On June 30, 1705, emerging from a nocturnal orgy at dawn, he visited the monastery of the Ruthenian Basilian Fathers in Polotsk, planted himself in front of the statue of the blessed Jehoshaphat, who was represented with an ax driven into his skull, and demanded in a thick voice: "Who put this holy man in such a sad state?" "It was the schismatics," replied Father Kozikovsky, the superior of the order. On hearing the word "schismatics" applied to Orthodox soldiers by a servant of the Pope, the Czar flew into a rage. He ran his sword through Father Kozikovsky and killed him; officers of his suite struck down three other monks, mortally wounding two of them, and slashed the breasts of some pious women who protested the carnage. The same evening Alexis Makarov, the Czar's secretary, wrote in His Majesty's Journal: "Entered the Uniat church of Polotsk and killed five Uniats for having called our generals heretics." The affair made a scandal that reached as far as Rome. But Peter was perfectly indifferent to the fact that far away a few Catholic priests were getting all worked up over nothing.
(
Henri Troyat, Peter the Great p. 257-258)
А вот официальное объяснение. Цит по
Н. Устрялов, История царствования Петра Великого, том IV., Ч. II, Прил. II. Письма и донесения Царю и министрам его, стр. 337:
298.
Объявление о Полоцких Униатах, в июле 1705 года.
611 «По указу его ц. в. всерос. всем вообще и всякому особно объявляется. Причина в Полоцку обешения (повешания) одного и убиения некоторых духовных Униатских, за учиненное их злоречие его ц. в-ву, имеющую корреспонденцию с неприятели и возмущение народа против войск его ц. в., сицевым последующим образом, дабы всяк, достоинство того поступка ведая, клеветникам, сие зло толкующим, веры не ял:
«Хотя его ц. в-ву от генералов своих, на зимовых квартирах в Полоцку бывших, довольно донесено, коим образом вышеупомянутые Униатские духовные непрестанно с неприятели Шведы и Сапежинцы имеют тайную корреспонденцию и опасныя намерения против войск ц. в., в чем они довольные доводы чрез перенятыя письма их и престерегательства от доброжелательных имеют, но и в явных своих казаниях (а особливо един из них, бывший подданный е. ц. в., монах и отступивый веры) всегда народ вел. кн. Литовскаго возбуждал против войска его ц. в. и к тайному их побиению употребляя; притом зело поносительныя слова явно на высочайшия особы как его ц. в., так и его к. в. Польскаго Августа. Однакож его ц. в., уничижая те их злобы и снося великодушием своим, никакой противности им учинить не повелевал. Но последи, егда случилось его в-ву итти мимо их костела и желая видеть их церемонии, пошел с несколькими знатными особами двора своего, тогда помянутые злочестивые не токмо его в-во с подобающею честию приняли, но наипаче со всяким безчестием, котораго б не токмо такому монарху, но и простому б, чести достойному, снести от них невозможно: ибо егда его ц. в., желая обрядов их церковных видеть, войтить хотел в олтарь того костела, то начали оные безчинными словами его в-ву говорить, что не достоит ему, яко противнику веры, тамо вступать. Еже ц. в. однакож, по благоутробию своему, снес и, ничего не отвещая, вышел вон, и пришед к некоторому ту паче прочих украшенному образу, вопрошал их: «Чей то образ?» Но сии злочестивцы ругательно отвещали, что сей образ священномученика их Иосафата, котораго-де ваши единоверцы еретики и богоотступники и мучители, как и вы, убили. За которую мерзкую хулу (возъярився), повелел его ц. в. при себе тогда обретающимся людем оных хульников и уличенных изменников взять и привесть за арест для осуждения, изшед сам вон от сих богомерзких. Но оные, видя наших малолюдство; начали сим его ц. в. людям противитися и кричать о помощи, так, что еще иные к ним из их причету на монастырь со оружием пристали, хотя их отбить, и в том супротивлении некоторых из его ц. в. людей ранили; за что оные, озлобясь, начали сами сих злодеев не щадя рубить, так, что четыре из них против воли ц. в. смертно ранены и померли, избавя себя по осуждению от достойной смертной безчестной казни. Потом же, якоего ц. в-ва бывший подданный и изменник и веры отступник и, что еще злее, возмутитель народа, яко выше объявлено, по уличении явном сих его преступлений, осужден на смерть и иным ко образцу явно, яко злодеи, обешен. Сие есть тако истинное возвещение того случая, еже всякому ко известию да служит, дабы клеветники того, ко вреду его ц. в. высокой справедливости и приятственных в речи-посполитой поступков, не могли инако розгласити. Еже во утверждение моею собственною рукою и печатью подписал и в явную печать издать повелел. Учинено в Вильне».
Вместе с сим объявлением хранится в Московс. Главном архиве: «Ведомость, разосланная из Рима по всем епархиям, о убийстве монахов из чина св. Василия, каково учинил Царь 11 июля». (Перевод с Греческаго перевода, переложеннаго с Италиянскаго).
«Царь, отправляясь в поход на помощь Августу, просил благословения своих архиереев. Яворский и другие не иначе соглашались испросить ему благословение Божие, как по обещании его искоренить Унию в Польше. Он долго не соглашался; наконец, по убеждению, дал слово и подписался со всеми боярами на искоренение Унии. В Витепске приказал изрубить все иконы блаженнаго Иосафата. Потом приехал в Полоцк, чтобы сжечь мощи его. Две недели прошли спокойно. Но 11 июля в конце вечером пришел в монастырь, где обитают Русаки от образа св. Василия, пошел в олтарь и, увидев икону Иосафата, спросил попа Феофана: «Чей то образ?» «Блаженнаго Иосафата», отвечал монах. «А что значит топор в главе его?» «Знак орудия, которым убиен». «А кто установил называть его святым?» «Крайний архиерей Римский». «Так ты Униат?» «Униат». Царь ударил его тростью по голове, потом дал такую пощечину, что монах упал. Царь, приманив Английскаго пса, велел его задавить, а сам саблею разрубил его пополам; потом другаго сосудохранителя Иосафата. И оставя их мертвых пред олтарем блаж. Иосафата, вошел в большой олтарь, разметал по полу св. дары. Поп Константин Заглошский стал собирать их. Царь обрезал ему уши и, выведши из города, приказал повесить. Веревка оборвалась, поп упал и с 1/4 часа стоял на коленях, воздевши руки. Царь велел тела всех трех мучеников сжечь. Потом, возвратись в монастырь, махая саблею, убил попов Климента, Ианова, Михаила, Мелетия, Гавриила. Все прочие разбежались. Остался один поп Иаков Кюшковский, питомец Еллинскаго училища, учитель св. Богословия: этого мучил целую ночь и повесил. Все слуги монастырские избиты. Благородныя жены, видя трупы их, плакали: Царь велел обрезать им сосцы. Церковь разграбил и запечатал. В другом монастыре выгнал монахинь. Митрополиту грозит виселицею. Он бегает теперь и скрывается в лесах. Святейший папа получил от посла своего в Польше, что Царь тем же грозит и Езуитам».
611. Современный список без скрепы и без означения времени, с пометою позднейшим почерком: «1705 июл.» Другой подобный же список на Польском языке. Оба в Московс. Главн. архиве.-В первоначальной редакции Гистории Свейской войны было сказано: «1703 года 90 июня были в Полоцкой каменной «Униатской церкви. Пять Униатов побито за то, что наших генералов называли «еретиками». Это место зачеркнуто Петром.