Национальная идея и национальная идеология.

Feb 04, 2014 15:40




Как человек не является человеком в небиологическом смысле без идеи, смысла жизни, социализированной ценностно-целевой нагрузки, так и нация не может быть успешной и исторически устойчивой без национальной идеи. Россия эту мысль в своей истории подтверждает и в положительных примерах («Православие, самодержавие, народность» как национальная идея тысячелетней скрепы), так и в отрицательных (90-е годы смуты и вымирания, при том, что властвующий тогда президент возглашал - нужна национальная идея). Редко кто и сейчас сможет указать, в чем состоит национальная идея в современной России. Почему ее нет и так трудно ее сформировать? Парадоксально, но национальная идея запрещена Конституцией России.

В современной Конституции наряду с запретом на государственную идеологию, полностью игнорируется проблема национальной идентичности русского народа. И в то же время присутствует большое количество идеологем, использование которых в отрыве от культурного и национального контекста приводит на практике к утрате обществом духовных и ценностных ориентиров. Но в действительности неидеологических государств не существует. И ни одна нация не может быть успешной и исторически устойчивой без национальной идеи. Этот тезис подтверждает и мировая конституционная практика: ценностно-мировоззренческие аспекты существования государства устойчиво обнаруживаются в высших законодательных актах большинства стран современного мира, в то время как установка на запрет идеологии характеризует главным образом конституции государств бывшего советского блока. Этот факт свидетельствует о том, что в России проблемы государственной идеологии и национальной идеи покрывают и пространство конституционного правового строительства, и сферу реальной практики, которая пока для обновленной России не слишком устойчива и ценностно обустроена. Как будет показано ниже, эти проблемы вполне познаваемы и разрешимы.

Сейчас очень остро встал вопрос о создании и принятии Государственной Идеологии.

Далее будет очень много букв и текст очень длинный, но чтобы конкретно осознать саму сущность и необходимость создания, а вернее воссоздания Национальной Идеологии и Национальной Идеи, а также принятия их на государственном уровне необходимо прочитать всё полностью.

Есть много сторонников, а также противников принятия Государственной Идеологии. Противники очень часто говорят о том, что России не нужна Идеология, приводят в пример даже слова Руководства России, что не намерены менять Конституцию, ради ввода Идеологии, приводят в пример слова пресс-секретаря главы государства Дмитрия Пескова, который сказал: "Конституцию менять президент не будет", что в Госдуме не поддерживают исключение из Конституции пункта о запрете госидеологии. Приводят в пример слова того же Пескова, который сказал: "А идеология Конституцией не предусмотрена", подтвердив в то же время, что "поиски национальной идеи ведутся".Также противники принятия госидеологии говорят, что в Кремле многочисленные предложения изменить Конституцию и убрать из нее запрет на единую идеологию называют инициативами снизу.

Вообще в настоящее время в администрации президента разрабатывается концепция по развитию патриотизма, а также идет поиск главной национальной идеи страны, которая сможет объединить жителей России. В администрации президента говорят, что насаждать какую-либо идеологию в РФ нет смысла, вместо идеологии необходимо найти национальную идею. "Когда найдем что-то гениальное, тогда это и будет национальной идеей, которая больше сплотит граждан России". И об этом я напишу ниже, что поиски Национальной Идеи и Государственная Идеология - это два друг друга дополняющие понятия.

Приводят в пример и последние слова Путина на пресс-конференции 19 декабря 2013 года, где он сказал следующее:

"Известно, что в Советском Союзе доминировала одна идеология. И как бы мы к ней ни относились, но там были и достаточно понятные, по сути, квазирелигиозные ценности. Кодекс строителя коммунизма, если почитаете, это жалкая копия с Библии: не убей, не укради, не пожелай жены ближнего своего. В кодексе строителя коммунизма все есть, только изложено примитивным языком и сокращено до безобразия."

Но там же на прес-конференции Путин сказал следующее:

"Для меня важна не критика западных ценностей. Для меня важно защитить наше население от некоторых квазиценностей, которые очень сложно воспринимаются нашими гражданами, нашим населением.
Вопрос не в том, чтобы критиковать кого-то, а вопрос - оградить нас от достаточно агрессивного поведения некоторых социальных групп, которые, на мой взгляд, не просто живут, как им хочется, а достаточно агрессивно навязывают свою точку зрению другим людям и в других странах. Вот только этим объясняется моя позиция по некоторым вопросам...
Что же касается традиционных наших ценностей, то я действительно считаю, что мы должны обратить на это больше внимания в силу простых обстоятельств."

