Как России выжить и победить в XXI веке? (2 часть)

Dec 03, 2012 01:55


НАЧАЛО

III

Ло­ги­ка рус­ской ис­то­рии не ис­чер­пы­ва­ет­ся внут­рен­ни­ми ре­гу­ляр­нос­тя­ми. Есть ре­гу­ляр­нос­ти, обус­лов­лен­ные ещё дву­мя фак­то­ра­ми.

Во-пер­вых, вза­и­мо­дей­стви­ем Рос­сии и За­па­да, а точ­нее - волн рус­ской ис­то­рии, ис­то­рии рус­ских сис­тем с цик­ла­ми/вол­на­ми ка­пи­та­лис­ти­чес­кой сис­те­мы.

Во-вто­рых, функ­ци­о­ни­ро­ва­ни­ем Рос­сии в ка­че­ст­ве эле­мен­та ми­ро­во­го це­ло­го (мир-сис­те­мы, ми­ро­вой сис­те­мы, гло­баль­ной сис­те­мы).

В ис­то­рии ка­пи­та­лис­ти­чес­кой сис­те­мы бы­ло три цик­ла на­коп­ле­ния ка­пи­та­ла - гол­ла­н­дский, бри­та­нс­кий и аме­ри­ка­нс­кий. И со­от­ве­т­ствен­но три ге­ге­мо­нии - Ни­дер­лан­дов, Ве­ли­коб­ри­та­нии и США. Уди­ви­тель­ным об­ра­зом им со­от­ве­т­ству­ют три цик­ла на­коп­ле­ния влас­ти (глав­ной субс­тан­ции рус­ской ис­то­рии, иг­ра­ю­щей в ней роль, ана­ло­гич­ную ро­ли ка­пи­та­ла в ис­то­рии За­па­да) в Рос­сии - мос­ко­вс­кий, пе­тер­бу­р­гский и со­ве­тс­кий. Окон­ча­ние од­но­го цик­ла на За­па­де и на­ча­ло дру­го­го соп­ро­вож­да­лись ми­ро­вы­ми вой­на­ми за ге­ге­мо­нию. В этих вой­нах имен­но Рос­сия - на­чи­ная с на­по­ле­о­но­вс­ких войн (пос­лед­ний ра­унд бри­та­нс­ко-фран­цу­зс­кой ми­ро­вой вой­ны) и за­кан­чи­вая Вто­рой ми­ро­вой (внеш­не - анг­ло­сак­со­нс­ко-гер­ма­нс­кая вой­на за ми­ро­вую ге­ге­мо­нию, скры­той сутью ко­то­рой бы­ло аме­ри­ка­но-бри­та­нс­кое со­пер­ни­че­ст­во; при этом СССР бил­ся вмес­те с анг­ло­сак­са­ми про­тив нем­цев, а во внут­ри­а­нг­ло­сак­со­нс­кой борь­бе действо­вал с США про­тив Ве­ли­коб­ри­та­нии) - иг­ра­ла ре­ша­ю­щую роль в оп­ре­де­ле­нии по­бе­ди­те­ля.

