Гениальность и реальность: как правильно развивать таланты ребенка

Sep 14, 2024 11:35





Гордость за своего ребенка - одно из самых приятных в мире чувств. Большинство мам радуется любым детским успехам. Другим же родителям хотелось бы видеть своего малыша выдающимся спортсменом, музыкантом или ученым. Нередко поиски одаренности и даже гениальности в ребенке становятся для мам и пап навязчивой идеей. Почему не стоит зацикливаться на тщательном выявлении детских талантов? И как помочь ребенку, у которого действительно есть способности к чему-то, развить их? На эти спорные, но очень важные темы рассуждает Татьяна Василькова, основатель школы раннего развития «АЗ-БУ-КА».

Татьяна Василькова, эксперт по дошкольному развитию, основатель школы раннего развития АЗ-БУ-КА, мама двух дочерей

Надеяться на гениальность ребенка вредно и даже опасно

«Есть ли у моих детей выдающиеся способности?», «Гениален ли мой ребенок?» - такие вопросы могут задавать заботливые, но при этом очень амбициозные родители. И вопрос этот не только не совсем корректен по отношению к ребенку, но и опасен. Почему?


Потому что если мама задает такой вопрос, то она наверняка рассчитывает, что ее ребенок в чем-то одарен. Ей хочется применить какие-то критерии гениальности, как-то протестировать его, чтобы подтвердить свои догадки. Я не знаю таких критериев и тестов. Зато я знаю, что такая мама, узнав, что у нее обычный ребенок, скорее всего, будет разочарована. В отдельных случаях даже разозлена. Она может почувствовать стыд за него, ведь он не оправдал ее ожиданий. Отношения испортятся, контакт мамы и малыша будет нарушен.

Поэтому я считаю, что специально искать у ребенка выдающиеся способности, как-то тестировать его - это очень рискованное решение. Как бы вам ни хотелось, чтобы ваши дочь или сын были гениальны, не зацикливайтесь на этом. Кроме того, гениальность не нужно выявлять, ведь это способности такой невероятной силы, которые обязательно проявятся сами.



Ловушка одаренности

А если ребенок делает в каком-то деле заметные успехи? В таком случае родителям нужно чутко прислушиваться к нему. Нравится ли ему то, чем он занимается? Он играет на фортепиано или читает книги по биологии потому, что получает от этого удовольствие? Или потому, что у вас династия музыкантов или врачей - и вы надеетесь, что она будет продолжена? Если с ребенком чем-то усиленно заниматься, у него будут успехи. Но не всегда это значит, что он талантлив в этом деле. На самом деле он может быть одарен совсем в другой сфере, но родители так мечтают вырастить нового пианиста или врача, что отсекают все остальные возможности.

Мне известен такой пример: ребенок интересовался физикой, у него были к ней способности, но папа видел его скрипачом. Мальчик послушался его и много лет занимался музыкой, а потом, уже в зрелом возрасте, осознал: что-то важное упущено. Да, он переучился и наконец-то стал физиком, но сколько времени было потрачено на нелюбимое дело! Он не достиг в физике того, что мог бы, имей он это время. Да и отношения с отцом были испорчены. Это настоящая драма.

Талант или результат хорошей работы?

Как я уже сказала, если ребенок серьезно чем-то занимается, у него будет это получаться, особенно если педагог хороший. Мама думает, что это талант. На самом деле это просто результат каждодневных усилий. Ребенок хорошо развивается и даже достигает успехов, но в какой среде? В среде обычных людей. Это очень маленькая выборка, чтобы делать выводы об одаренности.

Если ваш ребенок лучший, например, в группе по фигурному катанию, сравнивайте его с такими же детьми, делающими успехи, покажите тренерам спортшкол олимпийского резерва. Специалисты с богатым опытом способны понять, кто перед ними: невероятно одаренный и перспективный спортсмен или просто целеустремленный и работоспособный человек, возможности которого не безграничны.

В случае со спортом есть еще одна опасность. У человеческого тела есть пределы выносливости, и до какого-то момента ребенок будет тренироваться и достигать все новых успехов. А потом может случиться внезапная травма, которая закроет дорогу в спорт навсегда. Ребенка ждет долгое восстановление и поиски нового пути в жизни, а мама будет разочарована: ведь она рассчитывала на одаренность!



