В продолжение
размышления по
статье об инклюзивном образовании как первом шаге к инклюзивному обществу, хотелось бы предложить к обсуждению более общее утверждение, отражённое в заголовке.
Толерантность и инклюзия - это две стороны одной медали. Идеология толерантности требует всё принимать как есть, т. е. включать в (открытое) общество. А идеология инклюзии требует всё включать во (включающее) общество, т. е. принимать всё как есть. Такие одномерные модели, ориентированные на атомизированного человека, ничего более во внимание не принимают - ни интересы окружающих, ни полезность обществу, ни благо для человечества, поскольку оное не проходит идеологический ценз, блюдущий «высшую ценность» - индивидуальные права отдельного человека, сознательно рассматриваемые в отрыве от всех систем, частью которых является человек.
Инклюзия нацелена на лигитимацию включения в систему чуждых ей элементов, а толерантность на блокирование защитной реакции системы. Таким образом они быстро приведут к разрушению до пыли здания гораздо более высокоорганизованных традиционного общества и общечеловеческой культуры, основу которых составляет высокоорганизованная личность, ориентированная на включённость в сложную систему. Аналогичным образом можно сопоставить желеобразную массу самодостаточных одноклеточных амёб и такую живую систему, как человеческий организм. Подобную метафору привёл ещё Св. Ап. Павел в 1-м послании Коринфянам, написав «… И вы - тело Христово, а порознь - члены» (
1Кор.12:14-27).
Выставление естественных элементов системы - инвалидов, людей другой национальности или вероисповедания и т. д. - чуждыми ей является изначально ложным посылом, которым оперируют манипуляторы, прикрывая свои деструктивные цели.