Что ка­са­ет­ся ло­ги­ки вза­и­мо­дей­ствия Рос­сии с круп­ны­ми ге­о­э­ко­но­ми­чес­ки­ми це­ло­ст­нос­тя­ми, то здесь кар­ти­на сле­ду­ю­щая. С се­ре­ди­ны XV ве­ка (ос­лаб­ле­ние хват­ки Ор­ды) до се­ре­ди­ны XIX ве­ка (Крымс­кая вой­на) Рос­сия бы­ла осо­бой, от­дель­ной от дру­гих мир-сис­те­мой. В «длин­ные 50-е» XIX ве­ка ев­ро­пейс­кая мир-сис­те­ма прев­ра­ти­лась в ми­ро­вую сис­те­му - един­ствен­ную. На мо­мент на­ча­ла это­го прев­ра­ще­ния сох­ра­ня­лись ещё две мир-сис­те­мы - рус­ская и ки­тайс­кая. Сов­па­де­ние по вре­ме­ни Крымс­кой и Вто­рой «опи­ум­ной» войн нес­лу­чай­но: цель - унич­то­жить су­ще­ст­во­вав­шие на тот мо­мент це­ло­ст­нос­ти как мир-сис­те­мы. Анг­ло-фран­цу­зс­ким аг­рес­со­рам - за­пад­но­му яд­ру ми­ро­вой сис­те­мы - не уда­лось заг­нать Рос­сию в гра­ни­цы на­ча­ла XVII ве­ка и прев­ра­тить Ки­тай в ко­ло­нию, од­на­ко мир-сис­те­ма­ми Рос­сия и Ки­тай быть пе­рес­та­ли и на­ча­ли прев­ра­щать­ся в эле­мен­ты ми­ро­вой сис­те­мы: Цинс­кая им­пе­рия - в по­лу­ко­ло­ни­аль­ный, а Рос­сия - в фи­нан­со­во-за­ви­си­мый при сох­ра­не­нии ве­ли­ко­дер­жав­но­го ев­ро­пейс­ко­го ста­ту­са. В этом и зак­лю­ча­лось про­ти­во­ре­чие той мо­де­ли раз­ви­тия Рос­сии, ко­то­рая, фик­си­руя спо­соб вклю­чён­нос­ти Рос­сии в ми­ро­вую сис­те­му, про­су­ще­ст­во­ва­ла с 1860-1870-х до ру­бе­жа 1920-1930-х го­дов. Ус­лов­но я на­зы­ваю её «мо­делью Алек­са­нд­ра II» (а так­же мо­делью «бе­лой», или «трёхц­вет­ной» им­пе­рии). Имен­но в его царство­ва­ние был за­ло­жен её фун­да­мент, имен­но из-за его по­ли­ти­ки в 1860-1870-е го­ды она ста­ла не­об­ра­ти­мой (при сох­ра­не­нии са­мо­дер­жав­но­го строя), и ес­ли Алек­сандр III пы­тал­ся, иног­да не без ус­пе­ха, за­тор­мо­зить её действие, то при Ни­ко­лае II инер­ция взя­ла своё и она ре­а­ли­зо­ва­лась пол­ностью, при­ве­дя к ре­во­лю­ци­ям 1905 и 1917 го­дов, к вой­не на сто­ро­не Ан­тан­ты, к кру­ше­нию са­мо­дер­жа­вия и са­мой «мо­де­ли Алек­са­нд­ра II». И это то­же нес­лу­чай­но.



