Россия страна-цивилизация и русский народ её будущее.
Oct 23, 2013 23:49
"ДУХОВНОСТЬ, ДЕРЖАВНОСТЬ, ДОСТОИНСТВО - ТРИ КИТА РОССИЙСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ" - этот блок заметок я задумывал давно и начал писать ещё в сентябре, постоянно дополняя и вот 31 октября 2013 года и 4 ноября произошли два события которые в жизни страны имеют архиважное значение: 31 октября 2013 года в зале церковных соборов Храма Христа Спасителя в Москве открылся XVII Всемирный Русский Народный Собор. Его тема - «Россия как страна-цивилизация. Солидарное общество и будущее российского народа», а 4 ноября - День Народного Единства, на приеме по случаю праздника выступил Путин с речью.
Церемонию открытия XVII Всемирного Русского Народного Собора и первое пленарное заседание возглавил Глава ВРНС, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. Примечательно, что в президиуме Собора присутствовали не только руководитель Администрации Президента РФ С. Б. Иванов и другие представители высшей светской власти, иерархи РПЦ, но и председатель Центрального духовного управления мусульман, верховный муфтий России Талгат Таджуддин, а также главный раввин России А. С. Шаевич.
К собравшимся обратился Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. Слово Патриарха стало сенсацией в самом хорошем смысле слова и полностью дополняет Валдайскую речь Путина.
Как справедливо заметил в своём блоге участвующий в работе Собора замечательный журналист и редактор Виталий Товиевич Третьяков, настоятельно советующий внимательно прочитать полный текст Слова Патриарха, поскольку "телерепортажи передают её обрывочно и сильно микшируя её пафос", - "фактически Патриарх поставил русский вопрос перед властью и перед теми, кто хочет маргинализировать этот вопрос, засунув его между проблемами других этносов России. Патриарх Кирилл прямо заявил, что русские это государствообразующий народ России, а Россия фактически больше территории РФ".
Действительно, таких слов мы очень давно не слышали с высоких трибун. Я считаю, что Обращение Патриарха Кирилла должны прочитать и обдумать все - и власть, и простые граждане.
"Патриарх Кирилл - единственный из русских мыслителей, кто сумел ответить-продолжить-развить Валдайскую речь Путина. Фактически именно они, истинные лидеры русского народа, формируют сейчас национальную идею России, те самые смыслы, с которыми Россия войдёт в новое тысячелетие".
А ведь ещё 16 августа 2012 года на встрече в Кремле с уполномоченными по правам человека из более чем шестидесяти регионов страны Путин сказал: "Россия испокон веков, прямо практически с первых шагов формирования нашего государства складывалась как многоэтническое и многоконфессиональное, кстати, государство, потому что в самых первых письменных памятниках православия прямо говорится о благожелательном отношении к представителям других культур и другого вероисповедания. С самых первых письменных свидетельств. Это говорит о том, что когда люди формировали Россию, то они исходили из того, что на этой территории должны жить и живут уже по определению люди самых разных этносов, культур и вероисповеданий. Взять Северо-Запад, откуда я сам родом. В Приладожье и угро-финны жили, и славянские племена жили ещё до образования Российского централизованного государства, и жили достаточно комфортно друг с другом. Практически так же происходило и на других территориях. Это всё естественным образом складывалось. Поэтому у нас это носит острый характер, особенно в связи с экономическими проблемами последних десятилетий, но в целом даже не такой острый, как в Западной Европе или даже в Штатах.
Это касается и языковой проблемы. На юге Соединённых Штатов уже трудно найти людей для работы в полиции со знанием английского языка - все испаноговорящие. Эти проблемы там даже гораздо более острые, чем у нас. Но зная, что происходит у них, мы, конечно, должны оперативнее реагировать на развитие ситуации и у нас. Это касается прежде всего культуры, традиций тех регионов, куда приезжают внутренние мигранты и иммигранты из других стран. Конечно, мы должны и за границей (я об этом говорил), в нашем ближнем зарубежье, в СНГ создавать русские культурные центры. Мы больше внимания должны уделять внутри страны в школах образованию наших детей. Здесь коллега выступала из Дагестана, в Дагестане около 20 наций и народностей, даже, может быть, больше на самом деле, и естественным образом складывается, что язык межнационального общения - русский. Итак, в общем, это пример одной республики, но очень хорошо проецируется на всю Российскую Федерацию, на всю Россию. Русский язык - это естественный способ межэтнического общения, межнационального общения. Он естественный инструмент общения друг с другом, но это нужно поддерживать, конечно, в системе образования самым активным образом. И того, что делается в этой сфере, я с Вами согласен, недостаточно".
