Культура Кубани

Sep 24, 2010 20:17

Культура Кубани второй половины 18-го - первой половины 19-го века развивалась в русле общероссийской культуры.

Для культуры Кубани этого периода характерно смещение культурных традиций множества социальных групп различной этнической принадлежности, отличающихся социально-экономическим, общественно-политическим и культурным уровнем. Основным ядром историко-культурного развития края становилось формирующееся казачество. На это влияла и обстановка в крае, и численное доминирование казачьего населения в первых волнах переселенцев, их социальное развитие и сословно- корпоративная сплоченность, характерная для казачества, и целенаправленная политика царского правительства, стремившегося превратить казацкую вольницу в свою опору на осваиваемых землях. Культура казачества на Кубани в дореформенный период была сложным объединением взаимодействий традиционно-бытовой и профессиональной культуры. Оба компонента претерпевали стремительные изменения. Традиционно-бытовая культура в крае развивалась интенсивно, вбирала в себя наиболее рациональные элементы быта и нравов всех значительных этнических групп, соприкасавшихся в границах данного региона. На профессиональную культуру целенаправленно воздействовала царская администрация (через государственных чиновников, казачью старшину, войсковое правительство и духовенство), и она стала тем каналом, через который региональная культура вовлеклась в общекультурные государственные процессы. Традиционно- бытовая культура кубанских казаков развивалась на основе южнорусской и украинской традиций. Здесь, на Кубани, рождалась новая региональная историко-культурная традиция, вбиравшая в себя элементы демократической культуры запорожского, донского, курского, воронежского, харьковского и полтавского регионов, ограниченно включавшая наиболее рациональные элементы культуры местных народностей и активно влиявшая на развитие их хозяйства, быта и самосознания. Воплощением развития демократического самосознания был фольклор- один из связующих компонентов этноса, важнейшее средство сохранения и передачи традиционно- бытовой культуры в различных формах. Фольклор славяноязычного населения Кубани- явление, сложное во всех отношениях- историческом, жанровом, этническом. Наиболее развитым и полуфункциональным был в регионе песенный ( песенно-музыкальный) фольклор ( детский, обрядовый, бытовой, военно- бытовой, строевой, плясовой, хороводный, исторический).Он представлен практически всеми своими разновидностями за исключением былин, ставших к 18 веку анахронизмом, и частушек, распространившихся на Кубани позже, уже во второй половине 19 века. Танцевальное народное искусство по сравнению с песенно-музыкальным было развито слабее. Песенно-музыкальная традиция на Кубани складывалась на основе смешения разных начал. Среди черноморцев сильнее чувствовались малороссийские влияния. Они проявились в распространении чумацких песен и дум, в популярности лириков и кобзарей, странствовавших по Кубани вплоть до начала 20-го века. В линейных станицах сказывались южнорусские традиции, особенно влияние донского фольклора с его развитым жанром исторических песен. Песни на Кубани обычно пелись без музыкального сопровождения, хотя музыкальные инструменты здесь были хорошо известны. Наиболее популярны были гармошка (иногда с колокольчиками), дудочка, пищики, бубен (таламбас) и трещотки. В случае необходимости в музыкальные превращались и предметы, далекие от искусства - рубэль приспособление для глажения белья), лучина, ложки, ваганы (корыто), гребенки и другие обиходные вещи. В песенном фольклоре преобладали трудовые песни- «полильни» или «стэпови»- коротенькие припевки шуточного или сатирического содержания, исполнявшиеся во время полевых работ. Они отвлекали от тяжелой монотонной работы, и их мелодия обладала своеобразным ритмом. Существовала на Кубани и масса обрядовых песен: игровые, плясовые и хороводные. Исполнялись обрядовые песни обычно без музыкального сопровождения. Среди