Владимир Маковский. Ночлежники. 1889


Реформы 1860-х годов, а затем иностранный капитал, прежде всего финансовый, а также мировой рынок, в который включилась Россия, впервые в её истории обеспечили механизм экономической эксплуатации.
[Spoiler (click to open)]Объ­ек­тив­но ука­зан­ная мо­дель пред­по­ла­га­ла на­рас­та­ю­щее про­ник­но­ве­ние иност­ран­но­го ка­пи­та­ла, за­ня­тие им важ­ней­ших по­зи­ций внут­ри стра­ны, уси­ле­ние фи­нан­со­вой за­ви­си­мос­ти стра­ны и её хо­зяй­ства от за­пад­но­го ка­пи­та­ла и как след­ствие - ос­лаб­ле­ние внеш­не­по­ли­ти­чес­ких по­зи­ций и да­же ог­ра­ни­че­ние су­ве­ре­ни­те­та, меж­ду­на­род­ной субъ­е­кт­нос­ти. Я уже не го­во­рю о фор­ми­ро­ва­нии за­па­до­по­доб­ных (за­па­до­ид­ных) гос­по­д­ству­ю­щих групп с со­от­ве­т­ству­ю­щим об­ра­зом жиз­ни и об об­ни­ща­нии ши­ро­ких масс. На­ли­цо бы­ли так­же рост со­ци­аль­но-эко­но­ми­чес­кой по­ля­ри­за­ции, на­рас­та­ние со­ци­аль­ной нап­ря­жён­нос­ти и по­ли­ти­чес­кой нес­та­биль­нос­ти. Ре­зуль­тат - ре­во­лю­ция, рас­пад стра­ны, граж­да­нс­кая вой­на. Ру­ка­ми боль­ше­ви­ков рус­ская ис­то­рия под­пи­са­ла при­го­вор «мо­де­ли Алек­са­нд­ра II», «мо­де­ли бе­лой им­пе­рии», сутью ко­то­рой бы­ла, по­ми­мо про­че­го, ут­ра­та им­пе­рс­кос­ти. «Де­вят­над­ца­тый век, - от­ме­чал Ми­ха­ил Мень­ши­ков, - сле­ду­ет счи­тать сто­ле­ти­ем пос­те­пен­но­го и в кон­це тре­вож­но-быст­ро­го упад­ка бла­го­сос­то­я­ния в Рос­сии». И да­лее он под­чёр­ки­вал, что ес­ли не про­и­зой­дёт ка­кой-ли­бо «сме­ны энер­гий», стра­на бу­дет ра­зо­ре­на и по­па­дёт в плен к за­пад­но­му ка­пи­та­лу. «Сме­на энер­гий» про­и­зош­ла - в ви­де ре­во­лю­ции, в хо­де ко­то­рой ин­тер­на­ци­о­нал-со­ци­а­лис­ти­чес­кую фа­зу и стра­те­гию (1917-1927/29 го­ды) сме­ни­ла им­пер-со­ци­а­лис­ти­чес­кая (1927/29-1939 го­ды). По­бе­да пос­лед­ней ста­ла фун­да­мен­том иной мо­де­ли раз­ви­тия Рос­сии.
Дру­гая - а точ­нее, аль­тер­на­тив­ная - мо­дель раз­ви­тия Рос­сии в ми­ре: Рос­сия не эле­мент ми­ро­вой сис­те­мы, а аль­тер­на­тив­ная ми­ро­вая сис­те­ма, ан­ти­сис­те­ма по от­но­ше­нию к ка­пи­та­лис­ти­чес­кой, сис­тем­ный ан­ти­ка­пи­та­лизм. Эта мо­дель, ко­то­рую ус­лов­но мож­но наз­вать «ста­ли­нс­кой», или мо­делью «крас­ной им­пе­рии», воз­мож­на толь­ко на ос­но­ве тех­ни­ко-эко­но­ми­чес­кой и фи­нан­со­вой не­за­ви­си­мос­ти от ка­пи­та­лис­ти­чес­ко­го ми­ра. А сле­до­ва­тель­но, на ос­но­ве мощ­но­го во­ен­но-про­мыш­лен­но­го комп­лек­са (ВПК), зна­чи­тель­ной ав­тар­кии по от­но­ше­нию к внеш­не­му ми­ру, мо­би­ли­за­ци­он­ной эко­но­ми­ки, вы­со­кой сте­пе­ни конт­ро­ля цент­раль­ной влас­ти над вер­ха­ми (вплоть до сфе­ры пот­реб­ле­ния) и на­се­ле­ни­ем в це­лом. Ре­зуль­тат ре­а­ли­за­ции этой мо­де­ли - вос­ста­нов­ле­ние ве­ли­ко­дер­жав­но­го ста­ту­са Рос­сии в ви­де СССР, би­по­ляр­ный (ял­ти­нс­кий) мир, вто­рое мес­то СССР в ми­ро­вой эко­но­ми­ке, прог­ресс в на­у­ке, тех­ни­ке и струк­ту­рах пов­сед­нев­нос­ти (в том чис­ле та­кой аб­со­лют­ный ре­корд как смерт­ность 6 про­мил­ле в 1960-е го­ды).

Со вто­рой по­ло­ви­ны 1950-х го­дов на­ча­лась эро­зия этой сис­те­мы. Из­ме­не­ние ти­па её от­но­ше­ний с ми­ро­вой кап­сис­те­мой ста­ло ин­тег­раль­ным эле­мен­том та­кой эро­зии. Со­ве­тс­кая но­ме­нк­ла­ту­ра ре­ши­ла ин­тег­ри­ро­вать СССР в ми­ро­вой ры­нок. От­час­ти это бы­ло свя­за­но со стрем­ле­ни­ем вклю­чить­ся в за­пад­ную сис­те­му пот­реб­ле­ния, от­час­ти с тем, что бла­го­да­ря эко­но­ми­чес­ким ус­пе­хам 1950-х го­дов со­ве­тс­кая вер­хуш­ка при­об­ре­ла уве­рен­ность в том, что смо­жет по­бе­дить За­пад на его по­ле - на ми­ро­вом рын­ке, действу­ю­щем по за­ко­нам ка­пи­та­лиз­ма.

