Я часто размышляю над понятием «элита». Много существует мнений и определений этого понятия.
1. ЭЛИТА - руководящая верхушка официальных руководителей государственной власти, высший менеджмент финансовых и коммерческих структур, опирающиеся на поддержку средств массовой информации и силовые структуры; оказывает определяющее влияние на политическое, экономическое и социальное развитие страны;
2. ЭЛИТА - избранная часть, верхушка общества, стоящая выше остальных людей.
Мне они все не нравятся. В них нет главной сути - кого считать элитой. По умолчанию в них элита - это обязательно «руководящая» часть общества, наделенная некими благами…
Французское же слово "elite" означает «лучший, избранный». Но ни ум, ни рассудок не назовет нынешних высших чиновников и руководителей государства элитой, лучшими людьми.
Стало быть лучшим человека делает не должность, которую он занимает, или достаток, в котором он пребывает, а набор неких принципиальных качеств.
В этой связи мне нравится определение элиты Федором Михайловичем Достоевским:
"Лучший человек" по представлению народному - это тот, который не преклонится перед материальным соблазном, тот, который ищет неустанно работы на дело божие, любит правду и, когда надо, встает служить ей, бросая дом и семью и жертвуя жизнию…"
Достоевский выделил тут два критерия:
1. Элита не служит делу самообогащения (мамонне), но только делу божию.
2. Любит правду (справедливость) и жертвует за нее жизнью.
Держава прежде всего обязана растить и воспитывать истинную элиту. Аристократию носителей национального духа, священников и воинов. Для коих власть - вовсе не дверь в растительную жизнь икорки да саун с податливыми красавицами, а бремя ответственности за судьбу страны. Воспитывать людей, для которых честь и доблесть - превыше всего. Лишь те могут быть элитой, кто не боится трудностей и опасностей, кто идет впереди народа, увлекая его за собой. В войне, этом высшем напряжении человеческого духа, или в тяжелом труде. Жесткие и суровые законы, по которым творится элита, неизменны и вечны для всех времен и народов. Луки могут сменяться ружьями, доспехи и мечи - танками да истребителями, а каноны сии не прейдут во веки веков. Элита, коли она хочет быть властной и сильной, не должна погрязать в неге и разврате. С юных лет аристократы обязаны привыкать к лишениям и самоограничению, презирать роскошь и любить бой, умея проходить испытания на грани человеческих возможностей. Ежедневно она должна закалять дух и тело, подтверждая свое звание лучшей части народа, его вожаков. Так растили свою элиту спартанцы, приучая детей переносить голод и боль, холод и изнурительные битвы, есть черствый хлеб и вообще пищу воина. Четыреста лет Спарта была непобедимой. Но стоило этой системе воспитания сломаться - и славное государство погибло.
Во времена расцвета Российской Империи так же растили и молодых дворян. Отрывая их сызмальства от домашнего уюта и родительских ласк ради кадетских и морских корпусов. В которых молодые аристократы познавали жесткую иерархию и дисциплину, солдатскую кашу и свист розог. Они привыкали к орудийному грому и запаху пороха, к кровавым мозолям на руках и к дыму походных костров, к бурям, жаре и к холоду. Они проникались сознанием того, что судьба дворянина - это служба Царю и Отечеству с юности и до гробовой доски. Вот почему Россия рождала богатырей, словно кованных из чистой стали. Суворова, Кутузова, Румянцева и Ушакова, не боявшихся вступать в бой с превосходящими силами врагов, державших в страхе всю Европу. Адмирал Ушаков сходился с противником на пистолетный выстрел, бросая свои деревянные корабли против каменных бастионов Корфу и сотен пушек с раскаленными ядрами.С Петра Великого, постановившего: дворянину быть на службе пожизненно, в Империи родился невиданный тип людей. Тех, которые могли одновременно выступать и полководцами, и учеными, и дипломатами. Русского дворянина могли отправить в раскаленные пески Закаспия и во льды Арктики, на штурм кавказских твердынь и в альпийские походы. Навстречу пулям, цинге, голоду и тысячеверстным расстояниям. Потому в России были дворяне Лаптевы, Проничищев и Малыгин, исследователи полярных просторов. Или граф Воронцов, который под градом французской картечи лично вел в атаку гренадерскую дивизию при Бородине. А потом продавал свое имение, дабы раздать награды тем, кто остался в живых. Или генерал Ермолов, бросивший в лицо персидскому визирю перстень с огромным алмазом, когда его пытались умаслить на переговорах. При этом Ермолов вовсе не был богат. В России рождались люди вроде братьев Миклухо-Маклаев. Один рисковал жизнью, выполняя разведывательную миссию среди людоедов Тихого океана, а другой ушел на дно вместе со своим маленьким броненосцем, приняв неравный бой с двумя тяжелыми крейсерами японцев. Рядом с такой аристократией нынешняя «элита» выглядит чем-то вроде грызунов или тараканов. Необходимость совершить настоящий поступок или взять на себя полную ответственность для них - что свет, зажженный на кухне для тараканьей стаи, копошащейся на грязной мойке. Конечно, дворянство пало в 1917-м, оставив после себя лишь жалких потомков-вырожденцев, «тусующихся» в шоу ельцинской эпохи. Но его деградация начинается с Екатерины Второй, которая разрешила аристократам не служить державе пожизненно и уходить в отставку, замкнувшись в имениях. С той поры и развелись на Руси маниловы с обломовыми. А из ушаковых получились графья Юсуповы.