служилого казачества особой популярностью пользовались строевые, военно-бытовые и исторические песни. Исторические песни пелись как беседные или похоронные. Они всегда были связаны с конкретными событиями, их персонажи имели реальных прототипов. К песням, певшимся еще на родине переселенцев, добавлялись новые исторические песни. В них нашли отражение важнейшие местные и общероссийские события, в которых доводилось участвовать кубанским казакам. Военным походам 1812 года обязаны появлением своим такие произведения, как « С гор подули витры», «Словно соколы крылаты», « Под Лейпцигом занимались». События кубанской истории легли в основу песен о генералах Бескровном и Бабыче, переселении в Закубанье « Зажурылись черноморци» и многие другие. Такие песни помогали народу осмысливать события собственной истории, определять свое место в важнейших исторических процессах. В 1810-1811 годах по инициативе протоиерея К.В. Россинского был создан войсковой певческий хор. Он состоял из восьми человек (по два баса, тенора, альта, дисканта). Вначале пели на церковных богослужениях. К.В. Россинский просил Черноморскую войсковую канцелярию взять хор на содержание войсковой казны из-за незначительности церковных доходов. Увеличенный в августе 1811 года на восемь штатных единиц « для безостановочного и вполне пристойного пения», певческий хор получил возможность расширить свой репертуар и пополниться народными песнями. Особенно богат и разнообразен казачий фольклор, и прежде всего песенно-музыкальный, Все основные его жанры- исторические, бытовые, календарные песни, исключая былины- были известны на Кубани. Различна историческая глубина их сюжетов и образов, различны и судьбы. Возможно, один из наиболее древних мотивов сохранился в песне (« Как за речкою, за Каялою»), записанный в станице Тбилисской,- он рассказывает о татарском полоне во времена монголо-татарского ига. Многие произведения посвящены более поздним историческим или легендарным личностям, событиям.( Ой, да кому ж из нас, казаченьки», « Сон Стеньки Разина», песни о байде, Голоте, Платове и другие). До наших дней дошли и исполняются на Кубани многие шуточные, плясовые песни. А в памяти старшего поколения сохранились хороводные и игровые. Шуточные, плясовые песни исполнялись обычно в сопровождении гармошки, иногда с колокольчиками, пищиков, сопилок, а из ударных и плясовых инструментов- игрой на бубне (таланбасе) и трещеток. В танцевальном фольклоре преобладали синкретичные формы, где песня и игра, танец или подтанцовка дополняли друг друга, как, например, в игровых песнях « я со цветом ухожу», « Сейчас еду, сейчас еду у Кытай- город гуляты», « А мы просо сеяли» и т.д. Из прозаических и малых жанров фольклора и в настоящее время известны былички о ведьмах, нечистой силе, загадки, пословицы, поговорки. Поражает устойчивость во времени заговоров и заклинательных формул. Они существовали практически на все случаи жизни: от укуса змеи и от пули, от воров и болезней, от несчастной любви и от ведьм. В песнях есть лирический образ гармони, баяна, например, задумчивая песня: « Какая песня без баяна? Какая зорька без росы? Какая Марья без Ивана? Какая волга без Руси?». Тема любви в песенном фольклоре занимает видное место. Есть песни на тему «производственной любви», теесть любви, происходящей в производственной обстановке. Если литературные произведения относят обычно к слабым в художественном отношении, то в фольклере наблюдается положительное отношение к произведениям на эту тему. Можно привести пример такой песни6 «Рано-рано девушка встала, торопилась на ферму поутру…… узнавали рыжие телята девичий певучий голосок», а вечером у нее свидание с парнем.- Другой пример- По полям колхозным едет агроном. Он же встречает на тропинке девчонку молодую. Кубань в силу специфики своего исторического развития является уникальным регионом, где на протяжении двухсотлетнего периода элементы традиционной восточноукраинской культуры взаимодействует с элементами южнорусской культуры.

Музыкальная жизнь.

