Три вопроса

Jan 17, 2014 20:33

Жизнь устроена так, как она устроена. Можно не понимать правила жизни и страдать. Можно понимать правила и уметь по ним жить, получая удовольствие. А можно все понимать, при этом хотеть большего, менять жизнь и создавать новые правила. Каждый сам решает, к какому типу людей он относится.

Сегодняшний выпуск "Трех вопросов" посвящен развитию этой мысли.

Первый

Привет, Тёма.

Я работаю в небольшой провинцальной дизайн-студии. Очень часто наш начальник повторяет, что самым важным должна быть клиенториентированность. Ни для кого не секрет - это залог долгосрочных выгодных отношений. Но если оставить вопрос целесообразности и экономики, а мыслить практично: где та грань между клиенториентированностью и откровенным жополизанием? Как намекнуть заказчикам на «предел благоразумия» не испортив отношений с ними? Не посылать же каждого на хуй.

Время выполнения, количество вариантов, ясное техзадание всё это есть в договоре. Но как бороться с мудаками чьи бредовые пожелания ставят на колени всю студию? Причем менталитет клиентов рождает свой ебучий креатив, заведомо проигрышный. И даже если предлагаешь свои заебательские решения, один хер не всегда получается переубедить и приходится реализовывать именно их идеи, в огромном количестве, долго ждать когда они родят очередной домысел. И всё это в ущерб другим заказам. Что делать? Послать в пизду такого клиента или поступить как чёткий пацан и не париться по этому поводу? Быть выше этого и продолжать неустанно предлагать хорошие решения, воспитывать чувство прекрасного тех у кого это возможно? Рассуди, а?

Саня.
Дорогой Саня!

Дизайнеров, которые страдают так же, как и вы, очень много. Они постоянно придумывают талантливые, красивые, интересные и, что самое важное, работающие решения, но их не ценят. Их креатив зарубают, алчные менеджеры встают на сторону клиентов, наплевав на все хорошее, что предлагается страдающими от непонимания дизайнерами.

Хочется поинтересоваться. Если у вас "заебательские решения", а у клиентов - "ебучий креатив, заведомо проигрышный", то почему вы до сих пор страдаете на такой ужасной работе? Если вы умеете тюнинговать Ламборгини, зачем работаете автослесарем по ремонту Калин?

Правда заключается в том, что хороший дизайн сам себя не продаст. Его надо аккуратно, вдумчиво, умно, убедительно предлагать. Тогда клиент поймет, что имеется в виду. Нет такого на свете клиента, который бы просто брал, и принимал все, что дизайнеру придет в голову. Сделать макет - это только пять процентов работы. Девяносто пять процентов - это уметь объяснить свою работу.

Второй

Здравствуйте, Артемий.

Некоторое время назад в Вашем журнале (tema.livejournal.com) была рубрика, в которой Вы публиковали вопросы читателей, свои ответы и/или советы.

Зная Ваш богатый опыт работы, я хотел спросить совета, как лучше поступить в такой ситуации. Накануне ночью я придумал идею (он-лайн программа), которая, как мне кажется, может быть востребована предприятиями общепита (прежде всего сетевых компаний с большим количеством точек). Я думаю, что этот продукт представляет интерес для их постоянных клиентов.

Я понимаю, что самый простой вариант - пойти к руководству компании и предложить эту идею. Здесь есть НО: я не являюсь специалистом в области IT и не могу оценить стоимость разработки и эксплуатации подобной программы. Соответственно идти с одной только идеей, возможно не совсем правильно.

И я стою перед выбором: что лучше, попробовать донести эту идею (просто как идею, без расчетов и набросков) до руководства и договариваться с ними о воплощении? Или найти IT-специалистов и договориться с ними и просчитать проект, а потом предлагать его к реализации? Приходить как команда или как человек с улицы?

Если это возможно, мне хотелось бы узнать Ваше мнение. Спасибо.

С уважением,
Максим
Дорогой Максим!

Давайте сэкономим время рассуждения и сразу представим себя на месте директора ресторана. Приходит с улицы молодой человек и рассказывает о своей очень ценной идее. Допустим, идея в том, чтобы целовать в попу каждого клиента за оплаченный счет, но не в день оплаты, а при следующем посещении ресторана. Что должен дальше сделать директор ресторана? Сразу выложить деньги на стол за разработку? Любой нормальный человек скажет "идея ок, приходите, как будет готово". Это его ни к чему не обяжет.

