«Не будь побежден злом, но побеждай зло добром»
(Рим.12:21)
В статье
«О коммунизме и марксизме - 83» в 232-м номере газеты «Суть времени» Сергей Кургинян обсуждает исторический контекст письма Маркса Вейдемейеру в плане упоминаемых в нём хлебных законов. Более общая мысль показывает метод политической борьбы, применённый Гейнценом и другими политическими оппонентами против марксовской классовой теории. Принцип буружазно-демократической свободы выдёргивается из реальности, где он используется как инструмент продвижения классового интереса, что именно и осуждается Марксом, а далее Маркс обвиняется в атаке на этот принцип как некое общезначимое благо.
Английские хлебные законы 1791-1869 гг. - первый пример аграрного протекционизма, показавший, что состоящий преимущественно из крупных землевладельцев английский парламент, руководствуется исключительно коньюнктурной логикой их общего интереса. Аналогичные процесы законодательного регулирования цен на хлеб протекали в XIX веке во всех странах Западной Европы. Это ещё внятнее продемонстрировало, что голосующие - вне зависимости от их принадлежности к прогрессивному или реакционному классу - руководствуются не общезначимыми ценностями (нравственными, идеей прогресса и развития и т. п.), но исключительно меркантильными классовыми интересами.
На данном конкретном примере видно, что свобода рынка и монополия не фигурирует в глазах прогрессивного на тот момент класса буржуазии как «благо» или «зло», но являются лишь инструментом экономической политики ради собственной выгоды.
Таким образом, общечеловечески значимым будет действование, свободное от лицеприятного классового интереса, как минимум игнорирующего, а как максимум - попирающего интересы других классов. Порождаемые таким подходом несправедливость и угнетение провоцируют борьбу, в которой силы человечества расходуются не самым лучшим образом. Победа прогрессивного класса над реакционным не раз продвигало человечество вперёд, но не снимало проблемы, заключённой в принципе движения, - «не побеждайте зла злом».
Технический и научный прогресс, обособленный от этической и эстетической составляющих, предельно обострил эту проблему. С одной стороны, современные средства вооружённой борьбы могут с лёгкостью поставить на грань гибели всё человечество. С другой, достижения наук об обществе и человеке, дают в руки господствующего класса возможности, позволяющие посягнуть на лишение угнетаемых принципиальной возможности бороться.
Преодоление этого вызова - курс на формирование бесклассового общества, в котором общечеловеческое благо окажется естественным мотивом для каждого. Для достижения этой цели данный принцип должен стать ключевым нравственным императивом сегодня. Люди должны научиться жить, чувствуя друг друга братьями. Поэтому общественная жизнь, а самое главное - образование, не могут быть свободными от воспитания, идеалов и соответствующих нравственных ценностей. Только через них пролегает узкий путь, позволяющий победить зло добром.
Отсюда же вытекает следствие, что продвигаемый в наше образование сейчас предмет «основы православной культуры» не является самодостаточным. В современном обществе это действие само по себе будет работает лишь на усиление разобщённости. Только как дополнение к аналогичным курсам, принимаемым последователями других мировых религий, и таким же для светских людей, выступающим в качестве объединяющей скрепы для всех, он послужит на благо нашего общества и всего человечества.
Светский же курс невозможно построить без опоры на советский опыт - в этом состоит общемировое значение России и её исторического пути.
И Новый Стих в умы вложи!
Глаголом Нового Завета,
Ты, пробуди народы к Свету!
Ты, Царский Путь им проложи!..
#Православие #Коммунизм #СССР #Россия #Образование #МетафизическаяВойна