и далее:

"....В кодексе строителя коммунизма все есть, только изложено примитивным языком и сокращено до безобразия.
Этот кодекс уже почил в бозе, его не существует. Новое поколение граждан России, молодые люди вообще не знают, что это такое. А ему на смену могут прийти только те самые традиционные ценности, о которых Вы сказали. Без этих ценностей общество деградирует. Безусловно, мы должны к ним вернуться, понять их ценность и на базе этих ценностей двигаться вперед.
Еще раз хочу сказать то, о чем говорил в Послании. Это, конечно, консервативный подход, но напомню еще раз слова Бердяева, что консерватизм - это не то, что мешает движению вперед и вверх, а то, что препятствует движению назад и вниз. Вот это, на мой взгляд, очень верная формула. Эту формулу я и предлагаю, по сути. Ничего здесь необычного для нас нет. Россия - страна с очень древней глубокой культурой. Не только ориентируясь на будущее, но и опираясь на эту традицию, на эту культуру, мы можем чувствовать себя уверенно, уверенно идти вперед и развиваться...."

А вспомним, что сказал Путин на Валдае, где он также говорил о религии и нравственных ценностях:

«Нам сейчас надо защитить наше население от некоторых квазиценностей, которые сложно воспринимаются нашими гражданами. Вопрос не в том, чтобы критиковать, а в том, чтобы  оградить наших людей от этого агрессивного влияния. Без традиционных ценностей общество деградирует. Общество должно к этому вернуться. И на базе этих ценностей можно двигаться дальше и чувствовать себя уверенно».

На Валдае Путин говорил и о национальной идее:

"...для России вопросы «кто мы?», «кем мы хотим быть?» звучат в нашем обществе всё громче и громче. Мы ушли от советской идеологии, вернуть её невозможно. Приверженцы фундаментального консерватизма, идеализирующие Россию до 1917 года, похоже, так же далеки от реальности, как и сторонники западного ультралиберализма. Очевидно, что наше движение вперёд невозможно без духовного, культурного, национального самоопределения, иначе мы не сможем противостоять внешним и внутренним вызовам, не сможем добиться успеха в условиях глобальной конкуренции. А сегодня мы видим новый виток такой конкуренции."

и далее:

"После 1991 года была иллюзия, что новая национальная идеология, идеология развития, родится как бы сама по себе. Государство, власть, интеллектуальный и политический класс практически самоустранились от этой работы, тем более что прежняя, официозная идеология оставляла тяжёлую оскомину. И просто на самом деле все боялись даже притрагиваться к этой теме. Кроме того, отсутствие национальной идеи, основанной на национальной идентичности, было выгодно той квазиколониальной части элиты, которая предпочитала воровать и выводить капиталы и не связывала своё будущее со страной, где эти капиталы зарабатывались."

Из всего выше изложенного можно сделать вывод о том, что Путин говорил об ответственности перед самим собой, обществом и законом - это один из основополагающих вопросов не только в праве, но и в повседневной жизни.
Путин говорил о том, что отсутствие национальной идеи, основанной на национальной идентичности, было выгодно той квазиколониальной части элиты, которая предпочитала воровать и выводить капиталы, и не связывала свое будущее со страной, где эти капиталы зарабатывались.
Путин говорил, что суверенитет, самостоятельность, целостность России - безусловны. Это те «красные линии», за которые нельзя никому заходить. При всей разнице наших взглядов, дискуссия об идентичности, о национальном будущем невозможна без патриотизма всех ее участников.
Путин говорил, что только упрочив свою национальную самобытность, укрепив свои корни, оставаясь открытыми и восприимчивыми к лучшим идеям и практикам Востока и Запада, мы должны и будем идти вперед.

Говоря о том, что "...Кодекс строителя коммунизма, если почитаете, это жалкая копия с Библии: не убей, не укради, не пожелай жены ближнего своего. В кодексе строителя коммунизма все есть, только изложено примитивным языком и сокращено до безобразия..." - Путин говорил о том, что Кодекс строителя коммунизма и социалистическая Идеология основывалась на тех же ценностях и то что "...наше движение вперёд невозможно без духовного, культурного, национального самоопределения, иначе мы не сможем противостоять внешним и внутренним вызовам, не сможем добиться успеха в условиях глобальной конкуренции. А сегодня мы видим новый виток такой конкуренции...."