Допустим, ваша идея не находится поиском в Яндексе (хотя, как показывает практика, почти все гениальные идеи находятся поиском). Допустим, вы нашли программистов, увлекли их заданием, получили через год бета-версию. Дальше начнется самое сложное - убедить хоть кого-то этим пользоваться.

Идея не стоит ничего, пока за ней не стоит человек, который может ее воплотить в жизнь. Никто никогда не покупает идею. Покупают веру в возможность ее реализации.

Третий

Дорогой Артемий!

Позволю себе заумный вопрос глобального плана.
Сейчас я живу в Южной Корее. Здесь всё в движении, всё постоянно обновляется, отстраивается, улучшается с необычной скоросью. Новая развязка на хайвее строится за 2 масяца, 40-этажный небоскрёб около моего дома построили за 6 месяцев. Наш 20-этажный жилой дом и парковку помыли и заново покрасили за 3 недели. Асфальт на улицах и трассах заменяется со скоростью около 1 км в сутки. Ну и т.д. и.т.п Почему в России всё происходит медленно? Что за временная ловушка поглотила нашу любимую страну и как мы можем её преодолеть?

Кстати, спасибо за вашу работу по оживлению рунета. С вами всё интересно.

С уважением,
Сергей
Дорогой Сергей!

Ответ на этот вопрос удивительно прост. В нашей в стране, к моему непередаваемому величайшему сожалению, удачно сочетаются два фактора: природное нежелание работать и отсутствие серьезных последствий для тех, кто не работает. Именно на этом строится наша экономическая модель: можно работать как угодно, все равно тебя пожалеют, если тебе будет совсем тяжело.

В нормальной стране если ты взял ипотеку и не можешь выплачивать процент, тебя выкидывают на улицу из твоей квартиры. В России все начинают рассуждать, какие банки мерзкие и как тяжело молодой семье. В Южной Корее небоскреб дом строят за полгода, потому что иначе неэффективно. В России строят годами, или не строят, и от этого никто не страдает.

Поэтому в России нет конкуренции. Делай что хочешь. В каком-то смысле золотое время. В Европе или Америке так не попрохлаждаешься.

Еще вопрос

Артемий, здравствуйте.

Случается такая ситуация, что заказчик хочет сайт, но ни лого, ни фирменного стиля у него нет (пока клиенты только ЧП-шники, у них такое часто).
На вопрос "где лого?" он просит "набросать что угодно". У меня не в первый раз "что угодно" незаметно становится тем самым логотипом.

Каков выход? Как Вы поступали в такой ситуации?

--
Евгений Миллер
Дорогой Евгений!

У меня много раз в жизни были похожие ситуации. Я в таких случаях продаю еще и фирменный стиль. Если же у вас простой заказчик, а логотипа совсем нет, то всегда можно набрать его название Гельветикой. Просто слово с большой буквы, вот и весь логотип. В качестве аргумента всегда можно приводить Панасоник - у них просто слово с большой буквы, набранное шрифтом Гельветика.

Еще вопрос

Здравствуйте, Артемий!
Пишет вам Алексей, студент из Петербурга.
Я очень хочу открыть своё дело, свой маленький бизнес.
И всё бы хорошо, но есть одна маленькая проблема. Я... стесняюсь своей интеллигентности. Я вырос в профессорской семье, среди моих родственников никто бизнесом не занимался. Я как-то привык, что меня окружают добрые, отзывчивые люди, никто никого не обманывает и каждый готов протянуть руку, когда это необходимо. Нет, вы не подумайте, что я вырос в теплице, в 17 лет я сам переехал в другой город, а с 18 полностью себя материально обеспечиваю, и в течение жизни я общался и с толкиенистами, и с наркоманами, и с язычниками. Но всё же я отдаю себе отчёт, что на людей мне всегда очень везло.
А там, где крутятся большие деньги... Что там за люди? Что у них там за порядки? Неужели придётся кому-то и глотку зубами рвать? Вдруг там обмануть, подтолкнуть - норма?
Тиньков - замечательный пример того, как человек сам себя сделал, но он и в армии служил, и в шахтёрском городке вырос, думаю, к разному общению привык. А я вот как-то всю жизнь среди интеллигенции.
Чичваркин без напряга продавал пиджаки с рукавами разной длины, Тиньков обвешивал, торгуя бананами, Абрамович где-то случайно раздобыл три вагона мазута, Дерипаска долгое время ходил строго в трениках... Я бы так не смог.
Если бы вы, Артемий, как успешный предприниматель, выросший в высокоинтеллектуальной среде, могли бы мне помочь, я был бы вам очень благодарен.
С уважением,
Алексей.
Дорогой Алексей!