Принцип «элита должна, быть тренированной и поджарой» незыблем. Что для горцев Кавказа, которые отправляли своих детей на суровое воспитание в чужие семьи, что для государства с ядерными боеголовками и космическим флотом.
Для воспитания элиты нужны кадетские корпуса, нахимовские и суворовские училища, военно-музыкальные училища, ибо кадет воспитан в дисциплине. Это значит, что он стремится к цели. Нужна ПУБЛИЧНАЯ элита.
Как растить элиту?
Надеюсь, все знают выражение - «Кадры решают всё». Но на деле, например, в нашем государстве, судя по всему, или почти никто не понимает важности воспитания Элиты, или соответствующие силы в этом не заинтересованы, целенаправленно блокируя этот процесс.
О том же гласит народная мудрость - разложение общества всегда начиналось и заканчивалось там, где его элита теряла свои функции носителей духовности, морали, мудрости и воинской доблести. Так произошло в 60-е годы нашей эры с Римской империей, так произошло в более ранний период с Мессопотамией, Древним Египтом, Шумерой и другими цивилизациями. Не является исключением и то, что происходит с нашей Родиной.
Как сформировать Элиту Будущего нашей Родины. Для этого сначала рассмотрим как осуществляется подготовка кадров сейчас и какой она должна быть. Затем рассмотрим, каким требованиям должна соответствовать элита Будущего и Власть.
Подготовка кадров в современном обществе.
В России дела обстоят немного лучше: что-то, конечно, делается и на уровне правительства в том числе, но до результатов, которые были в Царской России, очень далеко.
В Украине - это практически ноль. Что-то конечно осталось в виде высшего образования из Советского Союза, но ушла идеология, ушли остатки Высших Ценностей, поэтому требования к кардам стали на порядок хуже, чем несколько десятков лет назад. Если посмотреть в Интернете, то можно увидеть, что эти вопросы в Украине даже не ставятся, информации найти не удалось.
В Европе и высокоразвитых странах - кое-что есть. Например, Оксфорд традиционно считается кузницей кадров для элиты, причём не только для науки, но прежде всего для управления страной. В данном направлении работают - Оксфорд, известные университеты мира и другие закрытые учреждения, которые готовят кадры высшего уровня.
Но так, как готовили Элиту, Служителей, Рыцарей, Правителей раньше, в великих Империях и Духовно-рыцарских орденах, то есть десятки лет, с высочайшими требованиями и суровыми испытаниями - сейчас этого или нет вообще, или есть только в каком-то приближении.
Какой должна быть подготовка кадров.
В идеале это должна быть особая Каста, и правящую Элиту, Лидеров, аристократию Духа нужно готовить целенаправленно с детства. Так, как во все времена, когда основным требованием в конечном итоге было Служение Богу и Обществу. Поэтому первое и основное - это формирование Личности с самого детства, в течение десятков лет. Второе - это уже профессионализм, конечно также обязателен.
Это должна быть реальная модель подготовки, адаптированная для современного общества, с чёткими требованиями, ступенями, правилами перехода. И одна из задач при разработке этой модели - чтобы результат можно было оценить очень легко.
Если рассматривать модель суперлидерства в нашей Системе - это Образ Жизни, куда человек вкладывает своё время и открытые и реализованные таланты во всех сферах. Это Успех в бизнесе - стань миллионером, меценатом, Творчество - выступать на сцене, и чтобы люди могли чувствовать, что у тебя открытое сердце. По Науке - покажи, что ты умный, и защити пару диссертаций. Общественная деятельность - можешь ли ты объединять людей на высших мотивах, а не на деньгах. Дальше - это способность быть Наставником, Духовным Учителем - вести людей к Успеху и готовить Лидеров.
Если все эти таланты есть, то человек способен чувствовать, способен понимать, он способен творить благо, он реально это и делает. Всё должно быть очень легко проверяемо и так, чтобы возможности для негативных проявлений вообще не осталось. Тогда действительно это будут люди, которые не вызывают вопроса - достоин или нет. Это будут действительно самые достойные - по всем направлениям вне конкуренции. Только такие люди и могут быть реально вершиной Элиты.
Отбор лучших.
Следующий вопрос: отбор лучших. С одной стороны, элиту нужно готовить, с другой стороны, пока её нет, нужно отбирать лучших - тех, кто ближе всего к данным требованиям. Конечно, самых успешных, а ещё лучше - людей, которые не боятся рисковать своей жизнью, тех, кто сражались за родину и у кого открытое сердце.
Мы с вами рассмотрели вопросы, как сделать, чтобы во власть входили достойные люди.
КОНТРОЛЬ КАДРОВ
По данной части три основных вопроса: что есть, что должно быть, чтобы человек, придя во власть, остался достойным, каким образом можно оценивать, контролировать работу человека, и при каких условиях он может двигаться вверх, а при каких - обязан выйти и больше не возвращаться?
