Недавно мне повезло - на помойку рядом с моим домом выкинули несколько коробок с книгами. Так что удалось в новой квартире в Питере уже собрать кое-какую библиотеку. Среди прочего попался и роскошный двухтомник Антона Павловича Чехова.
А тут как раз юбилей, который, судя по всему, с размахом будут отмечать все телеканалы. В перечне праздничных мероприятий стоит и "Закрытый показ" "Палаты №6" Карена Шахназарова. Решил подготовиться и перечитать повесть.
Теперь тсокливо щемит сердце. Смотрю в ночное окно и вспоминаю другого великого - Николая Семеновича Лескова, который сказал: "В "Палате №6" в миниатюре изображены общие наши порядки и характеры. Всюду - палата №6. Это - Россия..."
И самое страшное, что в этой палате я узнаю себя даже не Андреем Ефимовичем, а скорее Михаилом Аверьянычем или, что ужаснее, Хоботовым.
Помню в детстве повесть также меня впечатлила, и также задела какие-то тяжелые, неприятные струны, но тогда я был увлечен другим Чеховым - остроумным, саркастическим, обличающим, но всегда оставляющим надежду. Даже в "Попрыгунье", даже в "Черном монахе" она есть - надежда.
К Чехову я возвращался постоянно, но в "Палату №6" больше не входил, помнил ее тяжелый, смрадный дух, помнил грусную фабулу, но не больше. Почему-то не хотелось мне повесть перечитывать.
"Если вы не боитесь ожечься о крапиву, то пойдемте по узкой тропинке, ведущей к флигелю, и посмотрим, что делается внутри.", - это почти в самом начале повести. Наверное я боялся этой крапивы, подсознательно боялся крапивы-совести.
P.S. На фотографии А.П.Чехов в Мелихове в 1892 в год написания повести