Электрический перевоз от Зимнего дворца к Мытнинской набережной (Дворцовый перевоз)
Чтобы добраться из центра на далекую Петербургскую сторону, к услугам горожан были лодочники, курсировавшие между пристанями на Мытнинской и Дворцовой набережными. А в 1880 году в Санкт-Петербурге проходят первые испытания электрического вагона, прототипа трамвая.Владельцы конок препятствуют развитию нового транспорта (между Акционерным обществом конно-железных дорог и городскими властями с 1875 года был заключен договор на 40 лет, запрещающий передавать право на пассажирские перевозки в Петербурге кому-либо еще ) И в 1895 году Общество Финляндского легкого пароходства даже проложило по льду линию электрического трамвая - первого в городе, поскольку закон ограждал коночников от конкуренции только на суше и улицах города. Шпалы, рельсы и столбы для контактной сети вмораживаются прямо в лёд (Общество Конно-железных дорог, обладавшее монополией на перевозки по городу, не разрешало прокладывать трамвайные пути по земле). Ток на рельсы узкоколейки подавала динамомашина, установленная на барке у Мытнинской набережной. Пересечь Неву по льду от Зимнего дворца до Зоологического сада в маленьком «самоходном» вагончике за 3 копейки считалось веселым зимним аттракционом.
Перевоз от Зимнего дворца к Мытнинской набережной (Дворцовый перевоз).
Первая ледовая линия прокладывается поперек Невы между Сенатской площадью и Васильевским островом и имеет длину всего 180 саженей (около 380 м) - т.е. это фактически был просто перевоз с одного берега на другой. Тем не менее он пользовался большой популярностью, поэтому уже в следующем году было создано "Высочайше утвержденное Товарищество для эксплуатации электричества М.М.Подобедова и Ко" которое проложило по льду три трамвайных маршрута: от Сенатской площади на Васильевский остров, от Дворцовой набережной на Мытнинскую набережную, от Суворовской площади на Выборгскую сторону. Затем добавили еще один маршрут: от Суворовской площади на Петербургскую сторону. Проект оказался очень прибыльным - за сезон удавалось перевезти до 900 тыс. пассажиров, что подтолкнуло городские власти к судебной тяжбе с владельцами конно-железных дорог (длившийся с февраля 1896 по сентябрь 1902 года) с целью признать недействительным вышеупомянутый договор от 1875 г. После победы в суде городская дума приняла решение о строительстве наземных линий трамвая и 16 сентября 1907 года был открыт первый маршрут от Главного штаба до 8-й линии В.О.
Все линии были узкоколейными однопутными с разъездами. Стоимость проезда состовляла от 3 до 5 копеек. А для детей при родителях - бесплатно. Существовал такой трамвай недолго, в 1910 году трамвайные линии по льду Невы были проложены в последний раз.
Март 1904г. Электроперевоз через Неву к Мытнинской площади. Автор неизвестен.
Остановка у площади императора Петра I.
Вагон перевоза на Неве. Фотограф Быстров Д.
Перевоз через Неву товарищества `М.М.Подобедов и Ко`. Март 1904г.
Вагон электрического перевоза на Неве.
Вид на Сенатский перевоз со стороны Университетской набережной.
Перспектива перевоза от Сената к Академии художеств через Неву. Фотоателье Буллы.
Панорама Адмиралтейской набережной, часть Дворцового моста и Дворцовый перевоз на первом плане.
Похожие перевозы связывали Сенатскую площадь и Академию Художеств, Литейную часть и Выборгскую сторону.
WikiЦГАКФФД