Одной из замечательных особенностей Кубани являлось наличие у жителей казачьих станиц большого певческого опыта, приобретенного в процессе коллективного пения на сельскохозяйственных работах, а также в период прохождения военной службы и ежегодных военных сборов казаков. Хоровое пение занимало большое место в календарных и семейпо-бытовых обрядах, в праздничном застолье, в танцах, хороводах, играх. Широко было распространено на Кубани пение па улицах. Любовь кубанцев к коллективному пению не могла не вызвать появления полковых, школьных и любительских хоров. Особое место в музыкальной жизни Кубани, в развитии и укреплении певческих традиций занимали войсковые певческий и музыкантский хоры (1811-1917 гг.). Есаул И. И. Кияшко в книге "Войсковые и музыкантские хоры Кубанского казачьего войска" пишет: "Первое время по переселении на Кубань хлопоты по устройству на новых местах... не давали возможности проявить любовь к музыке, но, устроившись и осмотревшись, запорожцы уже в 1811 г. организуют ) себя певческий и музыкантский хоры". Наряду с произведениями духовного содержания, в том числе сочинениями Моцарта, П.Чайковского, Д. Бортнянского, А. Львова и др., певческий хор исполнял большое количество русских и украинских народных песен в обработке местных кубанских музыкальных деятелей - М. Бибика, Г.Кониевича, А.Бигдая. Значительное место в репертуаре хора занимали произведения русских (М.Глинка, А.Даргомыжский, П.Чесноков, М. Анцев и зарубежных композиторов (Л.Бетховен, И.Гайдн, Р.Вагнер, Р.Шуман, Ф.Мендельсон и др.). Наиболее продолжительное время, выше 14 лет, регентом Войскового хора был Г.М. Концевич С 1892 по 1906 гг. он являлся регентом войскового певческого хора, с октября 1910 г. - учителем пения и собирателем кубанских казачьих песен при Войсковом хоре. Г.М. Концевич был профессиональным композитором, создавшим такие незаурядные хоровые сочинения, как "Кантата памяти К.Д.Ушинского" и "Памятник" на стихи А.С. Пушкина. С 1 января 1910 г. Войсковой певческий хор возглавляет ученик Концевича Я.М. Тараненко, при котором войсковой хор переживает время нового творческого подъема. Частые выступления перед публикой сделали хоровой коллектив знаменитым далеко за пределами Кубани. Значительное место в творческой деятельности войсковых хоров отводилось пропаганде церковной музыки. С войсковым хором связаны сбор и изучение кубанского казачьего фольклора. Огромная заслуга в этом благородном деле, а также в деле популяризации казачьих песен принадлежит Г.М. Концевичу. В период с 1904 по 1913 гг. им было собрано и издано в собственной обработке более 200 кубанских песен. Важное место в истории собирания кубанского песенного фольклора по праву принадлежит видному музыкальному и общественному деятелю Акиму Дмитриевичу Бигдаю. С именем А.Д.Бигдая связано открытие в Екатеринодаре в 1889 г. кружка любителей музыки, при активном участии которого были поставлены оперы "Фауст", "Трубадур", "Запорожец за Дунаем". Появились театральный и художественный кружки. Популярность их вызвала к жизни необходимость образования "Общества любителей изящных искусств". Самым значительным событием в деле развития музыкального образования в Кубанской области явилось открытие в 1908 г. музыкального училища в Екатеринодаре. В училище имелись три отделения: фортепианное, оркестровое, вокальное. Несколько позднее были открыты регентские классы. В 1910 г. в Екатеринодаре выступал Ф.И.Шаляпин. Екатеринодарцы имели счастье видеть и слышать знаменитого певца. Несмотря на высокие цены на билеты, к началу концерта театр был переполнен публикой. Очень тепло и радушно ф.И. Шаляпин был встречен зрителями, всем хотелось слушать великого певца. Екатеринодарцы имели счастье встретиться с замечательным искусством Л.В. Собинова. Первый концерт "короля i споров" состоялся в Екатеринодаре в 1900 г., в здании второго общественного собрания (ныне гостиница "Краснодар"). Зал был переполнен, публика стояла па улице. Второй концерт Л.В.Собинова в Екатеринодаре состоялся через 12 лет.
В 1913 г. в Екатеринодаре с концертом выступил С.В.Рахманинов. "Собравшаяся многочисленная публика с истинным наслаждением прослушала всю программу в исполнении этого редкого музыканта, с превосходной своеобразной игрой". На вызовы публики С.В.Рахманинов исполнил несколько вещей, из ' которых "Полька" впервые исполнялась с эстрады. Знаменитому • композитору и пианисту были преподнесены венок и множество цветов. Имя другого знаменитого артиста - Василия Петровича Дамаева - уроженца Кубани было известно не только в России, но и за границей. В.П. Дамаев родился в станице Отрадной, в бедной семье. Не имея материальной возможности. В.П. Дамаев, вероятно, никогда не смог бы получить музыкального образования, но совершенно случайно его пение услышал московский театрал, адвокат И.Л. Гар, который заинтересовался судьбой простого станичного парня. Он направил В.П. Дамаева в Москву с рекомендательным письмом к своей сестре В.П Козловской, имевшей отношение к музыкальным училищам. Три года титанического труда, напряженной учебы оперному искусству в условиях жесточайшей нужды увенчались блестящими успехами. В 1907 г. Дамаев подготовил сразу две роли -Самозванца в "Борисе Годунове" М.Мусоргского и Радамеса в "Аиде" Д.Верди. 30 августа 1908 г. в театре Зимина состоялся дебют В.