Требования к элите в современном обществе.
Итак, что можно наблюдать сегодня по элите. К сожалению, люди больше верят в демагогию и не оценивают те результаты, которые мы видим. Требований к элите нет, отсутствует нравственный стандарт: кто имеет право претендовать на власть. В большинстве случаев - это свои личные интересы над общими, какие-то скрытые договоры, отработка денег, корыстные мотивы, предательство и взяточничество. И элитой становятся не самые достойные, а разные: шустрые, продажные, порочные. И закон к этому, в том числе через депутатскую неприкосновенность, поощряет. В частности, люди идут во власть, чтобы избежать уголовных наказаний. Многое покупается: начиная от политических фигур и заканчивая местами в парламенте. Если говорить об элите культуры или шоу-бизнеса, то это чаще всего не самые талантливые, а те, кто являются сыном, дочерью, родственником или прогибается вовремя - это неправильно.
То есть требования чаще всего одни: чтобы какого-либо начальника или авторитета это устраивало. Что делают многие чиновники - проверить и повлиять почти невозможно. Во многих случаях должности покупаются для того, чтобы брать взятки и по цепочке передавать. Конечно, не всегда и не везде так, но по коррупции Украина и Россия - одни из мировых лидеров. Складывается ситуация, когда элита уже не рассматривается как положительное понятие, а деградировало, и чаще всего - это место, которое занимает человек, а не его личные качества, заслуги и таланты.
Контроль кадров.
Каким же образом должен осуществляться контроль кадров? Что нужно делать сейчас, чтобы все было по-другому? Одно - это тщательно готовить и отбирать кадры. Второе - власть не должна развращать человека, то есть необходим комплекс высоких требований и законов контроля, который не позволил бы человеку скатываться и быть порочным, чтобы все негативное, худшее не выживало, а все лучшее раскрывалось, и для человека достойного это было бы реализацией мечты. Например, что добавит ответственности: для чистоты и прозрачности финансовых механизмов вся информация должна быть представлена в Интернете и в каждом кабинете должна быть видеокамера.
Следующее: человека нужно оценивать по этике его поведения. Раз соврал, нахамил - исчезни с голубого экрана и из кабинета. По образу жизни: если ты достоин, то для общения с достойными должны быть вечера, балы, салоны. А если вечера проводишь в кабаке или казино и напиваешься до недостойного состояния, то через секунду - это конец карьеры.
Если общаешься с недостойными, то сам недостойный - найди выход, дверь и навсегда. Должно быть понимание, что Служитель Общества - это публичный человек и его жизнь и дела видны как на ладони. Если честен - бояться нечего, а если нечестен, не достоин - дрожи и убегай. Требований, конечно, больше, но мы надеемся, что всем присутствующим суть ясна: что человек должен быть достоин во всех проявлениях и должны работать все соответствующие оценочные механизмы.
Критерии оценивания элиты
Следующий вопрос - это карьера и дела. В каких условиях человек может двигаться по иерархии вперед, на самые высокие вершины. Сейчас во многих случаях: развалил одно - пошел на повышение разваливать другое. Это недопустимо. Или человек получает назначение по личным симпатиям и не имеет вообще отношения к профессии. Также плохо, если человека назначают не на конкурсной основе - он без плана, полгода входит, потом снимают, и процесс идет сам по себе. Что должно быть? Правила движения по карьере должны быть четко определены, и они ни у кого не должны вызывать возражений. И лучший вариант - оценивать только по конечному результату. Безупречная репутация, личная рекомендация наставника, то есть человек должен быть кристально чист - это право быть руководителем, и конечный результат - условие движения вперед.
Второе - по значимым делам и результатам. Если результат негативен - нет смысла рассматривать кандидатуру, должны быть видны результаты. Во многих случаях нет четкой системы оценок. Необходимо, чтобы оценивали только по конечному результату. И чтобы стать главным руководителем, нужно подтвердить, что ты действительно лучший из тех, кто претендует на Лидерство. Есть 2-3 кандидата: можно послушать, кто о чем говорит, что предлагает, и это должно быть действительно по результатам, а не по чьему-то личному желанию. Защита проектов, расчетов - и кто из достойных готов брать на себя самые высокие требования и отвечать за них свободой, карьерой и имуществом - тот и побеждает, и все будут этому только рады. Выполнил, значит, заслуживает уважения и идет дальше. Не выполнил - освободи место завтрашнему дню.
И в заключение мы желаем, чтобы каждый осознал ценность Личности для государства, для каждого жителя нашей страны. И если вы чувствуете в себе перспективы - становитесь на путь Суперлидера, если нет таких сил - выбирайте самых достойных, а не тех, кто бесконечно врет. Желаем смотреть не на то, что люди обещают, а на то, какие дела за ними стоят. Желаем также, чтобы изменилось мировоззрение нашего Общества, ушли стереотипы и чтобы люди верили не обещаниям, а реальным делам, и верили созидательно.
Использованные материалы:
• Идеи академика Миание М.Ю.
• Открытые источники