С се­ре­ди­ны 1950-х го­дов СССР рез­ко ак­ти­ви­зи­ро­вал про­да­жу неф­ти. Сна­ча­ла - по по­ли­ти­чес­ким при­чи­нам (удар Хру­щё­ва по «ре­ак­ци­он­ным арабс­ким ре­жи­мам» по со­ве­ту На­се­ра), од­на­ко до­воль­но ско­ро глав­ную роль ста­ли иг­рать эко­но­ми­чес­кие ин­те­ре­сы оп­ре­де­лён­ных сег­мен­тов но­ме­нк­ла­ту­ры, тем бо­лее что тех­ни­ко-эко­но­ми­чес­кий прог­ресс СССР в мир­ном сек­то­ре стал за­мед­лять­ся и СССР стал пред­ла­гать на ми­ро­вом рын­ке глав­ным об­ра­зом сырьё - нефть и газ. В ещё боль­шей сте­пе­ни этот про­цесс подс­тег­ну­ли кри­зис 1973 го­да («неф­тя­ной шок») и рост цен на нефть.

В ре­зуль­та­те стра­на ста­ла пос­те­пен­но прев­ра­щать­ся в сырь­е­вой при­да­ток За­па­да, уси­ли­ва­лась фи­нан­со­вая за­ви­си­мость от не­го. То есть СССР «вы­ру­ли­вал» к «мо­де­ли Алек­са­нд­ра II», что объ­ек­тив­но про­ти­во­ре­чи­ло и сос­то­я­нию ан­ти­сис­те­мы, и ве­ли­ко­дер­жав­но­му ста­ту­су. В ре­аль­ной ис­то­рии это про­ти­во­ре­чие раз­ре­ши­лось кру­ше­ни­ем со­ве­тс­ко­го ком­му­низ­ма, унич­то­же­ни­ем СССР и возв­ра­ще­ни­ем рус­ско­го ми­ра на но­вом вит­ке ис­то­рии к «мо­де­ли Алек­са­нд­ра II».

На ру­бе­же 1970-1980-х го­дов, с на­ча­лом не­о­ли­бе­раль­ной контр­ре­во­лю­ции, на За­па­де стар­то­вал про­цесс ре­аль­ной гло­ба­ли­за­ции. Не­об­хо­ди­мым ус­ло­ви­ем её даль­ней­ше­го раз­ви­тия (а так­же ре­ше­ния ря­да опас­ных для кап­сис­те­мы проб­лем) ста­ли лик­ви­да­ция сис­тем­но­го ан­ти­ка­пи­та­лиз­ма, раз­ру­ше­ние СССР и уст­ра­не­ние рус­ско­го оча­га ми­ро­во­го раз­ви­тия. РФ как са­мый круп­ный ос­ко­лок СССР ока­за­лась эле­мен­том воз­ник­шей (в том чис­ле и на кос­тях СССР) гло­баль­ной сис­те­мы, при­чём эле­мен­том фи­нан­со­во-за­ви­си­мым, спе­ци­а­ли­зи­ру­ю­щим­ся на пос­тав­ках сырья, а сле­до­ва­тель­но, име­ю­щим ог­ра­ни­чен­ный су­ве­ре­ни­тет.

Та­ким об­ра­зом, на ру­бе­же ХХ-XXI ве­ков Рос­сия восп­ро­из­ве­ла «мо­дель Алек­са­нд­ра II» эпо­хи «во­до­раз­де­ла» (1870-1920-е го­ды), толь­ко в бо­лее жёст­кой фор­ме и в зна­чи­тель­но ме­нее бла­гоп­ри­ят­ных ге­о­по­ли­ти­чес­ких ус­ло­ви­ях для сох­ра­не­ния ве­ли­ко­дер­жав­но­го ста­ту­са. Эпо­ха «во­до­раз­де­ла» бы­ла борь­бой за ге­ге­мо­нию в кап­сис­те­ме, эпо­хой про­ти­вос­то­я­ния двух дер­жав­ных бло­ков. За­пад не был един, и это соз­да­ва­ло прост­ра­н­ство для ма­нёв­ра Алек­са­нд­ру III, Ни­ко­лаю II, а позд­нее - Ста­ли­ну. На ру­бе­же ХХ-XXI ве­ков За­пад выс­ту­па­ет еди­ным бло­ком во гла­ве с США - един­ствен­ной сверх­дер­жа­вой. Ины­ми сло­ва­ми, пе­ред Рос­си­ей, как и на ру­бе­же XIX-XX ве­ков, та же ди­лем­ма.