П. Дамаева. Газета "Русское слово" писала об этом спектакле: "В среде исполнителей выделяется тенор Дамаев, молодой певец показал редкий по тембру голос, блестящую дикцию"..Чудесным голосом певца был восхищен и Ф.И.Шаляпин: "За такого тенора надо ухватиться обеими руками. Это настоящий драматический тенор с превосходной дикцией, с несомненным дарованием". В 1909 году В.П. Дамаев вместе с Ф.И. Шаляпиным поехал с русской оперой в гастрольное турне- Париж, Берлин, Лондон. Оперы «Борис Годунов», «Псковитянка», «Хаванщина» встретили восторженный прием у заграничного зрителя. В.П. Дамаев ездил по стране в гастрольные поездки, с концертами. Он побывал в Архангельске, Рязане, Ярославле и в других городах. Приезжал В.П. Дамаев в родную станицу Отрадную, где давал концерты для земляков. Бытовая культура основной массы населения Кубани в начале 20 века не претерпела существенных изменений. По-прежнему казаки строили хаты или дома в традициях мест выхода, огораживая их со стороны улиц и смежных владений. Дома покрывались соломой, камышом, реже - в зажиточных хозяйствах - железом или черепицей. Вне зависимости от материала постройки - дерево, турлучные дома - дом обязательно обмазывался глиной и белился. Внутренне помещение традиционно разделялось на «малу» и «велику хату» - на кухню и жилую половину соответственно. В жилом помещении можно было встретить лавку, кровать, сундук или «горку» - шкаф для посуды. В быту казаки были неприхотливы, однако все чаще стали появляться предметы фабричного производства: тарелки и чашки, столовые приборы, фабричная одежда, обувь. Определенные изменения произошли в городской архитектуре, основными чертами которой в конце 19 - начале 20 веков было: переплетение различных стилевых направлений, отсутствие жестких канонов, привнесение местных традиций. В связи с увеличением плотности застройки в городах появляются районы «парадной» и «рядовой» архитектуры, появляются многоэтажные дома. Господствующим стилем в архитектуре Кубани был эклектизм, модерн, «неорусский» стиль. Широко использовались ризалиты, пилястры, карнизы и арочные окна, богатый декор. Наиболее известными архитекторами Кубани были И. К. Мальгерб, А. П. Косякин, В. А. Филиппов. Существенные изменения произошли в жизни горожан. Широко в быт жителей городов Кубани вошли трамвай, автомобиль, велосипед, кинематограф. Характерной приметой времени стали выставки. Первая животноводческая выставка состоялась на Кубани еще в 1866 г. В начале 20 века проводились сельскохозяйственная и сельскохозяйственно-промышленная выставки, выставка, посвященная народам и культуре Кубани, птицеводству.

Традиционно казачьи власти много внимания уделяли образованию и просвещению. Однако по уровню образования Кубанская область стояла на 42 месте среди 89 губерний и областей Российской империи. По данным переписи 1897 г. на сто жителей Кубанской области приходились 16 грамотных, в Черноморской губернии - 31. Следует отметить, что образование носило сословный характер, поэтому численность образованных людей среди иногороднего населения и адыгов была особенно низкой. Горцы, как правило, обучались в мусульманских школах - медресе, где религиозное образование велось на арабском языке. Церковно-приходсие школы для адыгов популярностью не пользовались, так как обучение не велось на родном языке.
Образование на Кубани было доступно представителям привилегированных сословий - дворянство, купцов и городской аристократии, казачество. Основным типом учебных заведений были начальные учлища, Министерства народного просвещения, где обучались письмом и чтением, четырем арифметическим действиям, Закону Божиему. К 1916 году система обучения включала трех, четырех, пяти, шестигодичные высшие начальные училища, активно открывавшиеся после 1912 года. Только в Екатеринодаре в 1909 году обучение велось в шести женских, 18 мужских начальных школах.
Среднеспециальные учебные заведения действовали в Екатеринодаре, Новороссийске, Ейске, Майкопе, Темрюке, станицах Лабинской, Славянской и Усть-Лабинской. Мариинское женское училище (1862 г.) в 1902 году было преобразовано в Мариинский женский институт. Были открыты и готовили специалистов для сельского хозяйства Кубанская войсковая сельскохозяйственная школа в Екатеринодаре, школа садоводства в станице Вознесенской, Варваринское училище плодоводства, виноградарства и виноделия. В Екатеринодаре, Ейске, Майкопе, Новороссийске, Темрюке действовали ремесленные и технические училища; В Екатеринодаре и Тихорецкой - коммерческие. Специалистов по здравоохранению выпускала Екатеринодарская военно-фельдшерская школа. Серьезной проблемой для системы образования в крае был кадровый вопрос. В 1913 году из 3757 учителей только 47 имели высшее образование. Заметный вклад в развитие образования и подготовку педагогических кадров внесла учительская семинария в станице Ладожской, основанная в 1871 году, и до начала 20 века бывшая единственным педагогическим учебным заведением на Северном Кавказе. Попытки создания высшего учебного заведения не увенчались успехом. Однако в целом уровень развития образования был низким. По данным 1915 года в области обучались только 1/3 детей школьного возраста. В Адыгее действовали только 12 школ, в которых было 682 учащихся. Преподавание велось на русском языке.