Давайте ребенку выбор

Лучший вариант гармоничного развития для вашего ребенка - это возможность пробовать себя в разных вещах. Сложно предоставить ему такую возможность в домашних стенах, даже если вы каждый день читаете, считаете и рисуете. Например, у малыша могут быть способности к плаванию или занятиям горными лыжами, но вы об этом не узнаете, если не сводите его в бассейн и не подниметесь на гору. Спрашивайте у ребенка, что ему нравится. Это звучит примитивно, но мало кто так делает. Общаясь с ребенком, узнавая его, вы не только укрепляете ваши отношения, но и помогаете ему взрослеть.

Я призываю вас не превращать это всестороннее развитие в систематические занятия на дому, как в школе, по расписанию. Пусть это будут постоянные открытия и эксперименты: сегодня малыш рисует карандашом, завтра берет в руки краски, послезавтра пробует новые техники. Со временем вам станет ясно, что ему удается лучше всего, что ему самому нравится. До трех лет ребенку может удаваться многое, а после семи уже будет видно, к чему лежит его душа, в какой сфере его способности.

Как помочь способному ребенку

Обычные дети в разном возрасте могут демонстрировать способности, которые очень воодушевляют родителей. Кто-то учится читать в три года, кто-то бегло говорит на английском к первому классу. Что бы я советовала делать родителям? Стремиться к всестороннему развитию. Если ребенку действительно легко даются языки, создайте ему условия для изучения французского, китайского. Пусть не ограничивается английским, а выучит столько языков, сколько сможет. Жизнь может так сложиться, что ребенок не найдет других ресурсов для самореализации, кроме этого лингвистического дара. Если он овладеет всего одним языком, пусть даже в совершенстве, но при этом не будет уметь ничего другого, ему сложно будет добиться успеха в жизни. Другое дело, если сын или дочь будут знать пять языков.

Иногда дети с выдающимися способностями отличаются от других, им сложно общаться с другими ребятами, они чувствуют себя одинокими, а порой даже подвергаются насмешкам за свою «инаковость». Многие одаренные дети замыкаются в себе. Хотя в нашем обществе есть запрос на креативных людей, все же оно к ним пока не готово. И задача родителей - найти ребенку окружение, единомышленников, которые не будут над ним смеяться, а окажут всестороннюю поддержку. В доброжелательной среде малышу проще реализовать свои способности.

Если одного ресурса в избытке, другой может быть в дефиците. Люди со сверхспособностями нередко живут в забвении и бедности, потому что не умеют общаться с другими людьми, не могут создать семью, не обладают навыками самопрезентации и попросту не могут зарабатывать на своих изобретениях и шедеврах. Не стоит прикладывать все усилия к развитию какой-то одной сферы, лучше стремиться к балансу.



Слушайте ребенка

Предположим, ребенок с удовольствием занимается спортом и музыкой и даже достигает определенных успехов. Может наступить момент, когда он «перегорит» и не будет стремиться на занятия. Как следует поступить мудрой маме? Велик соблазн рассказать сыну или дочери, что награда международного конкурса или медаль Олимпиады не даются легко, это всегда преодоление себя, слезы и прочие неприятные, но неизбежные вещи. Удержитесь от этого. Удержитесь от мыслей о том, что однажды ребенок вас поблагодарит за то, что вы настояли на своем. Исходите из того, чего хочет он сам. Если ему не нравится, он устал, потерял интерес - это его право, и не надо заставлять заниматься, даже если есть талант. Если ребенку это дело важно и интересно, он будет заниматься. Он найдет способ организовать свою жизнь так, чтобы успевать по максимуму. Интерес - это прекрасная мотивация, и в ваших силах ее поддерживать.

Настояв на своем, не прислушавшись к ребенку, через много лет вы рискуете услышать, что никакой благодарности за это он не испытывает: «Это было нужно тебе, а не мне», «Из-за этого у меня не было детства».

Слушайте ребенка, а не свои амбиции. Думайте о том, как он будет жить через 20−30 лет, когда будет взрослым и самостоятельным. Задавайте вопросы: «Почему ты хочешь поступить именно так?», «Как ты думаешь, что будет, если ты так поступишь?» Отвечая на них, ребенок учится самоорганизации, планированию, ответственности. Давайте ему самостоятельно делать выбор, осознавать последствия своих поступков. Эта осознанность для обычной взрослой жизни, к которой мы готовим детей, намного ценнее любых медалей и грамот.

Читайте также:

Кто такие тьюторы и для чего они нужны

7 противоречий в воспитании, которые мучают современных мам

5 необычных секций, от которых ваш ребенок будет в восторге

Записала: Оксана Дьяченко

Фото: kievstock/Dmytro Vietrov/Inara Prusakova/Antonio Guillem/Shutterstock.com

Previous post Next post
Up