Острова капитана Ульмана

Sep 16, 2012 18:48



  В феврале 2007 г. суд СКВО приговорил к 12 годам колонии строгого режима командира спецотряда ГРУ капитана Эдуарда Ульмана и трех его подчиненных. Громкое дело об убийстве семерых жителей чеченского селения Шатой после четырех судебных разбирательств, длившихся без малого пять лет, получило наконец единственно логичное завершение.

Осужденные благоразумно не явились на оглашение приговора и были объявлены в федеральный розыск, который до сих пор не дал никаких результатов.

Остался в деле еще один неясный момент. Тактика защиты была основана на простом и прямом, как просвет на погонах, аргументе: приказ уничтожить водителя и пассажиров уазика, огонь по которому был открыт после предупредительных выстрелов, спецназовцы получили от вышестоящего командира, а приказы на войне нужно выполнять без обсуждений и рефлексии. Но вот кто конкретно был тот командир, отдавший приказ "пленных не брать", следствию установить так и не удалось: обвиняемые молчали, а стрелочник-связист из штаба вспомнил только какого-то "полковника в валенках".

Молчало и командование войсковой группировки. Журналистам, однако, удалось быстро выяснить, что отдать подобное распоряжение на тот момент чисто технически могли только два человека - (уточнить должность) полковник Владимир Плотников и, что более вероятно, заместитель командующего группировки по разведке полковник Сергей Канчуков. Оба смогли избежать привлечения к расследованию даже в качестве свидетелей и, тем более, никогда не фигурировали как потенциальные обвиняемые.

Есть, конечно, в кодексе чести российского офицерства такое негласное и довольно занятное по нынешним циничным временам правило - "не сдавать своих". И пусть в практической плоскости это зачастую ширма для своеобразной круговой поруки на военный манер, но - факт остается фактом - капитан Ульман и его ребята своих командиров не сдали.

А что же командиры? Почему не пошли в суд, не подали в отставку? Увы, карьерные соображения оказались важнее. Сергей Канчуков в 2005 г. получил генеральский лампас и назначение на должность начальника разведки Забайкальского военного округа в Чите, защитил кандидатскую диссертацию про Китай. Жена успешно занималась бизнесом - тоже на китайском направлении - ее фирма стала крупнейшим оператором турпоездок на остров Хайнань и в другие красивые места. Видимо, не ко времени было ввязываться в скандальный судебный процесс с непредсказуемым результатом.

И все, наверное, было бы хорошо, пока спецназам светил оправдательный приговор, а в чеченских делах преобладала силовая линия. Но к 2007 году ситуация изменилась. Власти окончательно решили, что пора перестать кошмарить чеченцев, и перешли к тактике замирения элит. Публичные процессы над военными преступниками должны были показать, что все равны перед законом, и убивать мирных граждан нельзя, даже в условиях военного времени. Обвинительные приговоры стали обычным делом, и молот правосудия опустился на головы солдат и офицеров, ветеранов Чеченской войны.

По иронии судьбы, в том же году министром обороны был назначен Анатолий Сердюков. В рамках инициированной им военной реформы сокращалось количество военных округов. Было принято решение об объединении Забайкальского и Дальневосточного округов. К этим обильным докризисным временам бизнес семьи Канчуковых прирос еще и сетью автомагазинов с контрабандными китайскими запчастями и обширными криминальными связями не только в Чите, но и в самой Поднебесной, достигнув таких размеров, что стал вызывать неприятные вопросы в областном управлении ФСБ.  А вот это было уже совсем не ко времени, потому что информация контрразведки, видимо, была принята во внимание при определении кандидатуры начальника разведуправления объединенного Восточного военного округа. В результате генерал Канчуков назначения не получил и вскоре был выведен за штат - в распоряжение министра обороны.

Сейчас генерал ожидает получения заслуженной квартиры в Москве и, формально оставаясь действующим офицером вооруженных сил, активно раскручивается как журналист и блоггер, завсегдатай Живого Журнала и Facebook'а, специалист по критике военной реформы Сердюкова и политики российских властей в целом, примыкая к белоленточным кругам в КПРФ и редакции газеты "Завтра".

Дальнейшая карьера полковника Владимира Плотникова в Вооруженных силах тоже не задалась. В ходе сокращения численности вооруженных сил  он предпочел уволиться в запас, когда ему была предложена командная должность в Восточном военном округе с понижением штатной категории до подполковника. Все-таки нарушение цеховых традиций не приветствуется даже в такой своеобычной корпорации, как российские вооруженные силы.

Что касается капитана Ульмана и его осужденных товарищей, то по наиболее распространенной версии они пали от рук кровников убитых чеченцев. Своими принципами они не поступились, но опасные свидетели вообще редко живут долго и счастливо не только в нашей стране - если, конечно, власти не включают их в программу защиты с комплексным изменением внешности и переселением в отдаленные края. В любом случае, ГРУ умеет прятать концы в воду - и может быть, где-нибудь на синих островах в южных морях…))

судьба Ульмана, генерал Канчуков, Дело Ульмана, ВС РФ, война в Чечне, генералы Чеченской войны, острова капитана Ульмана, убийство Ульмана, свидетели дела Ульмана

Up