А насчёт "Кодекса строителя коммунизма" невозможно не привести воспоминания одного из авторов этого пресловутого "Кодекса", известного советского журналиста и политолога Федора Бурлацкого, который изложил как этот документ создавался.

"Дело было в Подмосковье, на бывшей даче Горького. Шел 1961 год. С группой консультантов ЦК КПСС я работал над программой партии ― с начала и до конца. Нашей группой руководил секретарь ЦК Борис Николаевич Пономарев, а непосредственную работу осуществлял его зам ― Елизар Ильич Кусков(...).
Как-то утром, после крепкой вечерней пьянки, мы сидели в беседке и чаевничали. Елизар мне и говорит: Знаешь, Федор, позвонил "наш" (так он звал Пономарева) и говорит: "Никита Сергеевич Хрущев просмотрел все, что вы написали, и советует быстро придумать моральный кодекс коммунистов. Желательно в течение трех часов его переправить в Москву".
И мы стали фантазировать. Один говорит "мир", другой ― "свобода", третий ― "солидарность"… Я сказал, что нужно исходить не только из коммунистических постулатов, но и также из заповедей Моисея, Христа, тогда все действительно "ляжет" на общественное сознание(...) Буквально часа за полтора мы сочинили такой текст, который в Президиуме ЦК прошел "на ура".

Итак, запомним: Кодекс строителя коммунизма был создан по заказу генсека и "после крепкой вечерней пьянки"… И только в 1961 году. До этого в СССР благополучно обходились и без него. И в великой войне без него как-то победили, и в космос прорыв совершили, и военного паритета с США тоже без морального кодекса как-то достигли.

Если бы Сталину довелось услышать это нелепое словосочетание: "моральный кодекс строителя коммунизма", то он, скорее всего, в ужасе схватился бы за голову. Сама идея создания некоего обязательного коммунистического канона могла прийти в голову только такому малограмотному деятелю, как Хрущев.

Рассмотрим, а нужна ли нам Идеология, чем отличается и схожи Национальная Идеология и Национальная Идея.

[Читать ДАЛЕЕ]

Нужна ли в России Идеология?

У всех нас разное отношение к СССР. Но вряд ли будет кто-то спорить с тем фактом, что существовавшая в СССР Идеология, безусловно, чрезмерно жесткая и всеобъемлющая, имела и положительное значение. Основным положительным моментом такой Идеологии было воспитание у людей положительных морально-нравственных качеств - помощь друг другу, уважение к другим людям, особенно к людям старшего возраста, вежливость, честность, открытость, отзывчивость, другие качества. Действительно, такое воспитание было окрашено излишним девизом строительства коммунизма, однако само положительное значение такого воспитания не вызывает споров.С распадом СССР ушла в историю и прежняя идеология. Уже прошло более двадцати лет с момента распада СССР, но, к сожалению, в России не была принята обществом другая идеология. Отсутствие идеологии вызывает у людей хаос мыслей, поскольку для каждого отдельного человека его собственная внутренняя идеология жизни становится законом. Безусловно, существует множество людей, у которых совпадет их собственная внутренняя идеология. Но существуют также и тысячи людей с тысячей вариантов собственных внутренних идеологий, которые будут конкурировать между собой, что вызвало и вызывает непонимание друг друга, конфликты и прочие негативные процессы. Это сейчас, кстати, и происходит в России и в других республиках бывшего СССР вследствие отсутствия общей идеологии.

Возникает вопрос: что же делать в сложившейся ситуации?

Над поставленным вопросом сейчас задумались и задумываются многие люди в России вне зависимости от возраста, профессии, социального статуса. Думают над этим вопросам и представители власти всех уровней. Ответ, в принципе, очевиден: должна быть Новая Государственная Идеология, которую будет принимать умом и сердцем каждый житель России.

Сложность вопроса состоит в том, какая это должна быть Идеология?

Сейчас кто только не говорит о морально-нравственной деградации нашего общества, когда кроме прекрасных морально-нравственных качеств русских людей развиваются и низменные пороки - хамство, грубость, насилие, погоня за материальным достатком, предательство.