Вопросы народного образования пользовались пристальным вниманием Кубанского краевого правительства. 5 марта 1917 года в Екатеринодаре был учрежден Союз учителей, проводивший работу по ликвидации безграмотности. При Кубанском краевом правительстве в ноябре 1917 года было образовано «ведомство народного просвещения». Были организованы курсы в городских читальнях, училищах, библиотеках. Открывались новые школы, в том числе и горские.
В краткий период с марта по июнь 1918 года советская власть попыталась сделать доступным образование для всех слоев населения. Однако с июля 1918 года Кубанское краевое правительство ввело сословный принцип организации образования, поставив иногородние населения в неравноправное положение. По данным на декабрь 1918 года из детей школьного возраста среди казаков обучались 75, 2%, иногородних 30 %, горцев 15%. Значительную роль в культуре и просвещении Кубани играли музеи. Первый музей был открыт усилиями И. Д. Попко в 1864 году в станице Ключевской. Стараниями Е. Д. Фелицина в 1879 году в Екатеринодаре был создан Кубанский областной статистический комитет, при котором открылся музей.

В 1807 году музей стал самостоятельным учреждением и получил название Этнографичский и естественно-исторический музей Кубнского казачьего войска. В среднем в год музей посещали 5000 человек.
В 1900 годы в Екатеринодаре были открыты такие учреждения культуры как городская библиотека имени А. С. Пушкина (1900 год), первая художественная школа (1900 год), художественный музей (1904 год), Зимний театр (1909 год). Эти учреждения культуры сыграли положительную роль в просвещении и культурном воспитании народа.
Значительный вклад в развитие русской культуры внесли писатели, в их числе В. Г. Короленко. Он несколько раз посещал Джанхот, где жил его брат. Отдыхая в этом уединенном месте, писатель создал такие рассказы, как «Ушел», «Без языка», «Братья Мендель». Тут же он редактирует «Историю моего современника».
Уже в начале 20 столетия на Кубани начинает формироваться пролетарская литература. А. С. Серафимович посещал Черноморское побережье в 1892 году. О поездке по приморскому шоссе писал: «Путешествие чудесное. Горы, леса, солнце, море, великолепные аллеи, полные прохлады и звенящих цикад,-сказка!». Писателя связывало с Кубанью и дружба, возникшая в 80 годы 19 века с участниками революционного движения, с которыми он переписывался. Один из основоположников русского символизма-В. Я. Брюсов в январе 1904 года побывал в Армавире.
Демократическое направление в литературной жизни и публицистике представлено в основном кратковременными изданиями-литературными сборниками «Вокруг жизни» и «Перед зарею», журналами «Школа и жизнь», «Степь широкая». С ноября 1915 года выходил легально большевистский журнал «Прикубанские степи» под редакцией литератора-рабочего М. К. Седина. В журнале печатались М. С. Ульминский, А. С. Сирофимович и другие известные пролетарские публицисты и писатели.
Кубань по праву считалась в годы революций и гражданской войны культурной столицей Юга России. Еще в 1911 и 1912 годах выдающийся композитор А. Н. Скрябин давал в Екатеринодаре концерты. Его музыку местная газета называла «вихрем, ошеломляющим душу». С. В. Рахманинов в 1913 году дал концерт в Екатеринодаре составленный из лучших своих произведений. Печать отмечала, что присутствующие на концерте «с истинным наслаждением» слушали «этого редкого музыканта». В 1910 году екатеринодарцы аплодировали Ф. И. Шаляпину.
Интенсивно развивалась наука Кубани. Передовые русские ученые изучали богатство края, осваивали его земли. Значительный вклад в развитие археологии внес Н. И. Веселовский, изучением истории Кубани занимались Е. Д. Фелицен, Ф. А. Щербина, П. П. Короленко.
