Про полдень человечества или про его полночь написано столь много со времен Уэллса и Стругацких, что каждый может выбрать желаемое на свой вкус и менять представление о будущем чаще чем заставку на экране смартфона.
Но вот писать про продолжение общественного прогресса опасно - могут принять за марксиста, проснувшегося от векового сна и на всякий случай попытаются упокоить, да и Фукуяма запретил!
***Люди изобрели язык для коммуникации с ближними и дубину для остальных. Но оказалось, что шанс получить по голове за длинный язык от сородича как бы не больше, чем от незнакомца. Пришлось научиться договариваться о границах беседы до ее начала. Так и возникли семья, частная собственность и государство (зачеркнуто) понятие общественного договора.
Собственно магия этого пакта и есть топливо для общественного прогресса. И не важно добр или зол человек по природе своей, ведь еще Мэн-цзы говорил: «[Когда] Шунь находился глубоко в горах, [он] находился с деревьями [и] камнями, странствовал с оленями [и] кабанами; то, чем он отличался от диких людей глубоких гор, было незначительным. Но стоило ему услышать доброе слово, увидеть добрый поступок - [это было] как прорыв берегов Хуанхэ [или] Янцзы, как потоп, с которым ничто не может совладать"», т.е. добрые слова и деяния одного человека, даже не обращенные к другому человеку, сверхъестественным образом дают второму человеку силы и возможность сделать следующий шаг по дороге в небо, а не наличие или отсутствие третьей импульсной системы.
Но прогресс сразу начал двигаться быстрее в направлении совершенствования дубины; и это не только копье->лук->меч->танк->бомба, но и ополчение->фаланга->легион->германский генеральный штаб, т.е. усложнение и укрепление вертикальных связей внутри общества и государства. И добрые слова и дела превратились в отеческие поучения и пастырский контроль.
Это не хорошо и не плохо, это был вопрос выживания общества и государства в условиях ограниченной связности и скорости обработки и распространения информации, ведь всю историю люди жили в условиях недостатка информации, а не избытка, как сейчас.
Человеки в массе своей больше доверяют той информации, которая идет от окружающих ибо в этом случае и верификация проще и канал общения чаще всего двусторонний. Но число горизонтальных связей сравнимо с численностью населения, тогда как количество достаточных вертикальных связей для управления государством практически не изменилось со времен Ахменидов.
Пока законы писали на бумаге, а газеты печатались в типографии, порог вхождения был неприемлемо высоким, люди для сокращения издержек были вынуждены объединяться в партии по интересам для того, чтобы получить возможность быть услышанным.
Сейчас же затраты на распространение информации стремятся к нулю, а скорость распространения практически ограничена лишь возможностью обработки поступающей информации. И поэтому вертикальные связи и сопутствующее им принуждение начинают испытывать конкурентное давление со стороны связей горизонтальных.
Вопрос лишь в фильтрации и сортировке информации, можно пойти по пути Евросоюза с его бесконечными ограничивающими директивами и контролем над всем и вся, когда горизонтальные связи вырождаются под давлением государства в инструмент всеобщего контроля и стукачества (здравствуй, о дивный новый мир) или попытаться сделать шаг вперед, сохраняя «командные высоты» за государством и не разрушая функционирующие структуры, которые должны стать этаким плавучим якорем, на первом уровне дав зеленый свет идеям спонтанного порядка, но не в понимании Прудона и его последователей, а скорее как это было описано Аристотелем в его Политии.
Главное же, как учил Аристотель, избегать «весьма частых ошибок под влиянием демагогов ради поддержания владычества на море».