Я вырос в семье, где деньги никто никогда зарабатывать не умел и не зарабатывал. Больше того, я был воспитан в духе того, что дизайн - низменная профессия. Слово дизайн тогда еще мало кто употреблял, но "оформлять колбасу" было так же недостойно высоких интеллигентских идеалов, как и дружить с директором овощного магазина. Я выбрал этот путь и ни секунды не жалею. И сегодня моим родителям за меня не стыдно.

Можно привести и более убедительный пример того, что интеллигентность и бизнес - не противоречащие друг другу понятия. Возьмем Оксфорд. В этом небольшом английском городке расположены десятки университетов и колледжей, это один из мировых центров интеллекта и интеллигентности. При этом ни один университет или колледж в Оксфорде не учит бесплатно. А берут по тридцать тысяч долларов в год с каждого студента. Это самый настоящий бизнес. Там крутятся большие деньги. Зарабатывать можно абсолютно на всем, достаточно просто делать свою работу хорошо. А стоять с битой в подворотне как раз очень невыгодно.

Еще вопрос

Доброй ночи, Артемий!

Имею вопрос из сферы бизнеса.

Как правильно рассчитать рекламный бюджет предприятия? В моем случае это розничный магазин компьютерной техники. Есть ли какие-то константы, к которым надо стремиться - скажем, 5% от валовой прибыли, или 2% от оборота, или еще что-то? Или же констант нет - но тогда на что полагаться, кроме интуиции? Ведь если реализовать все то, что хочется - не хватит вообще никакого бюджета...

С уважением,
Алексей.
Дорогой Алексей!

Полагаться нужно, как говорит один мой знакомый военный летчик, на кожно-жопные ощущения.

От себя добавлю, что надо пробовать, экспериментировать, смотреть на результаты, вносить изменения и идти дальше. Успешное оставлять, неуспешное отбрасывать. То есть, в первый год, допустим, взять пять процентов от прибыли. Во второй - четыре. В третий - шесть. И сравнить, в каком случае лучше. Может, и пятнадцать надо тратить.

И еще вопрос

Здравствуйте, уважаемый Артемий!

У меня к вам полуфилософский, но все же связанный с бизнесом вопрос.

Я полтора года занимаюсь организацией своего дела - производство
детских товаров - и достиг в этом определенного успеха. Ну как
сказать, "успеха"... я отладил производство и научился разбираться в
персонале, но дистрибуция и продажи мне еще не покорились. Поэтому я
сижу с продукцией, но без денег, приходящие заказы срываются с
ужасающим постоянством, и, если честно, все чаще и чаще хочется
послать все это нахер.

Но один хороший человек (сегодня владелец крупной компании
федерального уровня) рассказывал мне, что когда он начинал свое дело
12 лет назад, все было так же - плохо и беспросветно. Доходило до
того, что его программистам приходилось торговать на рынке медом и
овощами, лишь бы не умереть с голоду. Но он выдержал. И дал мне мудрый
совет - не обращать внимания НИ НА КАКИЕ проблемы в течение первых 3
лет запуска своего бизнеса. Это понимание и поддерживает меня до сих
пор.

Но и я, и он - всего лишь человеки. Что работает для него - не
обязательно сработает для меня. Поэтому я хочу спросить совета у вас,
Артемий, тоже владельца крупной компании федерального уровня, тоже
существующей более 10 лет. Когда вы начинали - вы тоже отбрасывали
сомнения, считая, что первые годы провалов еще ничего не значат? Или я
зря трачу силы, и пора бы уже перестроиться на что-то другое?

С уважением, Алексей Глазков
Дорогой Алексей!

Когда я начинал, у меня не было никаких федеральных амбиций и мне было довольно-таки наплевать на опыт других. Я просто делал свое дело, потому что оно мне было интересно. Назвать мой старт безоблачным и успешным совсем нельзя. Я стоял на морозе и крутил ручку, а мотор все не заводился. Потом вдруг завелся и начал размножаться. Я рад, что мне так повезло, но на моем примере нельзя наплодить никаких рецептов.