Борис Кустодиев. В ложе. 1909



Развитие капиталистических форм в России шло главным образом сверху, это не могло не «экономизировать» - а следовательно, олигархизировать - саму власть, которая начала олигархизироваться-гнить изнутри, и это стало одной из самых главных причин её гибели.

Ли­бо от­каз от сырь­е­вой ори­ен­та­ции, об­ре­те­ние пол­но­го су­ве­ре­ни­те­та и вос­ста­нов­ле­ние ве­ли­ко­дер­жав­но­го ста­ту­са пу­тём то­го, что Мень­ши­ков наз­вал «сме­ной энер­гий».

Ли­бо уг­луб­ле­ние сырь­е­вой спе­ци­а­ли­за­ции, уси­ле­ние фи­нан­со­во-по­ли­ти­чес­кой за­ви­си­мос­ти, ут­ра­та су­ве­ре­ни­те­та и раз­дел стра­ны хищ­ни­ка­ми и чу­жи­ми. От­ло­жить на не­боль­шое вре­мя раз­ре­ше­ние ди­лем­мы поз­во­ля­ет на­ли­чие двух фак­то­ров - ядер­но­го ору­жия и сох­ра­ня­ю­ще­го­ся со­ве­тс­ко­го че­ло­ве­чес­ко­го ма­те­ри­а­ла.

Та­ким об­ра­зом, в рус­ской ис­то­рии пос­лед­них сто­ле­тий чёт­ко вы­де­ля­ют­ся че­ре­ду­ю­щи­е­ся ти­пы/фа­зы раз­ви­тия:
  • са­мос­то­я­тель­ная мир-сис­те­ма (1450-1850 го­ды);
  • за­ви­си­мый эле­мент ми­ро­вой сис­те­мы ка­пи­та­лиз­ма (1860-1920-е го­ды);
  • са­мос­то­я­тель­ная ми­ро­вая сис­те­ма со­ци­а­лиз­ма (сис­тем­но­го ан­ти­ка­пи­та­лиз­ма) (1930-1980-е го­ды);
  • за­ви­си­мый эле­мент гло­баль­ной сис­те­мы (1990-е - на­ча­ло 2010-х го­дов).

IV

Су­ще­ст­ву­ет ин­те­рес­ная кор­ре­ля­ция меж­ду внут­рен­ни­ми и внеш­ни­ми ти­па­ми/фа­за­ми раз­ви­тия Рос­сии. Так, фа­зы рус­ской ис­то­рии, в ко­то­рые она выс­ту­па­ет за­ви­си­мым эле­мен­том бо­лее круп­ных сис­тем - ми­ро­вой и гло­баль­ной, эле­мен­том ми­ро­во­го и гло­баль­но­го рын­ка, ха­рак­те­ри­зу­ют­ся рез­ким уси­ле­ни­ем эксплу­а­та­ции на­се­ле­ния «трёхг­ла­вым дра­ко­ном» - Зме­ем Го­ры­ны­чем: властью, мест­ным ка­пи­та­лом и иност­ран­ным (за­пад­ным) ка­пи­та­лом. А как мы пом­ним, за­пад­ни­за­ция вер­хов в Рос­сии всег­да осу­ще­с­твля­лась за счёт от­чуж­де­ния у ни­зов не толь­ко при­ба­воч­но­го про­дук­та, но и час­ти не­об­хо­ди­мо­го, что оз­на­ча­ло со­ци­аль­ный рег­ресс. И это ес­те­ст­вен­но. В об­ще­ст­ве с силь­ной хо­зяй­ствен­ной ос­но­вой (при­ро­да - ге­ог­ра­фи­чес­кий фак­тор и про­из­во­ди­тель­ные си­лы - и про­из­во­д­ство) уси­ле­ние эксплу­а­та­ции спо­соб­но стать фак­то­ром прог­рес­са в не­кой вре­мен­ной перс­пек­ти­ве. В со­ци­у­ме со сла­бой хо­зяй­ствен­ной ос­но­вой это ве­дёт к рег­рес­су ни­зов и од­нов­ре­мен­но к дег­ра­да­ции вер­хов, к раз­ло­же­нию влас­ти (цент­ро­вер­ха), то есть к упад­ку и ги­бе­ли сис­те­мы в це­лом. В фа­зы, о ко­то­рых идёт речь, не прос­то наб­лю­да­ет­ся прог­рес­си­ру­ю­щее ос­лаб­ле­ние влас­ти, но про­ис­хо­дят её оли­гар­хи­за­ция и раз­ло­же­ние.

