Николай Последний III

Jul 18, 2012 02:05

Продолжение.
Первая часть вот здесь: http://telu-mendil.livejournal.com/36866.html#cutid1
Вторая часть вот здесь: http://telu-mendil.livejournal.com/37204.html#cutid1

Утром 25-го февраля Петроград напоминает военный лагерь. На перекрестках тлеют костры, у которых ночью грелись военные патрули. На рассвете начинается движение войск, части гарнизона занимают отведенные им места, усиленные военные и полицейские кордоны сосредотачиваются у мостов. Власти готовятся к серьезным столкновениям. И не зря.


В этот день начинается всеобщая забастовка. Закрываются все промышленные предприятия города. Бастуют Охта, Новая деревня и Колпино. Объявляют забастовку учащиеся Петроградского университета, за которым незамедлительно следуют другие ВУЗы.

По разным оценкам в тот день в Петрограде бастовало от 200 до 300 тысяч человек. При том, что общее число пролетариев в городе не превышало полумиллиона, а лиц наемного труда -- миллиона человек.

С 9 утра толпы рабочих несут по улицам транспаранты "Долой самодержавие! Да здравствует демократическая республика!". Мелькают красные флаги. Поют Марсельезу.

Около 10 утра перед Александровским мостом командир заслона из казаков и конных городовых полковник Шалфеев выезжает навстречу многотысячной толпе и ПРЕДЛАГАЕТ ей разойтись. Шалфеева стаскивают с лошади и начинают избивать ломиком и палками. Поднятый городовыми полковник Шалфеев в тяжелейшем состоянии отвезен в госпиталь. Он не выжил.

В 11 часов начинается заседание Государственной Думы, где утверждается законопроект о распределении хлеба через комиссии Земгора (привет князю Львову).


Напомню, что прошлым вечером кабинет министров отдал решение продовольственного вопроса Думе. Поскольку суббота, то депутаты спешат поскорее разойтись, назначив следующее заседание на вторник 28-го. Все понимают, что судьба Думы висит на волоске и её вот-вот либо распустят, либо временно приостановят её работу. Керенский настаивает: Думе необходимо продолжать сессию до упора, чтобы не дать застать себя врасплох, что очередное заседание необходимо назначить на понедельник 27-го, кроме того призывает требовать отставки кабинета министров. Его предложения не прошли. Никому не хочется лезть в пекло. Думское большинство продолжает прибывать в испуганной задумчивости. Заседание завершилось к часу дня. Следующая официальная сессия Государственной Думы состоится в январе 1994 года.

В это же самое время в районе Невского проспекта конные городовые  и приставленные к ним казаки и военные вынуждены применять холодное оружие. Отношение бастующих к чинам полиции становится откровенно враждебным. Городовым приходится буквально АТАКОВАТЬ демонстрантов в конном строю с обнаженными шашками.

Во второй половине дня избиения полицейских происходят всё чаще, реакция военнослужащих на это в основном индифферентна. Разоружение полицейских становится лозунгом. Из толпы летят камни и куски льда, гремят револьверные выстрелы. Городовые все чаще обнажают шашки и стреляют в воздух. Войска неохотно подчиняются приказам командования, предпочитая сохранять нейтралитет. Около 15 часов на Знаменской площади пристав Крылов пытается протолкаться через революционную толпу с тем, чтобы сорвать красный флаг, однако демонстранты стаскивают его с лошади и зарубают собственной шашкой, добивая лопатой. Сопровождающие Крылова казаки на подмогу не поспешили. Весть об этом происшествие мгновенно облетает город, причем в редакции: пристава зарубили казаки (не исключено, что так оно и было!).

Около 18 часов царь наконец узнал о том, что происходит в Петрограде, причем из двух параллельных источников: одно донесение поступило Николаю от командующего Петроградским военным округом генерала Хабалова через начальника штаба Верховного главнокомандующего генерала Алексеева, второе донесение пришло от министра внутренних дел Протопопова через дворцового коменданта Воейкова. В обоих телеграммах приводится цифра в 200 тысяч бастующих. Генерал Хабалов о первых признаках разложения и измены в вверенных ему войсках не говорит ни слова. Министр МВД Протопопов напротив, сообщает, что местами войска приветствуют демонстрации. Тон обоих телеграмм бодрый и уверенный. Масштаб происходящего до сих пор неведом царю, поэтому его больше занимает здоровье детей и перспектива голода в армии (по уже упомянутым причинам подвоз хлеба в армию тоже осуществлялся не по графику).