Очевидно, что основным стержнем, на котором должна базироваться Новая Государственная Идеология России, - это воспитание в гражданах России лучших морально-нравственных качеств, которые присущи именно жителям России и были во всех прошлых поколениях и, к сожалению, в меньшей степени по сравнению с предыдущими поколениями проявляются в нынешнем поколении, - доброта, честность, порядочность, открытость, миролюбие, гостеприимство, взаимопомощь, единство, патриотизм, уважение к другим национальностям, к людям, исповедующим другую, отличную от православия, религию (так называемая веротерпимость).

Одним из присущих русским качеств во все времена была глубокая религиозность, т.е. вера в Бога, соблюдение Его заповедей, исполнение Закона Божия - Библии. Качество глубокой религиозности находится в самой глубине сердца, в самой глубине души каждого русского. Именно глубокая  религиозность русских является главной движущей силой в воспитании и поддержании у русских прекрасных морально-нравственных качеств и полном отказе от низменных пороков.

Таким образом, новая государственная российская идеология должна базироваться на религиозности русских, на проповедовании религии, веры в Бога, соблюдении Его заповедей и исполнения Его Закона - Библии. Должно быть проповедование того, что если человек считает себя глубоко религиозным, то он должен ежеминутно, ежечасно, ежедневно быть совершенным по морально-нравственным качествам. Такое проповедование должно производиться по телевидению, по радио, в средствах массовой информации, в школах, колледжах, училищах, вузах, во всех областях деятельности, во всех социальных слоях населения, во всех возрастных группах.

Учитывая, что Россия является многоконфессиональной страной, в которой существует много видов религиозных направлений, то такое проповедование должно проводиться среди людей в каждой религиозной конфессии. В таком проповедовании должны быть все едины вне зависимости от принадлежности к религиозной конфессии.

Таким образом, одним из пунктов Новой Государственной Идеологии России - это религия и религиозность русских. Честно говоря, я не вижу в современном российском обществе другой альтернативы одного из пунктов Российской Государственной Идеологии. Только религиозность русских способна остановить проявляющиеся в нашем обществе низменные пороки, вернуть или улучшить в людях те морально-нравственные качества, которые были утеряны или ухудшены, гарантировать существование и развитие России как мощного современного государства и как мирового духовного центра, способного улучшить духовно-нравственную обстановку во всем мире, на всей планете.

Идеология РОССИИ в XXI веке.

Государственная Идеология советской эпохи была не только отвергнута, но и всячески оклеветана, извращена, что продолжается и поныне. Образовался вакуум в умах... Свобода, демократия, рынок, частная собственность - лозунги и устремления реформ - не могут составить сплав мировосприятия, миросозерцания, да это и не компоненты Идеологии, а формы функционирования собственности и власти. С Идеологией, духовной основой государства, поступили так же, как и с народным хозяйством, основанном на общественной собственности, - все было отдано за бесценок, с появлением в одночасье олигархов, в руках которых оказались и СМИ.

Олигархам и олигархическим группам в Правительстве, которые соблюдают лишь интересы финансовых групп, Государственная Идеология не нужна, поскольку сама входит в эти группы, продолжая при этом процесс приватизации, то есть процесс разрушения государства. Поэтому СМИ и поныне заняты тем же, что и в начале реформ, с распадом СССР, поскольку получилось совсем не то, к чему всех призывали, - к свободе и процветанию. Они-то обрели свободу и богатства, они-то процветают, а народ нищает и гибнет, - народ однажды встанет, - и им страшно, они могут лишиться всего, что урвали для себя при распаде великого государства - и клевещут на него, только этим и заняты.

Есть лишь одна сфера, в которой правительство и СМИ проявляют трогательную заботу о населении, это религия, что, кажется, можно лишь приветствовать. Лучше исторически сложившиеся вероучения, чем всевозможные секты, которым тоже был дан зеленый свет в России. Но осознает ли власть об опасности обособления народов по этнической и конфессиональной принадлежности - в условиях отказа государства от идеологии, духовной основы его единства?

В основе идеологии РОССИИ, как и отдельных республик, не может быть только религия.