На каменистых почвах Черноморского побережья возделывались виноградники, слава которых перешагнула рубежи страны. Признанный некогда одним из лучших краснодарский чай был выращен в ауле Солох, в районе Дагомыса бывшим батраком И. А. Кошманом. В Екатеринодаре жил сын великого химика, одаренный конструктор и изобретатель В. Д. Менделеев. Ему принадлежит идея гусеничной бронированной машины, проект подводной лодки, первый проект строительства плотины через Керчинский пролив. Вел геологическую разведку на Кубани И. П. Губкин и сделал заключение о больших запасах нефти, а также цены минеральных вод в недрах края.

До 1900 года на Кубани не было собственных специальных учебных заведений по подготовке художников и учителей рисования. Поэтому войсковая администрация посылала за счет войска одаренных детей казаков в Петербург. Так, в 1836 году после окончания Екатеринодарского уездного училища стал стипендиатом Черноморского казачьего войска в Академии художеств П. А. Шамрай (1823-после 1878 г.). По окончании Академии художеств этот даровитый казак был оставлен в северной столице для дальнейшего совершенствования мастерства, где помогал профессору Ф. А. Бруни расписывать знаменитый Исаакиевский собор. Возвратившись в 1850 году на родину, он служил в Черноморском казачьем войске по «искусственной части» «войсковым художником живописи».
В 1861-1867 годах за счет Кубанского казачьего войска учился в Императорской Академии художеств П. В. Косолап (1839-1910 гг.). Здесь выставлялись такие его картины, как «Сумасшествие» (1863 г.), «Возвращение из ссылки» (1864 г.), «Последние минуты Шамиля в Гунибе» (1867 г.). По возвращении в Екатеринодар он подготовил в 1872 году для Политехнической выставки в Москве рисунки обмундирования для нижних чинов и офицеров, а также написал картину, отражающую эпизод схватки пластунов с горцами. В последующем течении 30 лет работал преподавателем каллиграфии и чистописания в Кубанском Мариинском женском училище.
Уроженцем Ейска был художник К. А. Котелевец (1863-1919 года), получивший специальное образование в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. Свои портреты и пейзажи он неоднократно экспонировал на периодических выставках в Екатеринодарской картинной галерее им. Ф. А. Коваленко, часть из которых Котелевец оставил в дар первому художественному музею на Кубани. Постоянно проживая в Ейске, он выполнял разные художественные заказы горожан. В 1913-1915 годах Котелевец преподавал графическое искусство в Старощербиновском высшем начальном училище.
С 1879 года поселился в Екатеринодаре художник-педагог, заслуженный учитель рисования А. Н. Курочкин. Специальное образование он получил в Строгановском художественно-промышленном училище, по окончании которого стал «ученым-рисовальщиком». Курочкин преподавал рисование в Кубанской войсковой гимназии и Кубанском Александровском реальном училище, являлся членом художественного кружка при Екатеринодарской картиной галерее.
Около четверти века регулярно бывал на Кавказе живописец-пейзажист реалистического направления, активный деятель Товарищества передвижников А. А. Киселев (1838-1911 гг.). Получив специальное образование в Академии художеств, он со временем становится профессором, руководителем пейзажной мастерской Петербургской академии художеств, а с 1899 постановлением общего собрания Академии возводится в звании академика. Первую поездку на Кавказ совершил в 1886 году. С 1890 года Туапсе становится местом ежегодного летнего отдыха Киселева и его семьи. В экспозиции дома-музея А. А. Киселева представлены такие его картины, как «Вид окрестностей Туапсе» (1911 год), «Пейзаж с парусом» (1906 год), «Хутор», «Пейзаж с ручьем».
С 1909 года связала свою судьбу с Екатеринодаром художник Н. Д. Шариков (1873-1951 гг.). Еще будучи студентом он участвовал в периодических выставках в Екатеринодарской картинной галерее. В своих пейзажах Шариков запечатлел в основном природу Черноморского побережья Кавказа.
Пейзаж, как главная тема творчества, был характерен также для уроженца Анапы Г. А. Аветисяна, получившего специальное образование с начала в художественной частной школе в Екатеринодаре, а затем в Москве.
К морскому пейзажу чаще всего обращался в своем творчестве и другой кубанский художник, уроженец станицы Динской П. Я. Крутько (1886-1972 гг.), получивший специальное образование в Строгоновском художественно-промышленном училище. После его окончания Крутько возвратился в Анапу, и работает преподавателем рисования и черчения в городском училище и гимназии, периодически участвуя в выставках в Екатеринодарской картинной галерее.