Фа­зы функ­ци­о­ни­ро­ва­ния Рос­сии в ка­че­ст­ве за­ви­си­мо­го эле­мен­та ми­ро­вых сис­тем сов­па­да­ют со сму­та­ми и ре­во­лю­ци­я­ми в Рос­сии или, как ми­ни­мум, с предс­мут­ным вре­ме­нем. Уси­ле­ние эксплу­а­та­ции ис­то­ща­ет воз­мож­нос­ти со­ци­у­ма, соз­да­ю­ще­го не­ве­ли­кий по объ­ё­му и уров­ню об­ще­ст­вен­ный про­дукт, тран­жи­рит ма­те­ри­аль­ный по­тен­ци­ал сис­те­мы; идёт про­е­да­ние нас­ле­дия пред­ше­ст­ву­ю­щей эпо­хи, от­сю­да - кри­зис­ные яв­ле­ния, сму­та (вя­ло­те­ку­щая или пе­ре­хо­дя­щая в ре­во­лю­цию) и воз­ник­но­ве­ние Ди­лем­мы Ве­ли­ко­го Пе­ре­де­ла (1565, 1929 го­ды).

Вклю­че­ние Рос­сии в ми­ро­вую сис­те­му в ка­че­ст­ве за­ви­си­мо­го эле­мен­та оба ра­за про­ис­хо­ди­ло в ус­ло­ви­ях не толь­ко рус­ско­го, но и ми­ро­во­го кри­зи­са, его на­рас­та­ния, что ещё бо­лее уг­луб­ля­ло, рас­ши­ря­ло и ус­ко­ря­ло рос­сийс­кий кри­зис, обост­ряя об­на­жён­ные им про­ти­во­ре­чия. В то же вре­мя имен­но си­ту­а­ция ми­ро­вых кри­зи­сов поз­во­ля­ла Рос­сии выс­ка­ки­вать из ис­то­ри­чес­ких ло­ву­шек, соз­да­вать но­вую сис­те­му, на ос­но­ве ко­то­рой вы­хо­дить на но­вый ви­ток раз­ви­тия.

Так, пос­ле Сму­ты на­ча­ла XVII ве­ка Рос­сию мож­но бы­ло брать го­лы­ми ру­ка­ми, од­на­ко бу­ше­вав­шая в Ев­ро­пе с 1618 по 1648 го­ды Трид­ца­ти­лет­няя вой­на обес­пе­чи­ла рус­ским вре­мя для вдо­ха, а са­мо­дер­жа­вию - locus standi (точ­ка опо­ры, мес­то, где мож­но стать, лат.) и field of employment (по­ле де­я­тель­нос­ти, англ.).

Пос­ле пет­ро­вс­ких ре­форм, ко­то­рые про­во­ди­лись в ре­жи­ме поч­ти пог­ро­ма и ко­то­рые бы­ли ква­зис­му­той, ини­ци­иро­ван­ной частью вер­хов, Рос­сия на­хо­ди­лась в тя­же­лей­шем по­ло­же­нии. Од­на­ко ев­ро­пейс­кие вой­ны за раз­лич­ные «нас­ле­д­ства» от­ве­ли уг­ро­зу на нес­коль­ко де­ся­ти­ле­тий, а к кон­цу 1750-х го­дов Рос­сия уже опять ок­реп­ла и мог­ла бить Фрид­ри­ха II.



Кадр из фильма «Олигарх» режиссёра Павла Лунгина. 2002


В 1980-е и особенно в 1990-е годы определённая часть номенклатуры (а также часть теневиков и криминалитета) превратилась в класс собственников, произошла почти полная олигархизация, а в значительной степени и криминализация власти.