Свобода совести - это одно из достижений Российского государства в условиях Русского Ренессанса, включая и атеизм в СССР. Поворот назад чреват роковыми последствиями, что мы видим на Кавказе. Именно поэтому отсутствие Государственной Идеологии в России ничем не оправдано. Если это упущение власти, упущение преступное.

Этническая и конфессиональная принадлежность, как и пол, составляет материальную и духовную подоснову человека, но как личность он формируется в сфере идеологии, духовной основы государства и гражданина. Таким образом, человек, составляя определенную этническую и конфессиональную данность, как и пол, формируется как гражданин и как личность лишь при определенных условиях.

  • Самосознание человека может определяться лишь на уровне его этнической и конфессиональной принадлежности, как и пола; в этом состоянии он не выделяет себя из семьи, народа и его веры.
  • Самосознание человека как гражданина - это следующая ступень в его развитии, когда он идентифирует себя с государством, - вот сфера патриотического воспитания.
  • Самосознание человека как личности - это высшая ступень в его развитии, когда он нередко выходит за пределы своей этнической или конфессиональной принадлежности и даже за пределы гражданина-патриота.

Все ступени развития человека имеют свои плюсы и минусы. Здесь очень много нюансов - у разных народов и религий.

Кажется, гражданское общество, о котором ныне много говорят, - это третья ступень в развитии как государства, так и личности. Такое общество мы видим, до известной степени, разумеется, в развитых странах Запада. На Востоке - все имеет свою специфику.

Гражданское общество сформировалось, было и в СССР, разумеется, с иными доминантами, чем в США.

Ныне Россия, думая, что идет вперед, повернутая вспять, оказалась на низшей ступени, когда человек осознает себя лишь на уровне его этнической и конфессиональной принадлежности, - у многих это самозащита, поскольку государство отвернулось от своих граждан, бросило их на произвол судьбы, на произвол властных структур и преступных группировок на рынках всего и вся.

Граждан в России сегодня явно в меньшинстве. То-то они, сознавая беды отечества, не могут повлиять на его судьбу. Но личностей в России, увы, сегодня еще меньше. Торжествующая массовая культура нивелирует прежде всего молодежь до попсы. У шоу-бизнеса своя идеология, как у сект, целителей и колдунов. Здесь сфера буржуазности и алчности. Именно в этой сфере благоденствуют СМИ, но не государство и его Идеология, которую в СМИ свели к антисоветизму, по сути, к антируссизму. И это недаром.

Дело ведь в том, что Идеология Российского государства за три века Русского Ренессанса сформировалась как Идеология СССР. Так исторически сложилось. Перед нами огромный пласт истории и культуры, что некоторые исследователи называют советской цивилизацией не совсем точно. Это уникальное явление в мировой истории и значение его будет возрастать в ходе развития новой социально-экономической формации, по сути, социалистической, которая проступает уже во многих странах мира. Строить в России капитализм абсурдно.

Да капитализм строить нельзя, это стихийно складывавшаяся формация, с непрерывными кризисами, с войной всех против всех, с элементами планирования, к чему пришел весь мир в XX веке, лишь в России отказались от всех достижений человеческой мысли, чтобы вернуться к черте, разделяющей Средние века от Нового времени, к самому дикому периоду первоначального накопления капитала.

Но слишком был велик этот откат назад, чтобы маятник истории остановился там, в прошлом. Если власть, СМИ, партия власти не осознают, что нельзя было отказываться при самых капитальных реформах от социалистического пути развития страны, от советской Идеологии в ее лучших чертах, то на смену им придут партии социалистических, народных ориентаций. И Россия вновь обретет Идеологию, выработанную тремя столетиями Русского Ренессанса. Идеологию созидания, жизнестроительства и творчества, Идеологию борьбы и ярчайших побед.

Необходимо осознание опасности распада РФ, как СССР, при стабилизации нынешнего положения вещей в России, с полным отстранением государства от всех сфер народной жизни и при отсутствии государственной идеологии, духовной основы единства нации. Коррективы будут носить малоприметный характер, но по значению для судеб России и народов РФ решающий.

Российское государство формировалось как Империя; после отречения царя Николая II, к чему он сам себя привел, Финляндия обрела полную независимость, это была первая ласточка, распад Российской империи в условиях мировой войны был неминуем, с вмешательством союзников, с развязыванием гражданской войны, что затеяли вовсе не большевики, но они-то воссоздали Российское государство на идеях свободы, равенства и братства народов.

