…где сокровище ваше, там будет и сердце ваше.
(
Мф.6:21)
Относительно - для
воскресного дня, когда многие в свой заслуженный выходной ещё нежатся в объятиях морфея - рано шёл в храм на воскресную службу. И вдруг, неожиданная картина. Обычно пустынная в этот день и время улица заполнена людьми. Огромная толпа, поглотив весь тротуар, сформировала две широченные очереди в находящиеся рядом магазины - «Сберегайку» и «Апельсин». Удивление сменилось пониманием лишь когда вспомнил недавнюю новость о перепродаже этих магазинов, слышанную от коллег по работе в пятницу. Поиск современного «блага» - халявы - объединил этих людей и собрал их вместе в столь ранний для воскресного дня час. Несчастные, одержимые
сребролюбием, в надежде удовлетворить неудовлетворимое и насытить ненасытимое «
атакуют магазины, как во времена дефицита». Ведь желание пищи, как и прочих удовольствий, «удовлетворяемое пресыщением и наслаждением, притупляется. Для возбуждения его мы прибегаем к разнообразным вкусным яствам и напиткам (и новым покупкам, тусовкам и т. д. и т. п. - прим. temirgaleevee). Желание сперва представляется удовлетворенным; потом делается прихотливее, и, наконец, обращается в болезненную страсть, ищущую непрестанного наслаждения и пресыщения, постоянно пребывающую неудовлетворенною.» Так разъясняет святитель Игнатий Брянчанинов суть явления в статье
о посте.
Имею ли я надежду увидеть подобное многолюдство, приближаясь к монастырю? Особенно сейчас, в эти дни краткого, но строгого Успенского поста? Ведь многие сейчас склонны относить себя к верующим, называя себя православными христианами. Это подтверждается и официальной статистикой (данные переписи населения), и данными общественных исследований (например, опрос
Аксио-4 об отношении к традиционным ценностям в нашем обществе, см. табл. 3). Увы, ответ очевиден: содержание не соответствует форме. Примечательно, что за богослужением в этот день читалась как раз притча о том, как трудно богатому войти в Царство Небесное (
Мф.19:16-26). И ведь богатство там употребляется не только в буквальном смысле. Чем обогащённые опытом и наукой всяческих вещественных брашн и наслаждений, которых нет на небе, будут питаться в вечности? - вопрошает святитель Игнатий в той же статье. О таковых речёт Слово Божие: Горе вам, насыщеннии ныне: яко взалчете! (
Лк.6:25). «Как можно вам питаться и наслаждаться небесными благами, когда вы не стяжали к ним никакого сочувствия, стяжали отвращение?» «Плотской человек всецело погружен в греховные наслаждения. Он сладострастен и по телу, и по сердцу, и по уму, он не способен не только к духовному наслаждению и к приятию Божественной благодати, но и к покаянию. Он неспособен вообще к духовным занятиям: он пригвожден к земле, утонул в вещественности, заживо - мертв душою.»
Так люди умирают, продолжая жить. Так капитализм отчуждает внутреннее живое качество любой сущности,
замещая его постепенно мёртвым количеством. Такова его природа, противоестественная замыслу Творца, создавшего людей, чтобы они жили живою жизнью. Так Провидение указует человечеству следующую ступень, преодоление которой должно поднять его вверх. В этом суть нашего времени. До встречи в СССР!