Ф. Энгельс в труде «Происхождение семьи, частной собственности и государства» специально касается вопроса
романизации областей, завоеванных римлянами. Вот как он гоговорит об этом:
«По всем странам бассейна Средиземного моря в течение столетий проходил нивелирующий наструг римского владычества. Там, где не оказывал сопротивления греческий язык, все национальные языки должны были уступить место испорченному латинскому; исчезли все национальные различия, уже не существовало больше галлов, иберов, лигуров, нориков - все они превратились в римлян. Римское управление и римское право повсеместно разрушили древние родовые союзы, а вместе с ними и последние остатки местной и национальной самодеятельности»1.
Этот процесс романизации прошел и в Дакии. Язык дакийцев повсеместно был вытеснен испорченной латынью, из которой, спустя века, развился молдавский язык. Специалисты-языковеды считают, что в современном молдавском языке имеются только отдельные слова, о которых можно говорить, что они являются остатками древнейшего местного языка. Это слова, большей частью связанные с животноводством (например, урда (сыр), брынза, дулэу (собака), бачиу (чебан) и др.)-
Дакийская деревня после рейда римлян начало II в.н.э.
На первый взгляд кажется просто невероятным, что столь глубокая метаморфоза в обширнейшей области могла
совершиться за такой относительно короткий исторический период, даже если учесть, что романизация началась до завоевания римлян и продолжалась после их ухода. Не без основания в средние века возникла легенда о массовом переселении в Дакию населения с Аппенинского полуострова, которое якобы и составило основу предков молдаван и волохов. Причина такой всесторонней романизации, прежде всего, лежала в огромной разнице уровня развития культур. В Дакии столкнулись две культуры: одна - господствующая, римская, которая стояла на высшем для той эпохи уровне, имела высокоразвитую технику, стройный и сильный аппарат рабовладельческого государства и обладала богатым, развитым языком; другая - культура местных сравнительно отсталых племен с примитивной техникой, более низкой общественной организацией и с относительно бедным языком, который не мог выразить множества новых понятий и явлений, появившихся с приходом римлян. В таких условиях победы римской культуры и латинского языка были полными и быстрыми.
Н. А. МОХОВ МОЛДАВИЯ ЭПОХИ ФЕОДАЛИЗМА
(ОТ ДРЕВНЕЙШИХ ВРЕМЕН ДО НАЧАЛА XIX ВЕКА)
Книга является переработанным курсом лекций, который автор читал в Кишиневском государственном университете.
ИЗДАТЕЛЬСТВО кКАРТЯ МОЛДОВЕНЯСКЭ» КИШИНЕВ * 1964
Ссылка
http://depositfiles.com/files/kqjdz08ym http://www.newscom.md/rus/kishinevskaya-volchitca-predki-daki-rumini-i-moldavane.html