Волгоград ждет «антисталинградский» ребрендинг.

Nov 29, 2012 22:53


Администрацию Волгограда стоящий на Мамаевом кургане монумент более не устраивает в качестве символа города

Нынешнее время характеризуется не слишком уважительным отношением к памятникам советской эпохи. За границей их нередко сносят (вспомним Бронзового солдата в Таллине), у нас - забывают. Вот и администрация Волгограда в духе времени решила подыскать городу новый символ. По мнению чиновников, тот, что есть сейчас - скульптура Родины-матери на Мамаевом кургане, - больше не годится. Примечательно, что озаботились новым символом местные деятели как раз накануне юбилейной даты - 70-летия нашей победы в Сталинградской битве.

В Волгоградской области объявлен конкурс на лучший вариант нового бренда Волгограда. Необходимость отказа от позиционирования Волгограда как грозного символа победы над фашизмом объясняется задачей развития туризма и неприятными ассоциациями, которые вызывает у иностранных туристов тема военного Сталинграда.
[Spoiler (click to open)]

Сказано - сделано. Комитет молодежной политики и туризма и департамент зарубежных связей мэрии при поддержке Агентства по туризму и Агентства культурных инициатив объявили конкурс на новый «туристический бренд» города, который должен привлечь в Волгоград больше гостей, чем раньше, сообщает «Независимая газета». Участвовать в ваянии нового символа приглашаются все желающие, имеющие «свежие креативные идеи и видение нового образа родного города и края», говорится на сайте мэрии.

Работы принимаются до 17 декабря. Вместе с брендом (изображение) нужно присылать и слоган (девиз), только следует помнить, что здесь ждут «яркое запоминающееся символическое изображение, характеризующее единство пространства, истории и традиций местности».

Требование, заметим, сложное и с одного прочтения пониманию не поддается, да и два-три помогают мало, но - не суть. Кому надо, тот разберется. Главное, что должно вдохновлять брендостроителей, - вот это: «Бренд-победитель на многие годы вперед станет символом одного из самых известных российских городов, разойдется миллионными тиражами по стране и зарубежным странам, делая Волгоград ближе и понятнее для миллионов людей во всем мире», - напутствуют организаторы креаторов.

Одну секунду, хочется спросить, а что сделало Волгоград одним из самых известных российских городов? Уж не Сталинградская ли битва и та самая статуя Родины-матери? И не исчезнет ли его известность вместе с отодвигаемым на задний план монументом? Но об этом чиновники, похоже, не думают.

Объяснить местному изданию V1.ru, чем их не устраивает «Родина-мать», в мэрии благоразумно отказались, переадресовав журналистов на Агентство развития туризма, которое играет основную роль в проведении конкурса.

В агентстве же тем пришлось выслушать витиеватую формулировку о намерении «изменить «кровавый» ракурс на мирный патриотизм». При этом остается непонятным, что такое «мирный патриотизм», ибо любой патриотизм, если он настоящий, подразумевает готовность пролить кровь за Родину, если возникнет такая необходимость.

«Родина-мать» - это все-таки наследие советских времен. К сожалению, у многих она ассоциируется с чем-то таким тяжелым, трагическим и траурным. Тем более у иностранцев. А нам бы все-таки хотелось, чтобы наш регион воспринимался как приятная территория для отдыха», - заявили журналистам в Агентстве развития туризма.

Гм, с каких это пор Волгоград стал «приятной территорией для отдыха» иностранных туристов? Или что позволяет надеяться, будто он сделается таким в будущем? Тем более что в «Википедии» говорится, что город характеризуется тяжелой экологической обстановкой из-за выбросов автомобильного транспорта и местных предприятий, включая химические, а городские сточные воды, сбрасываемые в Волгу, даже после очистки не соответствуют нормам по многим параметрам.

И с чего вдруг мы должны заботиться о легком восприятии города иностранцами? Здесь творилась история, и она такая, какая есть, тем и ценно это место.

И потом: что привлекает в город туристов, если не Сталинградская битва вкупе со знаменитым памятником? Чем можно заменить монумент? Что есть в городе равного по известности и популярности?