Лирическое отступление

Ближайшие к Николаю люди генерал М.В. Алексеев и дворцовый комендант В.Н.Воейков имели куда лучшее представление о том, что творится в Петрограде. Более того, благодаря своему положению они оба могли приказывать практически любому в Империи. Действуя именем Императора любой из них мог и обязан был принять ряд мер, чтобы остановить революцию и подавить беспорядки. И оба ничего не предприняли.

Дворцовый комендант Воейков -- почетный председатель Российского олимпийского комитета, производитель минеральной воды, человек верный Николаю, но большим умом не обладающий.


Как мы помним, он с самого начала предлагал царю вернуться в Петроград, но, получив отказ, не решился более касаться вопроса. Видимо, Воейков всё-таки тревожился, ходил весь красный с широко раскрытыми глазами, не шумел и переживал, но в Могилеве его куда больше волновало устройство квартиры для своей жены, прибытие которой ожидалось на днях. После революции арестован временным правительством, допрашивался Чрезвычайной следственной комиссией. Отпущен на свободу. Из-за угрозы быть снова арестованным большевиками, скрывался в сумасшедшем доме (тогда было популярным способом избежать ареста), сбежал в Крым, эмигрировал.

С начальником Ставки Верховного главнокомандующего генералом Алексеевым всё куда интереснее.


Большой друг Гучкова, Родзянко, Львова и других видных фигур того времени. Считал опору на ВПК, Земгор и Думу условием укрепления фронта. Яростный враг "темных сил" в лице императрицы и Распутина. В личных беседах грубо и жёстко отзывался о государственной власти. По мнению Алексеева, царь мешал ему разрабатывать и проводить военные операции. Кроме того, имея поистине диктаторские полномочия, Алексеев не имел уверенности в завтрашнем дне -- у генерала были основания полагать, что перед окончанием войны его удалят, чтобы войну закончили только "свои". При временном правительстве некоторое время являлся Верховным главнокомандующим Русской армии (даже дважды, второй раз -- на несколько дней). Участник белогвардейского движения. На фотографии ниже Львов, Гучков и Алексеев вместе весной 1917 года.


Конец лирического отступления

В 9-м часу вечера у часовни Гостиного Двора кто-то стреляет из револьвера в кавалерийский отряд учебной команды 9-го запасного полка. В ответ на выстрелы из толпы кавалеристы спешиваются и открывают огонь вблизи Гостиного Двора по бастующим. Есть убитые и раненые.

В 9 часов вечера Хабалов получает следующую телеграмму: "Повелеваю завтра же прекратить в столице беспорядки, недопустимые в тяжелое время войны с Германией и Австрией. Николай". Царь, даже не представляя истинной картины, полагает, что трехдневная забастовка в столице недопустима (он также полагает -- ошибочно, поскольку не владеет всей информацией --  что его министры ещё способны что-то сделать). Хабалова эта телеграмма "сильно расстроила", "хватила обухом", он "был убит -- положительно убит". Что неожиданного он прочёл в ней? До командующего Петроградским округом наконец дошло, что придется СТРЕЛЯТЬ, о чём он сообщает войскам, приказав при необходимости применять оружие. Такой приказ надо было отдавать на два-три дня раньше или не отдавать вовсе. Два дня на глазах солдат толпа демонстрантов требовала свержения самодержавия и демократической республики. Момент, когда необходимость стрелять в революционеров была ещё как-то понятна солдату, упущен.