Далее Путин предложил им придумать, как сформулировать идею, которая могла бы способствовать консолидации народов России и общества в целом. Как положительный пример из прошлого он привел понятие "советский народ".
"В советский период много чего делали не очень хорошего, но много хорошего изобрели. Например, было такое понятие - советский народ, новая историческая общность", - сказал Путин в ходе встречи с региональными омбудсменами, поднявшими проблему межнациональных и межрелигиозных отношений в России на фоне появления целого ряда сообщений о межнациональных конфликтах в разных регионах страны. По мнению Путина, такое общее обозначение как "советский народ" имело сильный консолидирующий эффект. "Если кто-то предложит нечто подобное в новых условиях - это было бы здорово", - напутствовал он.
А 4 ноября 2013 года, Путин, продолжая свои речи и главное Валдайскую речь, в которой он сказал о величии России: "..Россия, как образно говорил философ Константин Леонтьев, всегда развивалась как «цветущая сложность», как государство-цивилизация, скреплённая русским народом, русским языком, русской культурой, Русской православной церковью и другими традиционными религиями России. Именно из модели государства-цивилизации вытекают особенности нашего государственного устройства. Оно всегда стремилось гибко учитывать национальную, религиозную специфику тех или иных территорий, обеспечивая многообразие в единстве", высказал что огромную объединяющую роль в тысячелетней истории России всегда играл русский народ и русский язык.
Встреча Путина с уполномоченными по правам человека. Путин на Валдае. Патриарх на Всемирном Русском Соборе. выступление В.Путина 4 ноября 2013 г. - Русская национальная идея и вытекающая из нее стратегия государственного развития.
И вот именно - "русский народ", та идея, которая будет способствовать консолидации народов России и общества в целом. И не надо придумывать чего то нового. Ведь изначально "...С самых первых письменных свидетельств...., как говорил и Путин, каждый будь то полянин, древлянин, вятич, кривич или ильменец были по определению русскими, потому как принадлежали русам, да и РУСЬ - объединение всех народов пошло с РУСОВ, о чём и в летописи написано - ".... прозвасѧ Руска землѧ …".
Государственная власть - особого рода служение, сродни воинскому или монастырскому.
Идеал внутригосударственных отношений - «симфония властей».
Идеология 3Д "ДУХОВНОСТЬ, ДЕРЖАВНОСТЬ, ДОСТОИНСТВО" - система ценностей и приоритетов, подкрепленная сильной государственной волей.
Русский или Россиянин?
Межнациональные конфликты в стране всё острее - Кондопога, Пугачёво, Бирюлево. И ведь развал СССР тоже начался с беспорядков - Орджоникидзе 1981 год, Лениногорск 1984 год, Дущанбе 1985 год, Алма-Ата 1986 год, Якутск 1986 год, вооружённые беспорядки 16 июля 1989 года в Сухуми, массовые беспорядки, произошедшие в Душанбе в феврале 1990 года, начавшиеся на межнациональной почве. А ведь в марте 1988 года для Горбачева подготовили справку о массовых беспорядках, имевших место в стране с 1957 года, и статистические сведения о числе лиц, осужденных по статьям 70 "Призывы к насильственному изменению конституционного строя" и 190-прим "Недонесение о преступлениях" УК РСФСР в 1956-1987 годах, о которой я писал здесь.
Из справки Чебрикова вытекает, что за тридцать послевоенных лет в СССР зафиксировано 24 случая массовых беспорядков, направленных против властей. В 11 случаях для подавления беспорядков применялось огнестрельное оружие, в результате чего 43 человека были убиты, 166 ранены. Против 590 лиц возбуждались уголовные дела.
На какие размышления навела эта статистика Генерального секретаря, ведомо только ему. Как и то, сравнивал ли он ее с аналогичной статистикой царских времен и современных западных демократических стран. Но сказать можно одно, что именно после этого начались ещё большие беспорядки и уже с применением оружия со стороны бастующих.
И сейчас Чиновники не дремлют: обещают тратить ещё больше сил на изжитие национальных предрассудков и вражды. Но вряд ли у России есть будущее, если создавая россиян, окончательно растворить самих русских.