На всех рынках России летом торговцы нахваливают знаменитые волгоградские помидоры, но вряд ли этот овощ, действительно обладающий выдающимся вкусом, годится на то, чтобы стать символом города. А больше ничего с ходу на ум и не приходит. Да и надо ли?

Конкурс вызвал оживленное обсуждение в блогосфере. Некто anisiya-12 назвала готовящийся «ребрендинг» «крутым, но гадким поворотом» и написала: «Да и вправду, гордиться победами - это ведь стремно. То ли дело гордиться гей-парадами с содомитами в розовых трусах». Очевидно, «стремно» здесь означает «неловко», хотя первоначально значение этого слова было совсем иным.

«Несколько обидно понимать, что приятные ассоциации у иностранных туристов важнее народной памяти и национальной гордости... С другой стороны, непонятно, какие неприятные ассоциации может вызывать у туристов символ победы над фашизмом?» - в свою очередь отметил блогер Денис Гавриков.

Добавим также, что в парижском метро есть станция Stalingrad, но там нет и, видимо, никогда не будет станции Volgograd, какой бы новый бренд город себе ни придумал.

«Отказ от собственной истории ради иностранных туристов - это прекрасно. А уж какие неприятные ассоциации «Родина-мать» вызывает у немецких туристов...» - пишет в «ЖЖ» блогер igorianych.

Политолог Андрей Миронов в интервью газете сказал: «Начинания городских чиновников, скорее всего, будут пресечены в ходе ожидаемого 2 февраля 2013 года визита Путина в Волгоград». Ведь президент приедет для того, чтобы отметить годовщину Сталинградской победы, а не провести время на «приятной территории». Тем более что Путину принадлежит быстро ставшая крылатой фраза, брошенная год назад в тот период, когда определялось, какие российские города примут матчи чемпионата мира по футболу. «Как же нам побеждать без Сталинграда?» - задался риторическим вопросом Владимир Владимирович. И действительно - как?

Скорее всего, так и произойдет: чиновничья ретивость, в очередной раз пришедшая в прямое противоречие со здравым смыслом, будет остановлена на самом верху. Для рейтинга президента, опять же, полезно... Но самое примечательное во всей этой истории другое. Чиновники живут, «под собою не чуя страны», как сказал поэт, не понимая ее духа, настроения и нравов. И это печальнее всего.
В мэрии Волгограда пояснить, чем организаторов конкурса не устраивает прежний символ города, которым является статуя Евгения Вучетича «Родина-мать зовет!», отказались, сославшись на то, что основную роль в проведении конкурса играет ГКУ ВО «Агентство развития туризма». В ГКУ ВО «Агентство развития туризма», в свою очередь, сообщили о намерении «изменить «кровавый» ракурс на мирный патриотизм».

«"Родина-мать" - это, все-таки, наследие советских времен, - пояснили V1.ru в ведомстве. - К сожалению, у многих она ассоциируется с чем-то таким тяжелым, трагическим и траурным. Тем более, у иностранцев. А нам бы все-таки хотелось, чтобы наш регион воспринимался как приятная территория для отдыха. Поэтому новый бренд, на наш взгляд, должен сочетать то богатое наследие, которое мы получили, в том числе по патриотическому направлению, и все другие ресурсы, которые мы можем использовать для развития в регионе других направлений туризма: богатые природные ресурсы, богатые этнографические возможности и так далее».

Ректор Брестского государственного университета имени А.С. Пушкина Мечислав Чесновский признался, что очень удивлен и озадачен инициативой «наших русских друзей». Он убежден в том, что отказ от военной тематики в позиционировании Волгограда и Волгоградской области станет большой ошибкой.

«Отказываться от своей истории и, тем более, от каких-то доминантных моментов в ней никак нельзя, - полагает господин Чесновский. - Если мы предадим забвению наше прошлое, оно обязательно выстрелит в нас в будущем. Это общеизвестно. Если уж волгоградцам или «отцам» этого города захотелось большего привлечения иностранных туристов, то, на мой взгляд, какие-то привлекательные вещи можно придумать. Но все-таки доминанта Сталинграда-Волгограда бесспорно должна оставаться. Ведь это то, что знает весь мир.