Единственное, что я бы на вашем месте задумался о том, зачем вам работать в склад. Если нет продаж, зачем производить партии? Можно же и по одному экземпляру делать, удовольствие такое же, а затраты небольшие. Если начнут подписываться договоры на поставки, тогда деньги и тратить. Казалось бы?

И еще

Уважаемый Артемий,
Я - молодой врач из Украины. Окончив с отличием институт и поработав год в медицине, для меня стала очевидной невозможность стать компетентным специалистом в условиях отечественной системы обучения молодого врача. Возникла мысль об учебе и работе в США. Для отъезда есть все возможности - свободный английский, четкое представление о механизмах достижения этой цели, а также умственные и физические способности этой цели достичь. Первые мысли об отъезде появились еще в студенческие годы, после визита в США и ряда экскурсий по больницам, которые позволили оценить высочайший уровень ВСЕГО в тамошней медицине (обучение, технологии, рабочая этика, зарплата). Однако окончательное решение не позволяет принять осознание того, что США в целом едва ли являются той страной, в которой русскоязычному человеку будет полностью комфортно морально (ваши отчеты в разделе путешествий этому подтверждение). В идеале хотелось бы, поучившись/поработав какое-то время в США, вернуться на родину, т.к. семья и друзья для меня действительно важнее денег. Но все знакомые говорят, что так не бывает, и оттуда не возвращаются. Как поступить? Отбросить идею отъезда, если я изначально сомневаюсь? Либо попробовать, и понять на своей шкуре чего я хочу? Считаете ли вы, что вариант «поработать энное количество лет, а потом вернуться с американским опытом» действительно реален? То, что этот опыт здесь кто-либо оценит вопрос конечно спорный, но сейчас проблема не в этом. Прошу вас поверить на слово, что штаты привлекают не деньгами. Мной движет чувство того, что у меня есть потенциал для сдачи сложных лицензионных экзаменов, поступления в американскую резидентуру (обязательный этап для выпускника мед. ВУЗа, который подразумевает практическое обучение и работу на базе клиники, в отличие от чистой теории в ВУЗе), становления хорошим специалистом западного уровня. Что делать потом - вот главный вопрос. Нужно ли это все начинать, если я уверен, что не хочу прожить всю жизнь в Штатах?
Владимир.
P.S.: Просьба не указывать моей фамилии, если решите опубликовать вопрос в блоге. Спасибо.
Дорогой Владимир!

Учиться за границей - очень правильно. Там умеют учить, и дают знания, необходимые для работы, а не для диплома. А жить лучше дома. Поэтому - там получать образование, а здесь им пользоваться.

И еще

Здравствуйте, Артемий!

У меня задача такая: как попасть в крутую компанию на работу без опыта в данной сфере, минуя дурацкие
стартовые позиции? Я по натуре стратег и мне нужен шанс проявить свои способности к аналитике и решению
кейсов, а ждать год до первого серьезного дела, забивая тупые данные в таблицу (к примеру) я не хочу. Нужен
совет из серии "наврать в резюме", то есть какая-нибудь хитрость. Сопроводительные письма с описанием
мотивации не помогают. Спасибо. Марина.
Дорогая Марина!

Удивительно, что стратег задает вопрос из серии "как на елку влезть, и ноги не ободрать". Вот же он, кейс. Вперед, включайте аналитический мозг, и за работу.

На самом деле, попасть наверх в желаемую иерархию минуя правила роста, очень сложно. Для того рост и придуман. Нельзя прийти в военкомат и тут же стать генералом. Нельзя пойти в медицинский и через год быть профессором медицины. Система моментально отторгнет такие попытки, и это правильно.

И еще

Здравствуйте Артемий.
Такие дела - я реставратор по металлу и работаю в гос.мастерской, в которой
государственного только помещение, все оборудование и весь инструмент мой и
моих коллег.
На зарплату естественно не прожить, соответственно делаю частные заказы, но вот проблема
их практически нет...
Такой вопрос - как искать заказчиков - реклама? -но где?
Антикварные салоны?- не вкладываются в реставрацию своих предметов,
поскольку система их работы - перепродажа с минимальным вложением денег.
Сайты посвященные коллекционированию?- на них сидят в основном либо безденежные,
либо мало денежные коллекционеры, которые если и в состоянии платить за реставрацию, то
такие копейки, что еле-еле окупаются материалы, потраченные на работу.
Что вы посоветуете?
С уважением, Дмитрий.
Дорогой Дмитрий!

