Per J Andersson "Красная Индия"

Dec 29, 2009 11:41

Красная Индия

Серп и молот, нарисованные на стенах домов и улицах, носящих имена Маркса, Энгельса, Хо Ши Мина и Ленина.
Нет, это не архивная тридцатилетняя картина из восточного Берлина, Москвы, Пекина или Ханоя, и не газетное изображение ежегодного праздника революции из Гаваны. Это свежее впечатление от Керала и Западной Бенгалии, двух индийских штатов, которые на протяжении десятилетий были окрашены красным правящей Индийской коммунистического партии.

Южноиндийская Керала имеет мировой рекорд - здесь впервые в мировой истории в 1957 году к власти пришла коммунистическая партия в результате демократических выборов.

Западная Бенгалия, где Калькутта является столицей штата, имеет другой мировой рекорд: здесь коммунисты правят без перерыва с 1967 года. Таким образом, это самое продолжительное демократически выбранное коммунистическое правительство.

Основательный коммунизм.
Коммунистическая (марксистская) партия Индии, как называется крупнейшая индийская коммунистическая партия, характеризуется несколькими вещами. Читая программу партии видно, что это ортодоксальный марксизм. Программа партии твердо утверждает , что правительство Индии является "органом буржуазии и крупных землевладельцев при поддержке иностранного капитала", Цель (партии) - индийская революция, а затем "народная демократия под управлением рабочего класса".

Так мир коммунистической партии формулировался не позднее...скажем 1970-х годов. Во многих местах до года крушения Советского союза.

В Индии, спустя 20 лет после падения Берлинской стены, коммунистическая риторика осталась нетронутой.

Индийская коммунистическая партия отмечает успехи социализма в Китае, Вьетнаме, Северной Корее и Кубе. Даже режимы в Советском союзе и странах Восточной Европы до падения стены продолжают описывать как выдающиеся, веря в их бесчестное падение, несмотря на признание сегодня некоторых совершенных ошибок, но не более того.

Индийские коммунисты считают также, что многие капиталистические страны благосостоятельны по причине ничего иного, как хорошего примера со стороны Советского союза. Ни слова о западноевропейских реформистском рабочем движении и социал-демократах. Нет, все общественное благосостояние, которого миру удалось достичь, связано с ортодоксальным марксизмом-ленинизмом.

Два воспоминания.
В 1991 я интервьюировал председателя правящего левого альянса в Западной Бенгалии, являющегося также членом политбюро коммунистической партии. Мы встретились в его офисе в центре Калькутты. На стенах повешены портреты Ленина, Сталина и Хо Ши Мина. Я спрашиваю его повлияло ли падение берлинской стены на линию партии. Он отвечает решительное "нет" и добавляет, что то, что только что случилось в Европе не оказывает влияния на марксистскую теорию.

17 лет спустя, в 2008 я на встрече коммунистической партии в парке города Тришур в Керале. Развеваются красные флаги и духовой оркестр играет марши когда внутрь шествуют члены партии. Все - мужчины, женщины, пионеры - одеты в красные рубашки с погонами и береты или офицерские шляпы. Руководитель встречи кричит команды. Члены партии в унисон салютуют и хором кричат лозунги. "Да здравствует индийская революция"


Индийский трюк с веревкой
Но теперь следует индийский веревочный трюк (http://en.wikipedia.org/wiki/Indian_rope_trick). Несмотря на коммунистическую риторику я уверен, что даже европейские левые либералы могли бы представить себя, если бы они были индийскими гражданами, голосующими за индийскую коммунистическую партию. Объясняется это тем, что столкновение между партией как доктринером марксизма и либеральным парламентским аппаратом управления приводит к прагматичной социально-либеральной политике.

Доверие к государственному сектору стало высоким на всем территории Индии после обретения независимости. Но в то время как в государственные школы и медицинские центры плохо или совсем не работают во множестве штатов, это больше, чем прекрасные обещания в штатах управляемых коммунистами.

Коммунистическая партия провела несколько успешных земельных реформ, уменьшивших коррупцию, ожививших деревенскую демократию и инвестировавших в образование и здравоохранение. Результатом стала, особенно в штате Керала, энергичная местная демократия и цифры благосостояния, о которых в остальной Индии еще долго остается только мечтать.

Затем происходит следующий трюк. Индийская коммунистическая партия прилично умна в экономической политике. Десятилетиями коммунистические профсоюзы со своими постоянными забастовками пугали частные предприятия из Западной Бенгалии и Керала. Но несколько лет назад штаты успешно инвестировали в ИТ-технопарки и зоны свободной экономики, чтобы привлечь как индийские, так и зарубежные предприятия.

Корпоративный флирт может лишить широкой поддержки избирателей.
Достаточно парадоксально выглядит что политика, создающие новые рабочие места через флирт с крупными предприятиями, может завершить десятилетия широкой поддержки избирателей.

Когда возглавляемое коммунистами правительство хочет экспроприировать землю для двух свободных экономических зон соответственно под индийскую автомобильную фабрику и индонезийский химический завод, жители деревни выступают против. С одной стороны: народ - крестьяне, земельные рабочие и разнорабочие, получившие поддержку не святого альянса либеральной оппозиционной партии и маоистских групп. С другой стороны: полиция, представляющая Коммунистическую (марксистскую) партию Индии. Земля обагрилась кровью когда двадцать демонстрантов были застрелены насмерть полицией.

На деревенских выборах, прошедших в Западной Бенгалии, партия потеряла треть своих избирателей, что было историческим снижением. На парламентских выборах весной триллер для коммунистической партии продолжился.
Это действительно довольно абсурдно: крупнейшая за десетилетия неудача индийской коммунистической партии пришла когда она яростно защищала международный капитал.

Индийская политика на самом деле не столько левая или правая. Скорее это партии, которые защищают светское государство и партии, которые видят Индию с индусами впереди. Коммунисты вместе с правящей партией Конгресса единственная партия, которая относит себя не к касте, религии, этнической или языковой группе, а ко всем индусам.

И хотя внешне они не изменились по сравнению с прошлым, я верю что они поэтому имеют будущее.
Previous post Next post
Up