Пока мы строим новую «гражданскую нацию», выходит, что Россия как государство существует... вообще без нации! Это неудивительно. Сначала советская бюрократия административно-территориально поделила бывшую империю на области, автономии и нацреспублики по национальному признаку. А ведь в 1922 году при создании СССР в большевистской партии существовали различные точки зрения по вопросу о принципах построения единого многонационального государства. Специально созданная Комиссия Политбюро ЦК РКП(б) выдвинула подготовленный И. В. Сталиным план объединения, предусматривавший вхождение в Россию других республик в качестве автономных без национального деления. А ведь Сталин в то время с 26 октября (8 ноября) 1917 по 7 июля 1923 года был 1-м народным комиссаром по делам национальностей РСФСР и он знал всю сущность национального вопроса. Однако В. И. Ленин подверг план автономизации резкой критике. Он считал, что советские республики должны объединиться в единый государственный союз на началах равноправия и сохранения своих суверенных прав. Каждая республика должна была получить право свободного выхода из союза. ЦК РКП(б) одобрил ленинские принципы национально-государственного устройства. И тем самым такое объединение дало мощный толчок началу межэтнических конфликтов, а также первый гвоздь в крышку гроба вообще всего Союза. А затем новая российская номенклатура в этих границах заполучила кусок земли вместе с неким населением. Про нацию власть заговорила, когда ей от этого населения понадобилась лояльность.
По пути США?
Американцы (которые «выплавляли» свою гражданскую нацию из людей разных национальностей), англичане, французы - несмотря на различия, все родились в горниле революций. Какой революцией рождена «российская нация»? Если августовской, 1991 г., то она несёт на себе её убогую печать: провинциализм, вторичность и, конечно, несмываемый налёт исторического поражения. Если мы - дети 1991 года, это весьма низкая родословная.
Наш национальный дух пытаются приободрить формулой «народов много - страна одна». Но с точки зрения истории Варяжская Русь, Московское царство, Страна Советов - это совершенно разные образы, разные «страны».
А что, если мы всё же не «россияне», а «русские» - народ, прошедший закалку несколькими мировыми войнами и революциями, сменивший несколько государственных форм?
«Стран много - народ один». Только так можно описать наше положение и во времени, и в пространстве. Именно так могла бы выглядеть и формула отношения к русскому населению в других республиках СНГ. Распад СССР оставил за границей РФ более 36 млн русских. «Новая Россия» легко отправила этих людей за борт своего национального проекта. В логике этого проекта жители Севастополя - часть чужой нации.
Один из главных аргументов против «русской нации» - Россия складывалась как многосоставное государство, а не как «монокультурные» Франция или Германия. Однако русский язык и культура, постоянно находясь под влиянием других народов, всегда преобладали и по распространённости, и по уровню развития. Более того, другой высокой культуры мирового уровня, кроме русской, для интеграции разных народов федерации в нашем распоряжении нет и не будет. При этом главное, что позволяет нам ощущать причастность к той или иной нации, - это именно родной язык. Разговоры, что человек, для которого русский язык и культура родные, может быть русским не на 100% (а лишь на ⅞, как «эфиоп» Пушкин, или на ½, как «турок» Жуковский), возможны лишь на почве самых вульгарных расистских представлений, что национальность - это «биология».
Тем временем, пока мы стеснялись поднимать «русский вопрос», который, как пугают, ведёт к развалу страны, единство России уже спотыкается о множество «нерусских вопросов». При СССР населявшие страну народы искусственно взращивались в «социалистические нации». Сегодня они строят собственные национальные государства в рамках пока ещё единой РФ. Где-то этот процесс идёт демонстративно и вызывающе, как в Чечне, где-то более осторожно, но упрямо, как в Татарстане или Якутии. Однако процесс этот в каком-то смысле вынужденный.
Без стержня.
Общество, из которого изъят исторический и культурный стержень, обладает даже не нулевым, а отрицательным объединительным потенциалом. Вписать меньшинство в единую ткань страны невозможно, если нарушено единство большинства. То же самое мы видим и на примере Европы. Там хотели сделать приживаемость новых европейцев из Азии и Африки более лёгкой, запустили «политкорректную» цензуру школьных программ, политической лексики и массового искусства, пренебрегли правами титульных наций. Но получили обратный эффект: слабое общество не вызывает желания стать его частью. Напротив, меньшинства заполняют пустоту своими социальными укладами, этническими и религиозными мифами. А у некоторых представителей большинства от всего этого уже «сносит крышу» - вспомним норвежца Брейвика.
