Одна из причин романизации Дакии

Nov 28, 2012 08:05


Ф. Энгельс в труде «Происхождение семьи, частной собственности и государства» специально касается вопроса  
романизации областей, завоеванных римлянами. Вот как он гоговорит об этом:
«По всем странам бассейна Средиземного моря в течение столетий проходил нивелирующий наструг римского владычества. Там, где не оказывал сопротивления греческий язык, все национальные языки должны были  уступить место испорченному латинскому; исчезли все  национальные различия, уже не существовало больше галлов, иберов, лигуров, нориков - все они превратились в римлян.  Римское управление и римское право повсеместно разрушили древние родовые союзы, а вместе с ними и последние  остатки местной и национальной самодеятельности»1.

Этот процесс романизации прошел и в Дакии. Язык дакийцев повсеместно был вытеснен испорченной латынью, из которой, спустя века, развился молдавский язык. Специалисты-языковеды считают, что в современном молдавском языке имеются только отдельные слова, о которых можно говорить, что они  являются остатками древнейшего местного языка. Это слова,  большей частью связанные с животноводством (например, урда (сыр), брынза, дулэу (собака), бачиу (чебан) и др.)-




Дакийская деревня после рейда римлян начало II в.н.э.

На первый взгляд кажется просто невероятным, что столь глубокая метаморфоза в обширнейшей области могла  
совершиться за такой относительно короткий исторический период, даже если учесть, что романизация началась до завоевания римлян и продолжалась после их ухода. Не без основания в средние века возникла легенда о массовом переселении в Дакию населения с Аппенинского полуострова, которое  якобы и составило основу предков молдаван и волохов. Причина такой всесторонней романизации, прежде всего, лежала в огромной разнице уровня развития культур. В Дакии  столкнулись две культуры: одна - господствующая, римская, которая стояла на высшем для той эпохи уровне, имела  высокоразвитую технику, стройный и сильный аппарат  рабовладельческого государства и обладала богатым, развитым языком; другая - культура местных сравнительно отсталых племен с примитивной техникой, более низкой общественной  организацией и с относительно бедным языком, который не мог  выразить множества новых понятий и явлений, появившихся с приходом римлян. В таких условиях победы римской  культуры и латинского языка были полными и быстрыми.

Н. А. МОХОВ     МОЛДАВИЯ ЭПОХИ ФЕОДАЛИЗМА 
(ОТ ДРЕВНЕЙШИХ ВРЕМЕН ДО НАЧАЛА XIX ВЕКА)

Книга является переработанным курсом лекций, который автор читал в Кишиневском государственном университете.

ИЗДАТЕЛЬСТВО кКАРТЯ МОЛДОВЕНЯСКЭ» КИШИНЕВ * 1964

Ссылка http://depositfiles.com/files/kqjdz08ym

http://www.newscom.md/rus/kishinevskaya-volchitca-predki-daki-rumini-i-moldavane.html

История

Previous post Next post
Up