Пос­ле граж­да­нс­кой вой­ны у эко­но­ми­чес­ки раз­ру­шен­ной Рос­сии не бы­ло бо­ес­по­соб­ной ар­мии. Но клу­бок про­ти­во­ре­чий 1920-1930-х го­дов на За­па­де - меж­ду анг­ло­сак­са­ми и нем­ца­ми, меж­ду аме­ри­кан­ца­ми и бри­тан­ца­ми, меж­ду Рок­фел­ле­ра­ми и Рот­шиль­да­ми, а так­же ру­кот­вор­ный кри­зис 1929-1933 го­дов - поз­во­лил Ста­ли­ну и сто­яв­шим за ни­ми си­лам ис­поль­зо­вать эти про­ти­во­ре­чия, разг­ро­мить ле­вых гло­ба­лис­тов - адеп­тов ми­ро­вой ре­во­лю­ции - и на­чать «стро­и­тель­ство со­ци­а­лиз­ма в од­ной, от­дель­но взя­той стра­не». То есть ре­а­ли­зо­вать про­ект «крас­ной им­пе­рии» на ос­но­ве сис­тем­но­го ан­ти­ка­пи­та­лиз­ма.

В 2010-е го­ды мир стре­ми­тель­но дви­жет­ся к не­бы­ва­ло­му кри­зи­су, ко­то­рый спо­со­бен раз­ру­шить Рос­сию, но мо­жет и пре­дос­та­вить ей шанс выс­ко­чить из ис­то­ри­чес­кой ло­вуш­ки, как это уже слу­ча­лось. Для это­го, ко­неч­но же, нуж­ны по­ли­ти­чес­кая во­ля и по­ни­ма­ние при­ро­ды гря­ду­ще­го кри­зи­са и его перс­пек­тив.

V

Мир вот-вот нак­ро­ет вол­на фи­нан­со­во-эко­но­ми­чес­ко­го кри­зи­са ог­ром­ной раз­ру­ши­тель­ной си­лы. На Ближ­нем Вос­то­ке, по су­ти, уже идёт вой­на, ко­то­рая гро­зит прев­ра­тить­ся, как ми­ни­мум, в ре­ги­о­наль­ную, но не иск­лю­чён и мак­си­мум. Ши­рит­ся зо­на во­ен­но­го ха­о­са в Аф­ри­ке, от­ку­да при­хо­дят страш­но­ва­тые вес­ти об ар­ми­ях лю­до­е­дов, во­ю­ющих хо­лод­ным ору­жи­ем и по­вер­га­ю­щих в ужас на­се­ле­ние тех мест, по ко­то­рым они про­ка­ты­ва­ют­ся. Ме­ня­ет­ся кли­мат, при­чём в неб­ла­гоп­ри­ят­ном для homo sapiens нап­рав­ле­нии. Да и сам че­ло­век до­бав­ля­ет кое-что от се­бя, ис­поль­зуя сейс­ми­чес­кое ору­жие, за­пус­кая не­ви­дан­ные и не­у­нич­то­жи­мые бак­те­рии, спо­соб­ные пе­ре­ст­ро­ить пи­ще­вые це­пи ми­ро­во­го оке­а­на так, что ма­ло не по­ка­жет­ся.

Обост­ри­лись все мыс­ли­мые про­ти­во­ре­чия меж­ду:
  • гло­ба­ли­за­ци­ей и дег­ло­ба­ли­за­ци­ей (рас­пад ми­ра на мак­ро­ре­ги­о­ны);
  • сох­ра­ня­ю­щей­ся не­о­ли­бе­раль­ной стра­те­ги­ей раз­ви­тия и на­би­ра­ю­щим мощь ан­ти­ли­бе­раль­ным кур­сом;
  • гос­бю­рок­ра­ти­я­ми и фи­нан­со­вым ка­пи­та­лом (дёр­га­ю­щим за ни­точ­ки над­на­ци­о­наль­ные бю­рок­ра­тии);
  • клас­те­ра­ми Рот­шиль­дов и Рок­фел­ле­ров (нес­мот­ря на сим­во­ли­чес­кое соз­да­ние ими «об­ща­ка» в этом го­ду);

Со­е­ди­нён­ны­ми Шта­та­ми и Ки­та­ем (а внут­ри этих стран - меж­ду раз­лич­ны­ми кла­на­ми: в США, нап­ри­мер, кла­ны, выд­ви­нув­шие Оба­му, и их про­тив­ни­ки, в КНР - пе­ки­нс­кий и шан­хайс­кий кла­ны).