Да, Россия столетиями складывалась как союз народов. За сохранение большой, сильной и единой страны сегодня выступают даже лидеры национальных республик. Но, чтобы этот союз оставался жизнеспособным, необходимо признание его стержня - русской истории и культуры, самих русских как государствообразующей нации.
Что для этого делать?
Многое: от особой поддержки рождаемости в русских регионах до автоматического предоставления гражданства русским, оказавшимся за бортом России. Нужна новая миграционная политика, полный пересмотр планов завоза миллионов гастарбайтеров. В школе нужно полностью отказаться от провалившейся идеи мультикультурализма. Нужен честный разговор о проблеме, а не уход от её обсуждения под предлогом того, насколько взрывоопасен национальный вопрос.
Мы - русские или россияне?
Почему мы говорим на русском языке, а проживаем в Российской Федерации?
Почему наши президенты обращаются к нам перед Новым годом: «Дорогие россияне»?
Почему раньше наша армия (до 1917 года) называлась Русская армия, а теперь Российская?
Эти вопросы меня всегда волновали. Спросите, какая вроде бы разница, как мы называемся: русские или россияне?
Меня обвиняли и в русофобстве, и в русофильстве одновременно. И тут я вспомнил А.С. Пушкина, который наше все. И его знаменитое «Русский бунт - бессмысленный и беспощадный». Не российский бунт, а именно русский. Или его же: «Тут русский дух, тут Русью пахнет». Не Россией пахнет, а именно Русью. И русские народные сказки были отнюдь не российскими. Иванушка-дурачок и Аленушка были вовсе не россиянами.
И мне стало интересно порыться в истории вопроса. Оказалось, до Петра Первого мы были Русским государством. И только во времена этого великого реформатора стали называться Российской Империей. Через 250 лет Ельцин (тоже росту выше среднего и тоже любитель выпить) переименовал страну в Российскую Федерацию. Вероятно, слово «российская» казалось им более значимым, чем русская. Или дело было в политкорректности. Типа нельзя же обижать другие народы. Хотя термин политкорректность к Петру Первому как-то трудно применим. Скорее всего, он хотел подчеркнуть величие империи. Я намеренно в этой статье пропускаю советский период развития страны. Тогда, конечно, тоже была РСФСР. Но только как одна из 15 республик. Со времен Петра Первого слова «российский» и «русский» стали существовать параллельно. Все войны, которые вела Российская империя, были русскими. Русско-турецкие или русско-японская. Офицеры были исключительно русскими, а не российскими. Армия, как уже упоминалось ранее - Русская армия. Барклай-де-Толли и Багратион - великие русские полководцы. Пушкин и Лермонтов были русскими поэтами, хотя их предки были из Эфиопии и Шотландии. В Санкт-Петербурге был открыт Русский музей, в котором висели картины Куинджи и Левитана - великих русских художников. Аляска называлась Русская Америка, и осваивали ее русские первопроходцы. Например, Витус Беринг - великий русский мореплаватель. В.И. Ленин писал статью «Лев Толстой как зеркало русской революции» не подозревая, что революция, которую активно потом делали русские революционеры Троцкий и Сталин, не может называться русской. Православная церковь всегда называлась Русской. Хотя православным может быть и украинец, и белорус. И, наконец, самое главное. Все мы говорим на великом и могучем русском языке. Так, может быть, мы все-таки русские, а не россияне? Вне зависимости от национальности, если ты говоришь на русском языке и уважаешь законы страны, в которой проживаешь, то ты русский. А термин «россияне» только разобщает народы, проживающие в РФ. Россиянин может иметь гражданство РФ, но не знать русского языка. Или может танцевать лезгинку на Красной площади. Или плевать на свою страну из лондонского особняка. Или выходить с арматурой на Манежную площадь.
Так все-таки кто мы - русские или россияне?
P.S. сразу же предупрежу всех ура-патриотов и прочих русофобов и русофилов, что статья не заказная. Что она не оплачивалась Госдепом США, английской разведкой МИ-6 и газетой «Завтра». Происхождением я русский и все предки с северо-запада. Но поручиться за какую-нибудь из своих прабабушек, которая вполне могла завести роман с кем-нибудь из заезжих купцов из Болгарии я не могу. И считаю себя русским человеком.
А вообще современная Россия по всем объективным характеристикам - государство мононациональное, так как более 80 процентов ее граждан составляют русские - представители трех великих ветвей этого народа: великороссы, малороссы и белорусы.