С Кубанью была связана работа выдающегося российского художника И. Е. Репина (1844-1930 гг.), трудившегося над картиной «Запорожцы». В станице Пашковской Репин сделал десятки этюдов с казаков-пластунов, прославленных Георгиевских кавалеров, участников Крымской войны. После возвращения с Кубанской области он завершил 12летнюю работу над картиной. В последующие годы великий художник поддерживал связи с Кубанью, переписываясь с основателем Екатеринодарской картинной галерее Ф. А. Коваленко.
Событиям немалого значения для жителей Екатеринодара в марте 1893 года явилась выставка картин товарищества передвижных художественных выставок, с экспозицией которой ознакомились 1700 горожан. На ней были представлены работы таких известных художников, как И. И. Шишкин, В. Н. Маковский, В. Д. Поленов и другие.
Заметный вклад в развитие художественной культуры Кубани внес уроженец Темрюка Е. И. Посполитаки (1852-1915 гг.), получивший специальное образование в Академии художеств и в Париже. Первую свою персональную выставку он открыл в Екатеринодаре вслед за передвижниками в октябре 1893 года. С его именем связано открытие в Екатеринодаре первого частного художественного учебного заведения - школы рисования, ставившего целью «распространять в обществе художественное развитие и вкус». Осенью 1905 года он покинул Кубань, оставив заведование школой на попечение своего ученика В. М. Ступникова, который возглавлял это учебное заведение вплоть до 1910 года.
Специалистом редкого жанра - фотограф-художник - являлся В. Н. Сокорнов (1867-1946 гг.). Уроженец Владимирской губернии, свои творческие связи с Екатеринодаром он начал в 1890 году выполняя серию рисунков для рукописного альбома «Золотые мотивы». В 1907 году участвует в третьей периодической выставке картин в Екатеринодарской картинной галерее. Высылает для этой галереи виды Кавказа и Крыма, помогает в приобретении книг и альбомов для библиотеки Ф. А. Короленко.
Историю развития собственного фотодела на Кубани можно вести с 1867 года, когда из министерства Императорского двора пришло письмо разрешение на имя есаула Кубанского казачьего войска Рыльского «именоваться фотографом его величества с правом изображения государственного герба на вывеске своего заведения». По официальным статистическим данным, с 1892 по 1905 годы в Кубанской области насчитывалось 27 фотографических заведений. 28 же декабря 1895 года следует считать днем «рождения» кино. В 1897 году в Новороссийске, на семь лет раньше, чем в Москве и Петербурге, был открыт первый профессиональный кинотеатр. К 1916 году в Екатеринодаре работали такие электробиографы, как «Империал», «Арс», «Колизей», «Палас», «Вал», «Солей», «Горн», «Мон Плезир».

Провозглашение с конца 80 годов политики гласности способствовал раскрепощению общественного сознания и многообразию форм культурной жизни Кубани.
Своего рода передовым рубежом культуры являлось народное образование. Количество школ и учащихся неуклонно росло.
Власти много внимания уделяли созданию материальной базы средней школы. Много внимания уделялось строительству школьных спортивных залов, мастерских, тиров. Во всех городах и районах края работали музыкальные и спортивные школы, дворцы пионеров.
Значительные сдвиги происходили в развитии высшего образования: в Краснодаре открылись институты культуры и физической культуры, в Новороссийске - высшее мореходное училище, в Майкопе и Армавире успешно функционировали педагогические институты.
В феврале 1970 года на базе Краснодарского педагогического института был открыт Кубанский государственный университет.
В 90 годах поднимается престиж кубанских вузов. В них открывается обучение по новым специальностям, соответствующим потребностям времени. В Сочи создается университет курортного дела и туризма.
Наука. Широкую известность приобрели достижения в области сельскохозяйственной науки.
Для выведения новым сортов пшеницы, ячменя, кукурузы и других культур, разработки и совершенствования методов их селекции и семеноводства в 1956 году был создан Краснодарский научно-исследовательский институт сельского хозяйства. Здесь работали П. П. Лукьяненко, М. И. Хаджинов, В. С. Пустовойт. Их имена знала вся страна.
В 90 годах на Кубани насчитывались десятки научно-исследовательских институтов, конструкторских и проектных организаций.
Культурно-просветительская работа. Краевое руководство уделяло повышенное внимание культурно-просветительной работе. Распространением политических и научных знаний занималось краевое отделение общества «знания». В рядах общества «знание» состояло около 9000 представителей кубанской интеллигенции. Они проводили огромную работу: читали лекции, организовывали тематические вечера, научно-производственные конференции, устные журналы, вечера вопросов и ответов, диспуты, кинолектории, издавали брошюры, плакаты. Много внимания уделяли пропаганде новых гражданских обрядов и праздников. В организации новых гражданских обрядов участвовали работники клубов и домов культуры, депутаты советов, представители коллективов, членами которых являлись родители новорожденных или лица, вступившие в брак.
