Мир захлестнула волна всевозможных революций. Что это? Финал череды естественных процессов, протекающих в обществе? Так это преподносят «эксперты» и мировые СМИ. Дескать, именно сейчас чаша народного гнева "внезапно" переполнилась. Не может народ более мириться с несправедливостью, произволом, дискриминацией... Вот десятки лет до этого относительно мирился, а сегодня не смог. И так чуть ли не повсеместно, словно по команде. «Арабская весна» разыграна как по нотам: Тунис, Алжир, Ливия, Оман, Йемен, Марокко, Бахрейн, Египет, Сирия... Десятки тысяч погибших. О событиях в Европе и России - разговор отдельный.
СМИ убеждают в том, что эта революционная волна назревала в течение многих лет. Журналисты нагло приводят доводы, не выдерживающие никакой критики. Популярные и уважаемые телеканалы, радиостанции, газеты и интернет-издания информацию искажают и просто фальсифицируют факты. Например, в декабре 2011 года американский телеканал Fox News вставил яркие кадры погромов и беспорядков на улицах Греции в сюжет об акциях протеста в России. Такие подделки - не просто погоня за сенсациями и рейтингами. За средствами массовой информации стоят структуры, стремящиеся к контролю и управлению в глобальном масштабе.
Либералы решительно выступают против цензуры и контроля над средствами массовой информации. Но абсолютно независимых СМИ никогда не было! И быть не может ни в одной стране. Ведь на практике на каждого свободного журналиста найдется редактор, на редактора - учредитель. Кроме того, все они вынуждены подстраиваться под свою аудиторию, зависят от законодательства, дотаций, инвесторов, спонсоров и рекламодателей. Свободные СМИ просто миф. Однако большинство средств массовой информации стараются позиционировать себя как независимые, объективные, правдивые. Такой «рекламный ход», несомненно, повышает эффективность работы с общественным мнением. Аудитория верит, «факты» легко внедряются, формируются «нужные» представления и оценки. Таким образом, глобальное информационное поле управляет мировыми общественными процессами. Так что ведущие СМИ планеты, самые авторитетные и независимые, по сути - проводники чьей-то политической воли.
Медиахолдинги, информагентства, интернет-издания и социальные сети, имеющие международный статус, манипулируют общественным мнением, пренебрегая государственными границами и национальной информационной политикой. И в определенный момент это «информационное оружие» может быть использовано для дестабилизации ситуации в какой-либо стране.
Результаты подобных опытов мы можем наблюдать сейчас в большинстве стран арабского региона. Гражданские войны, противостояние различных вооруженных группировок - эти государства раздирают как будто то бы внутренние силы. Кукловодов, дергающих за информационные нити, «непосвященные» люди не видят. Информационным угрозам службы государственной безопасности должны уделять особое внимание. Важно вовремя принимать меры, чтобы предотвращать развитие таких сценариев, как, например, в арабских странах. Противодействовать реализации подобных планов - первостепенная задача правительства страны, заботящегося о безопасности и соблюдении прав и свобод своих граждан.
Россия в контексте событий «арабской весны»
12 сентября 2011 года постпреды РФ, Китая, Таджикистана и Узбекистана при ООН представили на сессии Генассамблеи совместный проект "Правил поведения в области обеспечения международной информационной безопасности". Документ призывает бороться "с распространением информации, которая вдохновляет терроризм, сепаратизм, экстремизм или подрывает политическую, экономическую и социальную стабильность других стран".
И уже 22 сентября 2011 года в Екатеринбурге собрались главы спецслужб и силовых ведомств 52 стран. На этой закрытой встрече Совбез и МИД РФ представили свой проект конвенции ООН "Об обеспечении международной информационной безопасности". Разработанный ведомствами Сергея Лаврова и Николая Патрушева документ может поставить надежный заслон на пути распространяющихся по всему миру интернет-революций и кибервойн. Конвенция запрещает использование глобальной сети в военных целях и для свержения режимов в других странах, но при этом оставляет властям полную свободу действий внутри национальных сегментов интернета. Документ должен быть принят уже в 2012 году.
В четвертой статье проекта конвенции перечислены основные угрозы: "использование информационных технологий для враждебных действий и актов агрессии", "подрыв политической, экономической и социальной систем" одного государства другим, "манипулирование потоками в информационном пространстве других государств с целью искажения психологической и духовной среды общества", а также "массированная психологическая обработка населения для дестабилизации общества и государства". Россия требует признать подобные технологии "информационной войны" преступлением против международного мира и безопасности.
Кстати, США, Великобритания, Китай, Израиль, Индия активно вкладывают средства в формирование киберподразделений для ведения боевых действий в интернете. Спецслужбы работают с блоггерами, социальными сетями, используют их в целях разведки и пропаганды. Российские же возможности в информационные среде сегодня значительно отстают от западных. Москва давно ратует за то, чтобы был принят свод международных правил поведения в информационном пространстве. Инициатива Совбеза и МИД РФ подготовить свод этих правил в виде проекта конвенции ООН - большая заслуга России перед всем мировым сообществом. Правила эти, в случае принятия конвенции, будут иметь юридическую силу и приоритет над национальными законодательствами.
Кстати, шестая статья конвенции обязывает страны "не использовать информационно-коммуникационные технологии для вмешательства в дела, относящиеся к внутренней компетенции другого государства". "Каждое государство вправе устанавливать суверенные нормы и управлять в соответствии с национальными законами своим информационным пространством",- говорится в документе.
Важно отметить, что проект конвенции был разработан задолго до волны протестов, якобы вызванной сфальсифицированными результатами выборов в Госдуму РФ. Российским специалистам-международникам, наблюдавшим развитие сценария «арабской весны», было не сложно спрогнозировать то, что заинтересованные западные силы будут пытаться организовать интернет-революцию в России. «Удобной» отправной точкой должны были стать выборы.
Однако с принятием конвенции ООН "Об обеспечении международной информационной безопасности", по мнению экспертов, могут возникнуть трудности. Ведь ключевые пункты российского договора противоречат политике самой могущественной сейчас кибердержавы - США.
Вразрез с предложениями Москвы идут и положения принятой в мае кибердоктрины Белого дома. Она оставляет за США право разрабатывать наступательные кибертехнологии и реагировать на кибератаки всеми доступными средствами - вплоть до ядерного оружия.
Сейчас США и ряд европейских стран готовят свой ответ на российскую инициативу - они хотят расширить Будапештскую конвенцию Совета Европы 2001 года по борьбе с киберпреступностью. Москва не стала присоединяться к этому договору, ратифицированному 31 страной (еще 16 подписали, но не ратифицироали его). Так как Россию не устраивает записанное в документе право спецслужб одних стран проникать в киберпространство других стран и проводить там операции, не ставя местные власти в известность.
Сегодня правительства многих стран поддерживают усилия России, направленные на укрепление международной безопасности. Создание и реализация стратегии новой информационной концепции, не только укрепит стабильность в нашем обществе, но и увеличит влияние России на международной арене.