Русские достаточно равномерно распределены по всей территории России и в большинстве регионов составляют абсолютное большинство населения. Однако в психологии деятелей партий - бывших коммунистов и комсомольцев - по-прежнему сохраняются представления о России как о многонациональном государстве, каковым объективно был Советский Союз, где партноменклатура делала все, чтобы разделить его народ на некие «нации», а его территорию на мнимые «республики».
Понятно, что это обращение к мнимой «многонациональности» исключительно удобно для того, чтобы отказать русским в их законных правах на Россию.
И именно отсюда проистекает тот печальный факт, что в отсутствие реальной многонациональности ее стремятся создать искусственно с помощью поощрения не только легальной миграции, но и нелегального нашествия лиц, потерявших свою большую и малую родину, свою нацию, свой традиционный уклад жизни и сохранивших только этнически-клановую солидарность.
Эта искусственная «многонациональность» становится главным рычагом в руках «пятой колонны» - агентуры тех зарубежных сил, которые хотят воспрепятствовать становлению русской нации.
Нравится это недругам России или нет, но Россия была, есть, и должна быть государством единой нации, которую составляют русский народ и те народы, что связаны с ним историей и культурой.
Нам навязывают некую «политкорректность». Если она восторжествует в России, то за употребление слова русский вместо слова россиянин судьи станут отправлять нас в тюрьму, как сейчас на Западе отправляют за решетку всех, кто употребляет слово негр вместо слова африканец.
НАС ХОТЯТ ЗАСТАВИТЬ ЗАБЫТЬ, КАК НАЗЫВАЕТСЯ НАШ НАРОД.
Нам пытаются внушить, что русских уже нет, а есть некие абстрактные «россияне». Но вся логика русского возрождения ведет нас к тому, что нашему народу будет возвращено единственное достойное его великое имя - РУССКИЕ. И именно так будут называть каждого гражданина России. По странному недоразумению слово россиянин у нас было превращено в замену слова русский. Хотя никаких оснований для этого не существует. Николай Карамзин и другие писатели-классики использовали термин россиянин как синоним слова русский или слова великоросс. Так и надо делать. Давайте вспомним прекрасное стихотворение башкирского поэта Мустая Карима «Не русский я, но россиянин», посвященное идее нерасторжимого братского единства всех этносов России. Здесь слово россиянин отнюдь не отвергает слово русский и тем более не замещает его, а наоборот, объединяется с ним:
Не русский я, но россиянин. Ныне Я говорю, свободен и силен: «Я рос, как дуб зеленый на вершине, Водою рек российских напоен...» Давно Москва, мой голос дружбы слыша, Откликнулась, исполненная сил. И русский брат - что есть на свете выше! - С моей судьбу свою соединил.
«Хотя я не русский, а башкир, но моя судьба навсегда соединена с судьбой русских и России», - говорит Карим.
Он понимает простую истину: НЕ БУДЕТ РУССКИХ, НЕ БУДЕТ И РОССИИ.
А вот Ельцин и его придворные-русофобы не могли в это поверить. Им казалось, что убив в русских чувство гордости за свой народ и дав им новое название, то есть, по сути, сделав другим народом, они сделают нас «гражданами мира». Или какая вообще цель была называть всех даже русских россиянами?
Но русский народ выдержал эти испытания и выжил! Любая концепция национальной политики России должна исходить из факта признания существования русской нации как реального исторического и культурного субъекта, осуществлявшего в течение тысячелетия строительство русской государственности и создавшего признанную всем человечеством великую русскую культуру.
Попытки интеграции этой нации в некую «российскую нацию» не могут быть успешными и приведут лишь к обострению отношений русских с другими народами, к разрушению русского культурного наследия.
Существование российской нации возможно только в качестве исторического момента в развитии русской нации. При этом нельзя забывать, что в состав русской нации входят не только русские граждане РФ, но и русские жители всего бывшего СССР и не утратившая русских корней эмиграция в дальнем зарубежье.
Строительство российской нации в качестве отрицания или преодоления русской национальной идентичности объективно невозможно!
Да, в России по воле коммунистов и псевдодемократов ныне царит многонациональность. Но как бы то ни было, только один из ее народов - русский - составляет абсолютное большинство и является государствоообразующим народом, о чём и говорил Патриарх на XVII Всемирном Русском Народном Соборе.
Россия - самостоятельная и уникальная цивилизация.
Если Россия - государство единой политической нации, то единственное имя этой нации - великий русский народ, русская нация.
Никакого другого имени наш народ не примет. Последствием же навязывания «россиянства» будет только полное забвение прекрасного слова «русский» и исчезновение его из великого русского языка.