Проводились торжественные вручения паспортов, проводы в Советскую Армию, праздники в честь вступления молодежи в трудовую жизнь. Силу традиций приобрели безрелигиозные праздники - труда, урожая, весны, русской зимы, встречи Нового года.
Как отмечалось в официальных документах, «новые гражданские обряды и безрелигиозные праздники получают все большее признание и одобрения населения».
В конце 80 - начале 90 годов взаимодействия церкви и государства «выходят из кризиса». Средства массовой информации транслируют богослужения, к церковной обрядности приобщаются широкие слои населения. Восстанавливаются храмы и монастыри.
Кино. Кинематограф в 50-60 годах развивался под пристальным государственным контролем. В 1951 году по Краснодарскому краю во всех клубных помещениях колхозов и сельских советов были размещены стационарные киноустановки. Строительство кинотеатров планировалось в крупных населенных пунктах. Скульптурно-архитектурный комплекс первого в Краснодаре широкоформатного кинотеатра «Аврора» становится визитной карточкой столицы Кубани. Кубань часто становится местом съемок кинофильмов. В 90 годах на Кубани организуется масса кинофестивалей. С 1991 года в Сочи проходит кинофестиваль «Кинотавр». В 1992 году в Анапе впервые состоялся российский кинофестиваль «Киношок». В 1993 году состоялся первый Краснодарский международный кинофестиваль - кинорынок фильмов комедийного и музыкального жанров.
Театр. Вторая половина 60-70 годы время рассвета кубанских театров. Большой Краснодарский драматический театр имени М. Горького в апреле 1973 года отметил новоселье. Режиссером театра был М. Куликовсий. Краснодарский театр оперетты одним из первых в стране стал ставить мюзиклы. Художественный руководитель - Ю. Хмельницкий. Краснодарский театр кукол открылся 25 февраля в 1972 г. В июле 1970 года в Краснодаре открылся стационарный цирк на 2000 мест, строительство которого велось в 1965-1970 гг. В 90 годах кубанские театры работают напряжено. Популяризации их работы способствовал театральный фестиваль в 1994-1995 гг.
Худ. Культура. Музыкальная культура Кубани имеет славные традиции. Кубанская консерватория готовила профессиональных музыкантов. На Кубани творили замечательные композиторы Н. Хлопков, Г. Плотниченко, Г. Пономаренко. В июне 1966 года в Краснодаре было открыто краевое отделение Союза композиторов РСФСР. Среди музыкальных коллективов края популярность приобрел Кубанский казачий хор, возрожденный в 1969 году. Художественным руководителем хора стал С. А. Чернобай. Коллектив исполнял народные песни, записанные в кубанских станицах, сохраняя их местные особенности. Концертная деятельность хора огромна как в стране, так и за рубежом. В 1990 году на базе Государственного Кубанского казачьего хора был создан Центр народной культуры Кубани. Среди целей его деятельности - сохранение, изучение, творческое освоение и развитие традиционной культуры края. WYRR ведет сбор материалов, характеризующих традиционную кубанскую культуру: праздники, обряды, фольклор, народную педагогику и медицину, верование, жилище, одежду, пищу. Музыкальная жизнь края в 90 годах наполнена множеством фестивалей. Интенсивно развивается собственно кубанская художественная культура. В этом деле велика роль Краснодарского государственного каменного хора, творческого объединения «Премьера», Государственного ансамбля песни и пляски «Казачья вольница», Краснодарского центра национальных культур.
Этапным событием в истории литературы Кубани второй половины 20 века было создание в 1950 году краевого отделения Союза писателей СССР. В. Лихоносов в 1988 году был удостоен государственной премии РСФСР, в 1995 году ему было присуждена литературная премия им. М. Шолохова. И. Машбаш получил в 1991 году государственную премию СССР, А. Знаменский отмечен Государственной премией РСФСР (1989 год), стал лауреатом премии имени М. Шолохова (1993 год).
На рубеже 80-90 годов лидирующее положение в культуре Кубани заняло изобразительное искусство. Кубанские художники знакомят нас со своим творчеством благодаря работе художественного музея, выставочного зала, коммерческих галерей.

Previous post Next post
Up