На­ко­нец, пос­лед­нее по счё­ту, но не по зна­че­нию - про­ти­во­ре­чие (точ­нее, про­ти­во­ре­чия) меж­ду вы­хо­дя­щи­ми в свя­зи с ост­ро­той кри­зи­са из те­ни и так или ина­че за­яв­ля­ю­щи­ми о се­бе зак­ры­ты­ми (тай­ны­ми) об­ще­ст­ва­ми. Су­дя по все­му, «во­дя­ное пе­ре­ми­рие» меж­ду ни­ми, длив­ше­еся нес­коль­ко ве­ков, за­кон­чи­лось, а с ним - и вре­мя мол­ча­ния, Си­ла­ну­ма. «Сле­дов» не­ма­ло (сле­ды всег­да ос­та­ют­ся - «кто не слеп, тот ви­дит», как го­ва­ри­вал Лав­рен­тий Бе­рия): это и арест Стросс-Ка­на, и унич­то­же­ние Кад­да­фи, и мно­гое дру­гое.

В бли­жай­шие го­ды мы столк­нём­ся с вол­но­вым ре­зо­нан­сом кри­зи­сов - во­ен­но­го, фи­нан­со­во-эко­но­ми­чес­ко­го и при­род­но-кли­ма­ти­чес­ко­го. Под пос­лед­ним я имею в ви­ду за­ту­ха­ние Голь­ф­стри­ма и оче­ред­ную (раз в 11,5-12,5 ты­ся­че­ле­тия) пе­ре­ст­рой­ку пла­не­ты дли­тель­ностью в 2,5 ве­ка (XX - пер­вая по­ло­ви­на XXII ве­ков, ак­тив­ная фа­за: ко­нец 1990-х - пер­вая по­ло­ви­на 2030-х го­дов).

При­род­но-кли­ма­ти­чес­кий кри­зис (мно­гие спе­ци­а­лис­ты го­во­рят да­же об уг­ро­зе ге­ок­ли­ма­ти­чес­кой и ге­о­фи­зи­чес­кой ка­та­ст­ро­фы) нак­ла­ды­ва­ет­ся на фи­нан­со­во-эко­но­ми­чес­кий кри­зис, ко­то­рый на са­мом де­ле есть про­яв­ле­ние сис­тем­но­го кри­зи­са ка­пи­та­лиз­ма.

Из кри­зи­са всег­да вы­хо­дят за чей-то счёт. Вот и сей­час се­ве­ро­ат­лан­ти­чес­кие власт­ные эли­ты пла­ни­ру­ют вый­ти из кри­зи­са за счёт ос­таль­но­го ми­ра и преж­де все­го за счёт Се­вер­ной Ев­ра­зии, то есть Рос­сии - её бо­гатств, её прост­ранств, её на­се­ле­ния. Это мо­жет стать ло­ги­чес­ким за­вер­ше­ни­ем тен­ден­ций раз­ви­тия ка­пи­та­лис­ти­чес­кой сис­те­мы с треть­ей чет­вер­ти XIX ве­ка.

Здесь мы под­хо­дим к очень важ­но­му ас­пек­ту рус­ско­го и ми­ро­во­го раз­ви­тия, без ана­ли­за ко­то­ро­го мы ма­ло что пой­мём и в прош­лом и в нас­то­я­щем. Суть в том, что в 1880-1890-е го­ды стар­то­ва­ла ан­ти­рос­сийс­кая фа­за в ис­то­рии ка­пи­та­лис­ти­чес­кой сис­те­мы. Од­нов­ре­мен­но про­и­зош­ло ка­че­ст­вен­ное из­ме­не­ние в ор­га­ни­за­ции и внут­рен­ней борь­бе над­на­ци­о­наль­ных струк­тур ми­ро­во­го уп­рав­ле­ния - из­ме­не­ние, свя­зан­ное с рус­ским и гер­ма­нс­ким воп­ро­са­ми.

ПРОДОЛЖЕНИЕ

Фурсов, будущее России и мира, Стратегия развития, Россия, модели государственного устройства, история России, XXI век, власть

Previous post Next post
Up