В Москве, моем родном и любимом городе, происходят чудеса. Скажем, в бесконечном лабиринте подземного перехода на Китай-городе одну стену вдруг облицевали гнутым стеклом вместо мрамора. Правда, рабочие не справились со сборкой зеленого паззла (синие деревья смогли собрать ровно).
Мы привыкли к тому, что благоустройством занимаются старые пердуны, чьи вкусы мы не разделяем. Люди, которые хотят из гранита сделать скайлайн из церквей и елок, должны были определять наше бытие на многие века вперед.
Люди, которые думают, что говнофонарь из пластика, который отсылает зрителя к XIX веку, - это вершина городского дизайна. Такие люди хотели забрать у нас город. И довольно долго им это удавалось (привет, Юрий Михалыч!).
Но пять лет назад что-то изменилось. И в Москве был проведен конкурс (см.
https://tema.livejournal.com/1545955.html), в котором победили американцы Элизабет Диллер и Риккардо Скофидио, которые до этого прославились дизайном лучшего в мире парка "Хай-лайн" в Нью-Йорке. И не просто победили, но и получили право на реализацию проекта. И не просто получили право, но и построили парк, несмотря на шквал критики и треск скреп. И во многом это стало возможным благодаря новому (в то время) главному архитектору Москвы Сергею Кузнецову, который курировал конкурс и защищал результаты, а также вел проект все эти послеконкурсные годы. Сергей не проектировал этот парк, но без него парк бы не состоялся, такая вот сложная судьба у главного архитектора.
Конечно, в парке пока что полно косяков.
Советские строительные нормы встречаются с современностью.
Везде пожарные шкафы, столы из "Шатуры" и рамки металлоискателей, которые нахуй никому не нужны.
Невероятные скамейки из дуба и бетона уже привлекают людей полежать, а рядом коммунальщики уже достают из урн пакеты с мусором (поставить урну вдали от скамейки национальный менталитет пока не может).
Кнопки экстренного вызова на уебанских оранжевых столбах вырастают прямо из тика, металла и стекла, потому что "нормы ГО и ЧС".
Из земли все еще растут грибы, которые стояли на крыше моей родной девятиэтажки в Медведкове в 1978 году.
Дизайн некоторых объявлений пока еще посасывает (почему просто красиво не написать, что экскурсии с 10 до 8 вечера каждые 20 минут?).
Но при этом Москва получила самое современное, свежее, неожиданное, интересное общественное пространство.
Пространство, у которого красивый логотип (
https://www.artlebedev.ru/zaryadye/identity/) и превосходная навигация (
https://www.artlebedev.ru/zaryadye/navigation/).
Пространство, которое моментально привлекло тысячи людей.
Пространство, где люди сразу начали ходить и лежать на газонах, хотя пока этого делать нельзя (трава должна укрепиться, тогда можно будет).
Пространство, где уже идут мастер-классы, хотя половина помещений еще не достроена.
В один момент центр Москвы превратился в фантастический магнит для людей. И мне кажется, что у Красной Площади появился конкурент. После парка Зарядье людям будет скучно гулять по оргомной площади из брусчатки. Пробегут - и забудут.
По Москве-реке начался невиданной интенсивности трафик. Прогулочные теплоходы и частные яхты стали плавать в пять раз чаще, чем раньше.
Появился переход на новую набережную. Кстати, надпись для углового спуска мы начали делать буквально за три дня до открытия парка. Получилось крайне удачно, она видна отовсюду и прекрасно работает.
Хотите доебаться до чего-нибудь? Доебитесь до того, что линии разметки 1.5 не идеально параллельны.
Парк получился фантастический.
На новой набережной горят открытые костры в казанах. Это мега-круто.
Кстаааати, если встать к реке спиной, а к парку лицом, справа будет еще один парк. Он всегда был частью военной академии, у которой город выкупил территорию. И есть надежда, что этот парк станет продолжением парка "Зарядье". Даже если и через пару лет - это было бы невероятно круто. Центр Москвы должен превратиться в огромную комфортную пешеходную зону.
А пока что можно насладиться видом старых башен через новые деревья.
Наконец-то в центре Москвы снова не боятся использовать дерево в обустройстве общественных пространств.
Наконец-то в центре Москвы появился объект, претендующий на статус исторически важного. Это парящий мост.
Одна только проблема у нового парка - слишком много народа там.
С одной стороны это хорошо - значит, люди реагируют на хорошее и хотят его. С другой стороны это плохо - значит, в городе мало хорошего. Значит, принципы, которые легли в основу "Зарядья", должны быть распространены на каждую улицу, каждый двор, каждый район, каждый город.
И это значит, что нам есть что делать в оставшееся время до конца жизни.