У вас в письме был шанс так интересно и увлекательно рассказать о своей профессии, что я бы срочно кинулся искать металл для реставрации вашими руками. К сожалению, я из вашего письма даже не понял, чем занимается реставратор по металлу. Так что посоветовать ничего не могу, так как уверен, что те, кто жалуются на мало денег, но не делают ничего, чтобы их заработать, получают то, что заслужили.

И еще

Добрый день, Тема!

Пишу по горячим следам, накипело. Получил письмо от менеджера одной европейской гостиницы, с которой регулярно сотрудничаю. В нем говорится, что мой дизайн для пасхального предложения слишком строгий и скучный, ведь пасха (кстати, этот праздник пишется с большой или маленькой буквы?) означает зеленую траву, зайчиков, пасхальные яйца и т.д. Делай, мол, веселее. Насколько уместен такой дизайн в случае пятизвездочной гостиницы в средневековом стиле, где в логотипе используется гарнитура букман олд стайл? Еще одна претензия ко мне заключается в том, что все предложения, которые я оформляю - в одном стиле. Я меняю только цветовую гамму, иллюстрации и текст. По мнению клиента, стиль должен отличаться каждый раз. Я же уверен в том, что у гостиницы с такой стоимостью номеров и претензией на высококлассное обслуживание должен быть один стиль, четко прослеживающийся. Но это трудно объяснить менеджеру по продажам, который часто просит меня прислать дизайн в вордовском файле, чтобы они смогли изменить текст в случае чего.

В чем я не прав? А если я прав, то, примерно, с какой скоростью я должен послать их в самостоятельный путь и перестать с ними сотрудничать?

Спасибо!

Даниил
Дорогой Даниил!

Я довольно часто встречаю дизайнеров, которые настолько уверены в своей правоте, что совершенно не видят правоту заказчика.

Вот дизайнеру повезло - есть гостиница, которая знает, что хочет, и дает заказы. А гостинице не повезло - ей попался дизайнер, которые считает, что он самый умный. Казалось бы, раз такое дело, может, дизайнеру открыть свою гостиницу и проверить на деле космическую силу своего дизайна? Если же дизайнер действительно такой умный, а в гостинице работают дураки, то зачем жаловаться на них? Достаточно ведь просто прекратить отношения, гостиница найдет себе еще кого-нибудь, не развалится.

И еще

Дорогой Тёма!

У меня вопрос о клиентах дизайнеров.
Как правильно убедить клиентов, что предложенные ими идеи не красивы и не эстетичны (или откровенная хуета)? А они при этом убеждены в обратном.
Сталкиваюсь с этим уже не первый раз.

Спасибо.
Кирилл.
Дорогой Кирилл!

Убеждать клиентов очень просто. Надо заработать уважение, репутацию и имя, а потом этим беззастенчиво пользоваться в своих интересах.

И еще

Уважаемый Артемий,

Наша компания занимается сбором и переработкой вторсырья (в частности макулатурой). Среди прочего, в макулатуру попадает очень много книг. Некоторые книги отбираю в личную библиотеку, но 99% мы до последнего времени отправляли на комбинаты для переработки. Мы пробовали договорится с библиотеками, мол мы вам все привезем - выбирайте лучшее для библиотеки, а остальное мы заберем на переработку. Оказалось что работникам библиотек ничего не нужно.
Каждый раз когда видим сколько хороших книг мы отправляем на переработку - становится грустно.

Вопрос заключается в следующем: что бы вы сделали, обладая таким источником книг?

С уважением,
Игорь
Дорогой Игорь!

Я бы незамедлительно открыл самый модный в городе хипстерский букинистический магазин с кофе и чаем, где можно было бы прийти что угодно почитать, а заодно купить любое количество книг по формуле "10 рублей за один сантимерт толщины". Набрал стопку на десять сантиметров - сто рублей. И мой макулатурный бизнес расцвел бы не по-детски. В "Парке Горького" мне бы бесплатно предложили открыть избу читальню. А издания "Афиша" и "Лук эт ми" приезжали бы ко мне брать интервью. Все бы хотели меня позвать на свою тусовку и дружили бы со мной.