Отказ от идей социализма для СССР оказался роковым. Россия ничего не выиграла, как и все бывшие советские республики, кроме кучки олигархов и привластных, равно преступных, структур. Для свободных умов ясно: курс реформ был выбран не в интересах народов России. Идеи социализма вполне могли быть совместимы с рынком и частной собственностью, как было при Сталине и ныне в Китае.

Курс реформ, если у правительства РФ нет цели ее разрушения, должен быть выправлен, пока не поздно. Для этого достаточно определиться с Государственной Идеологией. Можно начать с мелочей. Какие муниципальные образования? Советы - органы самоуправления и т.д. Советская власть на местах при нынешней свободе предпринимательства, с собственностью на землю и т.д. - это путь преодоления кризиса, с развитием мелкого и среднего бизнеса. Все сдвинется с места или с края пропасти. Разумеется, Правительство, вместо куцых национальных проектов, должно перейти на Плановую Экономику и принять пятилетний план развития народного хозяйства, с инвестированием из стабилизационного фонда не в иностранные компании (надо же до этого додуматься!), а в то же возрождение домостроительных комбинатов и т.д.

Природные ресурсы - общее достояние нации, как и культура, - должны принадлежать всем, а вот разработкой пусть занимаются частные компании. Все это элементарно сегодня в мире, только в России кинулись в одну крайность, пагубную для всех, даже для тех же олигархов и их чад, их охранников и т.п.

Социалистическая Идеология, безусловно более прогрессивная и человечная, чем буржуазная, может явиться духовной основой единства народов России, с равноправием и братством народов при всех различиях их этнической и конфессиональной принадлежности. Это единство было реальностью в СССР. Это единство необходимо для мира и процветания народов России.

Социалистическая Идеология предполагает всестороннее образование, научное, художественное, современное, светское, что и есть новый гуманизм, выработанный тремя веками Русского Ренессанса.

Отказаться от высших достижений человеческой мысли и культуры - значит впасть в Средневековье, что ныне повсеместно мы наблюдаем в России. Джинн выпущен из бутылки. Джинн невежества и алчности, который способен в современных условиях лишь к разрушению. Чуда сотворить, как в сказках, он не способен.

Идеология Российского государства в XXI веке не может быть иной, чем она была и есть в череде столетий, с изменениями, которые она претерпевала в ходе истории, развития образования и культуры.

Советская идеология при Сталине отнюдь не сводилась к марксизму-ленинизму и научному коммунизму, хотя это официально провозглашалось, как, впрочем, «самодержавие, православие, народность» в XIX веке. Это только после смерти Сталина при Хрущеве и позже советская идеология стала жалкой копией с Библии стала примитивной добезобразия. Это и имел ввиду Путин, говоря о советской идеологии.

Вообще, Государственная идеология - это господствующее миросозерцание эпохи, носителями которого оказываются различные классы и слои общества при всем различии их положения и установок.

Я родился и рос в СССР, но с детства знал, что живу в России, ибо Россия, Российская империя до революции и СССР были для меня синонимами; история СССР была историей Российского государства с древнейших времен.

Русская история, русская литература, русское искусство, несмотря на идеологические пристрастии власти, запреты, гонения, определяли содержание советской идеологии, ее богатство, ее мощь, ее цветение...

Вот от чего отказались псевдореформаторы, по сути, разрушители великого государства. Все высшее и лучшее в истории Российского государства, выработанное за три века Русского Ренессанса, игнорируется, подвергается клевете или прямому отрицанию, особенно советский период Российского государства, когда Россия сказала миру новое слово.

Российское государство, выработавшее в ходе своего исторического развития и Ренессанса социалистическую идеологию, не может сохранить свое единство без нее, без идей равенства и братства народов, и чем скорее это осознают партии, народы РФ и власть, тем скорее оно выйдет из глубочайшего кризиса.

Без осознания необходимости этого поворота - возвращения к самому себе, к своей духовной Родине, к высшим достижениям русской мысли и культуры - РФ обречена на распад, как СССР.

Обретение Государственной идеологии в ее лучших чертах и свойствах - это и есть возрождение, открытие Русского Ренессанса, еще доныне не осознанного нами.

Продолжение

СССР, Россия, Идеология

Previous post Next post
Up