам - «…должны быть честны, не двоязычны, не пристрастны к вину, не корыстолюбивы, хранящие таинство веры в чистой совести…» (
1Тим.3:8-13) - батюшка Павел решил по-честному не скрывать своей жизни без этого стремления. И у меня не возникает вопросов, почему собратьям священнослужителя за него стыдно, а священноначалие - ради его же блага - временно запретило служение. Потому как нахожу ответ в Священном писании:
Сказал также Иисус ученикам: невозможно не прийти соблазнам, но горе тому, через кого они приходят; лучше было бы ему, если бы мельничный жернов повесили ему на шею и бросили его в море, нежели чтобы он соблазнил одного из малых сих (
Лк.17:1-2).
Которым Игнатий Брянчанинов
призывает руководствоваться более всего: «Главная черта, которою отличается деятельность древнего монашества от деятельности новейшего, заключается в том, что монашествующие первых веков христианства были руководимы боговдохновенными наставниками, а ныне - замечает преподобный Нил Сорский (1433-1508) согласно с другими позднейшими Отцами - монашествующие должны наиболее руководиться Священным Писанием и писаниями Отеческими, по причине крайнего оскудения живых сосудов Божественной благодати.» И эти слова святителя в той же мере справедливы для нас, мирян, наставниками которых обычно являются как раз приходские батюшки.
Зачем же, друзья, искать
политическое, прося правящего архиерея «....Не выступать на стороне определенных оппозиционно настроенных политических сил! Рассмотреть ситуацию всесторонне, объективно и учесть мнение всех граждан при вынесении своего решения.», там, где объективным прежде другого является обращение к Священному Писанию и Преданию? Разве там не говорится о сугубой важности собственного
примера: «Обыкновенно больше пользы приносит жизнь без слова, нежели слово без жизни. Ибо первая приносит пользу и молча, а второе, и взывая, возбуждает неудовольствие. Но если соединены будут и слово, и жизнь, то составят образец всякого, любомудрия.» Ведь от всякого, кому дано много, - благодать пастырской любви - много и потребуется, и кому много вверено, - агнцы Христовы - с того больше взыщут (
Лк.12:48).
Чрезмерный уклон в политику не ведёт ли к потере благодати, о которой проф.
Владимир Воробьев, протоиерей,
пишет:
«…Что же дается именно в Таинстве священства?
Вопрос этот немаловажный и не такой уж простой. Стоит сказать об этом в двух аспектах. С точки зрения устроения души человека, здесь нужно обязательно отметить, что в этом Таинстве дается человеку благодать пастырской любви, любви Христовой, потому что без такой пастырской любви священника быть не может. И если нет этого дара любить, то тогда, хотя человек и рукоположен, он не может священствовать, он, можно сказать, не воспринял этот дар.
Это бывает очень часто: Таинство совершается, дар благодатный Церковью дается, но человек не способен его принять. Мы имеем на сегодняшний день массу таких несостоявшихся священников, и они являются страшным бременем для Церкви. Они разочаровывают людей: страшно видеть священника, не являющегося таковым по духу своему, по устроению своего сердца. Это страшное явление в жизни Церкви теперь часто воспринимается почти что как норма. …» ?
Есть ли в словах диакона Павла об уничтожении «бешеного свинарника под названием „Украина“» что-либо от любви,
раскрываемой отцом нашим Игнатием:
«И слепому, и прокаженному, и поврежденному рассудком, и грудному младенцу, и уголовному преступнику, и язычнику окажу почтение, как образу Божию. Что тебе до их немощей и недостатков! Наблюдай за собою, чтоб тебе не иметь недостатка в любви.
…
В обращении твоем с ближними содержи в памяти это изречение Евангелия, и соделаешься наперсником любви к ближнему.
Наперсник любви к ближнему входит ею в любовь к Богу.
Но если ты думаешь, что любишь Бога, а в сердце твоем живет неприятное расположение хотя к одному человеку: то ты - в горестном самообольщении.» ?
Есть ли какая назидательность в
демонстрации «внимания к красоте своего лица, приятности голоса и прочим качествам тела» и кощунствовании (о. Игнатий о
главных страстях)?
Неужели следование ирландским и прочим
питейным традициям или регулярно публикуемое
бурное выражение радости(?) совместно с «православным журналистом» Иваном - это жизненная необходимость? «Человек … рождается не ради мира сего, но ради перехода на тот век, и потому в мире этом - странник и путник. Поэтому все в мире этом употреблять должен по необходимости, а не для похоти, должен нужду и требование плоти исполнять, а не похоти угождать. Потому и написано: Попечения о плоти не превращайте в похоти (Рим 13, 14).» (
святитель Тихон Задонский)
«Чтобы спастись, надо смириться, потому что гордого если и силою посадить в рай, он и там не найдет покоя и будет недоволен, и скажет: «Почему я не на первом месте?» А смиренная душа исполнена любви и не ищет первенства, но всем желает добра и всем бывает довольна.» -
говорил преподобный Силуан Афонский. Один из ярчайших примеров смирения послушанием явил в 20 веке
митрополит Вениамин Федченков. Он единственный из пребывавших в 1922 году за границей Советской России иерархов подчинился Указу Святейшего Патриарха Тихона об упразднении заграничного Синода («
5 мая - 22 апреля 1922 года»). Прочие же продолжали деятельность, зачастую - политическую - связанную с борьбой против нашей страны.
Тем же сейчас занимается
антиправославный ресурс «Спутник и Погром». Общение с ребятами которого в Петербурге поддерживает диакон Павел, считающий, что «СиП» «собирает вокруг себя самых разных людей, которые в основной своей массе к православию как минимум лояльны». (По
материалам proletariy-83.)
Желаю Павлу, в котором виден такой же, как и во многих других, патриот, во всём разобраться и верно проложить свой путь. Ведь от того, насколько верно все мы это сейчас сделаем, зависит и наша жизнь, и существование нашего Отечества, и судьба всего мира…