И еще

Здравствуйте, Артемий!
Вы известны, как критик таких вещей как кондиционеры (потому что портят фасады) и автомобилей( потому что ездить по городу невозможно). Думаю не мне одному интересно. А у вас дома и в студии в +35 в июле вы сплитом не пользуетесь? И как часто вас можно увидеть в метро, автобусе или на велосипеде?
спасибо

Костя
Дорогой Костя!

У меня дома нет кондиционера. Зато у меня дома стоит вентилятор и открываются окна. Я очень доволен.

Еще у меня есть автомобиль. Я им регулярно пользуюсь. Но не менее регулярно я пользуюсь общественным транспортом. У меня есть карта "Тройка", и я постоянно езжу на метро.

Надо сказать, что у меня две карты "Тройка" - простая и элитарная. Я езжу по обычной. А элитарная, черного цвета с серебром, хранится как музейный экспонат, хотя и полностью рабочая.

Довесок

Здравствуй, Тема.

Ты много путешествуешь, ты видел невероятное количество стран - в том числе намного более приспособленных для жизни, чем наша. Страны с современнейшим городским транспортом, с тщательно проработанной городской средой, с прекрасной архитектурой, с интеллигентными людьми, с богатейшей культурой, дизайном, наукой, приспособленные для жизни, для бизнеса, для того, чтобы развиваться и двигаться вперед. Расскажи пожалуйста, за что стоит любить Россию? Почему здесь стоит оставаться, почему стоит тратить свою жизнь на эту страну? Чем хороша Россия и Москва? Почему ты сам не уезжаешь отсюда?

Здравствуй, Тема! Я студент, мне приходится жить с двумя соседями в тесной комнате. Один из соседей очень много пердит. Это происходит практически круглосуточно, даже когда сел обедать, он всегда рядом. Когда он спит, пердит бессознательно еще больше.
Похоже, он считает нормальным пердеть в присутствии чужих людей. Моя культурность не позволяет завести разговор на такую тему с ним, поэтому после каждого раза все делают вид, что ничего не заметили, но этот круглосуточный вонизм скрыть сложно. Возможности переехать у меня пока нет, придется уживаться с ним.

Задача: Как донести до него, что нужно сдерживаться без прямого разговора на эту тему?

PS. Перечитал письмо, понимаю, что звучит смешно, и можно подумать, что я троллю. Но это действительно проблема, которую я не понимаю, как решать.

Здравствуйте Артемий, меня зовут Артем, я из солнечного Петрозаводска. Регулярно читаю ваш блог, и знаю, что вы часто задаете там разные интересные нетривиальные вопросы. Всегда интересно почитать мнение других людей, иногда ответы сведущих могут изменить привычное мировоззрение. Надеюсь, если мой вопрос заинтересует вас, вы сможете опубликовать его в блоге, и, возможно, для него найдется вразумительный ответ. Так вот, к сути вопроса: несколько недель назад я прочел информацию о том, что стоимость отправки одного килограмма полезного груза на околоземную орбиту составляет не менее $20 000. Поразмыслив над этим, мне захотелось узнать, почему в космос не отправляют безногих людей, то есть нормальных крепких людей, например, бывших военных, пострадавших в боях, у которых по тем или иным причинам отсутствуют нижние конечности. Сначала мысль пришла в связи с тем, что такие люди, очевидно, меньше весят, я думаю минимум процентов на 40. Потом я стал развивать ее, и получается, что экономии, а значит увеличению количества полезного оборудования, поднимаемого на орбиту, способствуют и такие факторы, как: отсутствие необходимости в противоперегрузочных костюмах, которые препятствуют стеканию крови в ноги при перегрузках; не нужны тренажеры для поддержания мышц ног в форме при длительном пребывании в невесомости; экономия места на космической станции; в конце концов и еды наверное меньше нужно. Хотелось бы узнать ваше мнение на эту тему.

Благодарю за внимание!

* * *Присылайте задачи и вопросы с темой письма "совет" по адресу tema@tema.ru. Чем сложнее задача или вопрос, тем выше шанс попасть в рубрику. Пожалуйста, указывайте, если какую-либо часть письма или имя нельзя цитировать публично. Советы и решения задач публикуются по вторникам.

совет, вопрос

Previous post Next post
Up