Очередное лирическое отступление

Как я уже говорил, с началом волнений революционеры и социалисты организовали кипучую деятельность. Если первоначально бурю в рабочей среде замутил Гучковский ВПК, то уже на следующий день радикализм революционных политических лозунгов и радикализм выступлений только подпитывали друг друга. Члены ВПК агитацию рабочих тоже не прекращали. Именно с февраля начинает набирать популярность малоизвестная в массах партия большевиков, роль которой растёт как на дрожжах, что отмечают уже спецслужбы. Социалисты берут курс на братание рабочих с солдатами.

Для частей, расквартированных в столице, Петроград представлял собой перевалочную базу перед отправкой на фронт. Напомню, что шёл четвёртый год войны, средний возраст призывников был 30-40 лет, размещались они на базе столичных батальонов где получали элементарное воинское обучение и через несколько недель (недель, чёрт возьми, недель!) отправлялись на фронт. В казармах, рассчитанных на 20 тысяч человек, в феврале 17-го года находилось более 160 тысяч призывников. Численность некоторых "батальонов" доходила до 15 тысяч. Солдаты в казармах ничем не отличались от рабочих на улицах, в которых они должны были стрелять. И те, и другие были вчерашними крестьянами, зачастую из одних и тех же деревень. Подобная ситуация создалась в Париже в 1871 году. Однако, когда там толпа начала смешиваться с солдатами, тогдашний президент Франции Адольф Тьер приказал немедленно вывести все войска из Парижа и стянуть их к Версалю. И только потом, проведя чистку в армии, вернул контроль над столицей. В феврале же 1917 года военный министр генерал Беляев и начальник округа генерал Хабалов беспомощно наблюдают за разразившейся бурей. Бунт в частях был началом конца. Остальное было делом техники.

Конец лирического отступления.

Начинаются наконец давно откладываемые аресты известных полиции революционеров по заранее составленному списку. Задержано сто человек (среди них сестра Ленина Анна Елизарова-Ульянова). Тогда же полиция является в здание Центрального военно-промышленного комитета и арестовывает его Рабочую группу -- революционеров социалистов, которые уже не скрывают своего участия в организации беспорядков.

Еще одно лирическое отступление

В тот день Протопопова неоднократно призывали проявить решимость. Если арестованы видные члены ВПК, то почему на свободе глава ВПК Гучков? Почему главари Земгора, готовившие временное правительство, не арестованы (полиции и царю было известно, что князь Львов давно заочно назначен главой правительства после "гипотетической" революции)? Почему не арестованы самые активные революционно настроенные депутаты Думы? Увы, на самостоятельные ответственные шаги министр МВД Протопопов не способен. Активность проявляет только  пнуть, а, чтобы пнуть министра, Николаю сперва необходимо понять, что в городе крупные проблемы. Но Протопопов безынициативен и трусоват -- боится разгневать царя и о полном масштабе не докладывает. Круг замкнулся.

Конец ещё одного лирического отступления.

Но и арест всего нескольких членов ВПК вызывает бурную общественную реакцию. Площадкой для её выражения стала Петроградская (городская, а не Государственная) Дума, собравшаяся поздно вечером по поводу перехода в её ведение вопроса продовольственного снабжения. От вопросов продовольствия быстро перешли к требованиям отставки правительства. На заседание под бурные овации прибывает Керенский, поднимается на трибуну и произносит эмоциональную речь. С улицы на носилках вносят раненых. В разгар заседания узнают об арестах в ВПК. Настроение достигает полного возбуждения. Депутаты звонят премьеру Голицыну и требуют отставки Протопопова. Вскоре к  Голицыну приезжает разгневанный председатель Госдумы Родзянко и требует отставки самого Голицына. Голицын в ответ показывает подписанный Николаем приказ о роспуске Думы, в котором оставалось проставить лишь дату. Обменявшись "любезностями", премьер Голицын и председатель Госдумы Родзянко ни о чём не договариваются и решают встретиться в другой раз в расширенном составе.

В Александринском театре в тот вечер премьера мейерхольдовского "Маскарада". Аншлаг. Билетов не достать. Одного студента, покупавшего билет у барышника, убивает шальной пулей.

(Продолжу после. Если кому было интересно, отпишитесь. Вопросы и пожелания приветствуются)
Previous post Next post
Up