Пусть какая-то часть населения мира и смотрит на Сталинградскую битву не очень приязненно, вспоминая собственную историю. Но от этого интерес ведь не угасает. Я уверен, что даже эта часть иностранцев будет приезжать с целью увидеть черные страницы своей истории. Но ведь в мире гораздо больше людей, которые приязненно настроены и по отношению к вам, волгоградцам, и по отношению к нам, брестчанам. И отказываться от этого мне кажется, по крайней мере, неразумным.

Я не представляю ничего подобного в Бресте. Чтобы вдруг у нас сказали: «Ах, знаете, миру и зарубежным туристам надоела Брестская крепость, эта тема их нервирует. Давайте заменим ее на что-то нейтральное, цветочно-морковное»« Такие ультрасмельчаки у нас вряд ли найдутся. Потому что отказываться от исторической памяти неразумно. И на этом точка!».


Известный волгоградский краевед-любитель Ростислав Грехов разделяет мнение о том, что отмежевание от военной славы Сталинграда не пойдет Волгограду на пользу.

«Я думаю, что наш город вошел в историю под именем Сталинграда и под ним в ней и останется, - считает господин Грехов. - Он не известен как родина каких-то композиторов, писателей, поэтов. Он известен именно как город, героические защитники которого сломали хребет фашизму. Объясню свою мысль с помощью простой аналогии. Бывает, человек совершит какую-нибудь глупость, и его потом из-за этого всю жизнь называют дураком. Или наоборот, человек чем-нибудь прославился в своей жизни, и потом чем бы он ни занимался впоследствии, все равно останется в людской памяти как большой специалист в той области, в которой совершил что-то выдающееся.

Наш город останется в истории как Сталинград именно благодаря Сталинградской битве. Что касается иностранных туристов, то они вообще перестали к нам ездить. Но отнюдь не потому, что их травмирует память о Сталинграде. Россия вообще сейчас перестала быть кому-либо интересной, кроме себя самой. И те немногочисленные туристы, которые до сих пор ездят в Волгоград, ездят именно в Сталинград. Больше здесь смотреть нечего, потому что все, что было в городе до войны - стерто, а то, что построено после войны, никому особенно не интересно.

Единственным шансом привлечь туристов является восстановление и пропагандирование всего того, что связанно со Сталинградом. Если, к примеру, Волгоград решит себя позиционировать как родину лучших в мире мясо-молочных коров, иностранцы этого просто не поймут. Коровы у них и свои есть, а Сталинград вписан в скрижали истории и уже тем интересен и уникален».

Получается, что этот величественный монумент, на который ежегодно приезжают посмотреть тысячи туристов, к которому ежедневно приходят ветераны, их дети, внуки, жители города, чтобы поклониться памяти Героев и вспомнить, как досталась нашему государству Победа, будет мерзко списан?

В 2008 году на торжественной церемонии в Москве подвели итоги  конкурса «7 чудес России». Одним из победителей был признан и волгоградский Мамаев курган со статуей «Родина-мать зовет!».  Неужели то, что считает вся Россия чудом, для наших чиновников является   "не слишком актуальным для региона"!

Скульптура «Родина-мать зовёт!» - композиционный центр памятника-ансамбля «Героям Сталинградской битвы» на Мамаевом кургане в Волгограде. Это одна из самых высоких статуй в мире! Её высота 52 метра, длина руки - 20 и меча - 33 метра. Высота скульптуры 85 метров. Вес скульптуры 8 тысяч тонн, а меча - 14 тонн (для сравнения: Статуя Свободы в Нью-Йорке в высоту 46 метров; Статуя Христа-Искупителя в Рио-де-Жанейро 38 метров).

Силуэт статуи «Родина-мать» был взят за основу при разработке герба и флага Волгоградской области.

ссср, сталинград, волгоград, война, Россия, родина-мать, история

Previous post Next post
Up